Образовательная программа дополнительного образования детей «Художественная компьютерная графика».
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №302 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Принята Утверждаю:
на педагогическом совете Директор:______________И.В.Захарова
протокол №_____ от_________
.
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Художественная компьютерная графика».
Для детей 8-11лет.
Срок реализации 2 года.
Автор: Приказчикова Татьяна Алексеевна,
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2012
Структура.
1. Пояснительная записка 2
2. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «Художественная компьютерная графика» (первый год
Обучения). 5-6
3. Содержание программы «Художественная компьютерная графика»
(первый год обучения)7-10
4. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «Художественная компьютерная графика»
(второй год обучения..11-12
5. Содержание программы «Художественная компьютерная графика»
(второй год обучения) .13-18
6. Методическое обеспечение программы 19-20
7. Список литературы21
Пояснительная записка.
Направленность образовательной программы – художественно-эстетическое.
Компьютер как техническое средство обучения начинает более широко применяться в учебном процессе. Его применение повышает у учащихся мотивацию к обучению. Программа направлена на дальнейшее освоение компьютера, его возможностей; формирование художественного вкуса, мышления и творческого развития детей путем углубленного изучения программы Paint.
Новизна программы в том, что она не только прививает навыки и умение работать с графическими программами, но и способствует формированию эстетической культуры. Эта программа не даёт ребёнку “уйти в виртуальный мир”, учит видеть красоту реального мира.
Актуальность программы в том, что в нашем информационно-компьютерном мире возникла необходимость укрепления связей ребенка с компьютерной графикой, трудом и искусством. Содержание программы не ограничивается какой-либо одной областью знаний, а это переплетение истоков общих знаний о мире, законах бытия, о своем внутреннем мире с умением творчески представить свое видение, понимание, чувствование, осмысление.
Педагогическая целесообразность.
Научившись работать с универсальными компьютерными программами, учащиеся могут в дальнейшем совершенствовать свои знания и опыт, осваивая специализированные программы для их применения в учебном процессе. Занятия рисованием на компьютере развивают умение видеть красивое в окружающей жизни. Воспитывается художественное чутье и культура.
Цель программы: научить понимать язык компьютерного искусства, освоение учащимися современной компьютерной технологии - графическим редактором Paint
( для более старших детей и Adobe Photoshop), развитие художественного вкуса, углубление и расширение знаний в области изобразительного искусства, вовлечение ребят в творческий процесс.
Задачи:
Обучающие:
приобщить ребенка к работе на компьютере для решения прикладных задач;
познакомить учащихся с правилами безопасной работы на компьютере;
изучить устройство и назначение компьютера;
научить учащихся работать с окнами программ и документов;
изучить прикладные программы Paint и PowerPoint ( для более старших детей и Adobe Photoshop);
изучить основы построения компьютерных рисунков.
Развивающие :
развивать творческое воображение средствами изобразительного искусства на компьютере;
развивать композиционного мышления, художественного вкуса,
развивать эмоциональной сферы, чувства, души.
Воспитательные:
помочь ребенку осознать место компьютера в современной жизни;
помочь понять то, что компьютер не может заменить творчество человека непосредственно, а только помогает его реализовать,
воспитывать трудолюбие, терпение и усидчивость.
Воспитывать умственные и волевые усилия, концентрацию внимания, логичность.
Отличительной особенностью программы является практическая направленность преподавания в сочетании с теоретической, творческий поиск, научный и современный подход, внедрение новых оригинальных методов и приемов обучения в сочетании с дифференцированным подходом обучения. Главным условием каждого занятия является эмоциональный настрой, расположенность к размышлениям и желание творить.
Возраст детей: 8 -11 лет.
Сроки реализации программы: 2года.
Формы проведения занятий: беседа, демонстрация и иллюстрация (в том числе с использованием обучающих и демонстрационных компьютерных программ), объяснение, лекция, практическая работа на ПК, анализ ошибок и поиск путей их устранения, практическая работа, самостоятельная работа, творческие практические работы, конкурсы, викторины.
Режим занятий:
Главным условием приёма в коллектив является своевременная запись при наличии свободных мест. Принимаются дети без специальной подготовки.
Количество учащихся в группе - 12 человек.
Занятия проводятся 2раза в неделю, продолжительность одного занятия – 45 минут с 2 физкультминутками.
Для школьников10-11 лет предусмотрена возможность изучения программы в более усложнённом виде (2 год обучения).
Занятия проводятся 2 раза в неделю, 72часа в год. Группа состоит из 12 детей.
Учебно-тематический план дополнительной образовательнойпрограммы «Художественная компьютерная графика»
(первый год обучения)
2 час в неделю , 72 часа в год
№
Тема.
Теория
Практика
Общее
кол-во
часов
1
Вводное занятие. Цели и задачи кружка.
Правила безопасной работы в кабинете информатики.
1
1
2
2
Роль рисунка в жизни современного общества.
1
1
2
3
Программа Paint: назначение, возможности, экранный интерфейс.
2
2
4
4
Знакомство с графическим редактором PAINT.
4
6
10
5
Редактирование графических изображений.
2
6
8
6
Загрузка и сохранение документа.
2
2
4
7
Работа с фрагментом изображения.
2
4
6
8
Монтаж рисунка из объектов.
2
2
4
9
Операция отражения, поворота и наклона.
2
4
6
10
Ввод текста.
2
2
4
11
Масштабирование изображения.
Применение сетки.
2
2
4
12
Построение орнамента из набора примитивов.
2
2
4
13
Технология OLE
2
2
4
14
Знакомство с программой PowerPoint.
4
4
8
15
Итоговая работа по редактору Paint.
2
2
Итого:
30
часов
42
часов
72 часа
Содержание программы «Художественная компьютерная графика»
(первый год обучения) 72 часа в год
Тема 1. Введение. Цели и задачи кружка. Правила безопасной работы в кабинете
информатики.(2 ч)
Практика. Работа с мышью. Раскрашивание компьютерных рисунков.
Тема 2. Роль рисунка в жизни современного общества. (2 ч)
Тема 3. Программа Paint: назначение, возможности, экранный интерфейс. ( 4ч)
Окно графического редактора PAINT. Запуск редактора. Завершение работы редактора. Графические примитивы.
Практика. Вычерчивание рисунка с помощью панели инструментов и палитры.
Тема 4. Знакомство с графическим редактором PAINT. (10ч)
Запуск редактора. Завершение работы редактора. Инструменты. Палитра. Операции с цветом.
Практика. Раскрашивание компьютерных рисунков.
Тема 5. Редактирование графических изображений.(8ч)
Вычерчивание рисунка с помощью панели инструментов и палитры. Операции
с цветом. Практика. Рисование по образцам, на свободную тему.
Тема 6 .Загрузка и сохранение документа. Расширение файла. (4 ч)
Практика. Создание своей папки, сохранение файла в ней. Сохранение
графических документов в формате .jpg (.jpeg) или .gif.
Тема 7 . Работа с фрагментом изображения. (6ч)
Выделение и Выделение произвольной области.
Циклические алгоритмы. Выбор фрагмента изображения
Практика. Редактирование изображений в растровом редакторе Paint.
Тема 8. Монтаж рисунка из объектов. (4 ч)
Копирование и перемещение частей рисунка. Работа с буфером.
Практика. Построение симметричных объектов.
Тема 9. Операция отражения, поворота и наклона. (6 ч)
Мозаика. Цветной ластик.
Практика. Создание симметричного рисунка.
Тема 10. Ввод текста. (4ч)
Панель атрибутов текста. Создание художественного текста. Оформление
текстового объекта.
Практика. Форматирование текста в графическом редакторе.
Тема 11. Масштабирование изображения.(4ч)
Применение сетки.
Практика. Создание точного контура объекта.
Тема12. Построение орнамента из набора примитивов.(4ч)
Создание разных орнаментов из набора примитивов. Выделение фрагмента и экспорт
фрагмента рисунка на новый графический лист. Цветовой дизайн.
Практика. Построение орнаментов по образцу.
Тема 13. Технология OLE. (4 ч)
Метод внедрения. Закрепление навыка выделения фрагмента и экспорта фрагмента
рисунка на новый графический лист. Редактирование изображений в растровом
редакторе Paint.
Практика. Внедрение объекта из документа одного приложения в другое.
Тема 14. Знакомство с программой PowerPoint. ( 8ч)
Окно программы. Меню редактирования и форматирования. Вставка слайдов. Вставка
объектов. Анимация и смена слайдов.
Практика. Создание презентации со своими работами.
Тема15. Итоговая работа по редактору Paint. (2 ч) Практика. Представление своих работ в программе PowerPoint.
Ожидаемые результаты ( первый год обучения)
Учащиеся должны знать:
правила техники безопасности при работе на ПК;
назначение и функции графического редактора Paint;
особенности, достоинства и недостатки растровой графики;
способы сохранения изображений в файлах растрового формата
интерфейс MS PowerPoint .
настройки эффектов анимации.
правила вставки рисунка, диаграммы, графики, звука.
Учащиеся должны уметь:
пользоваться графическим редактором Paint
создавать собственные иллюстрации, рисунки из простых объектов (тех объектов, которые предлагаются в стандартных наборах, к примеру, круг, овал, линии, прямоугольники и др.);
выполнять операции над объектами (редактирование, форматирование, сохранение, передача, копирование, перенос фрагмента изображения из одной части чертежа в другую; удаление фрагмента изображения и др.);
редактировать графические изображения (изменение цвета изображения;
уметь выполнять обмен файлами (как в сети, так и в программных средствах).
выводить рисунки на печать;
сохранять рисунки на дисках.
Создавать мультимедиа презентацию,
Способы определения результативности:
наблюдение за детьми в процессе работы;
тестирование;
коллективные творческие работы;
беседы с детьми и их родителями.
Формы подведения итогов
Основной формой контроля усвоения учебного материала является выполнение учащимися творческой работы как после прохождения раздела программы, так и после изучения всего курса. Систематизация всех интересных находок позволит организовать последующие коллективные и персональные выставки работ.
Учебно-тематический план дополнительной образовательнойпрограммы «Художественная компьютерная графика»
(второй год обучения).
2 час в неделю , 72часав в год
№
Тема.
Теория
Практика
Общее
кол-во
часов
1
Вводное занятие. Цели и задачи кружка.
Правила безопасной работы в кабинете информатики. Роль рисунка в жизни современного общества.
2
2
4
2
Программа Paint: назначение, возможности, экранный интерфейс.
1
1
2
3
Редактирование графических изображений.
2
2
4
4
Загрузка и сохранение документа.
1
1
2
5
Работа с фрагментом изображения.
2
2
4
6
Монтаж рисунка из объектов.
2
2
4
7
Операция отражения, поворота и наклона.
3
3
6
8
Ввод текста.
1
1
2
9
Масштабирование изображения.
Применение сетки.
1
1
2
10
Построение орнамента из набора примитивов.
2
2
4
11
Технология OLE
2
2
4
12
Графический редактор Adobe Photoshop .
2
2
4
13
Создание и сохранение изображения.
1
1
2
14
Работа с цветовыми моделями.
1
1
2
15
Обработка изображений.
2
2
4
16
Коррекция изображений.
1
1
2
17
Изменение цвета и фона изображения.
1
1
2
18
Рисование при помощи выделений.
1
1
2
1
Изменение цвета и фона изображения.
2
2
4
20
Работа со слоями.
2
2
4
21
Работа с масками.
1
1
2
22
Фильтры.
1
1
2
23
Знакомство с программой PowerPoint.
Оформление работ в альбом.
2
4
6
Итого:
35 часов
37
часов
72часа
Содержание программы «Художественная компьютерная графика»
Второй год обучения, 72 ч в год
Тема 1. Введение. (4 ч)
Цели и задачи кружка. Правила безопасной работы в кабинете информатики. Роль рисунка в жизни современного общества.
Практика. Работа с мышью. Раскрашивание компьютерных рисунков.
Тема 2. Программа Paint: назначение, возможности, экранный интерфейс. (42 ч)
Окно графического редактора PAINT. Запуск редактора. Завершение работы редактора. Графические примитивы. Инструменты. Палитра. Операции с цветом.
Практика. Вычерчивание рисунка с помощью панели инструментов и палитры. Раскрашивание компьютерных рисунков.
Тема 3. Редактирование графических изображений.(4 ч)
Вычерчивание рисунка с помощью панели инструментов и палитры. Операции с
цветом.
Практика. Рисование по образцам, на свободную тему.
Тема 4. Загрузка и сохранение документа. Расширение файла. (2 ч)
Практика. Создание своей папки, сохранение файла в ней. Сохранение
графических документов в формате .jpg (.jpeg) или .gif.
Тема 5. Работа с фрагментом изображения. (4 ч)
Выделение и Выделение произвольной области.
Циклические алгоритмы. Выбор фрагмента изображения
Практика. Редактирование изображений в растровом редакторе Paint.
Тема 6. Монтаж рисунка из объектов. (4 ч)
Копирование и перемещение частей рисунка. Работа с буфером.
Практика. Построение симметричных объектов.
Тема 7 . Операция отражения, поворота и наклона. (4 ч)
Мозаика. Цветной ластик.
Практика. Создание симметричного рисунка.
Тема 8. Ввод текста. (2 ч)
Панель атрибутов текста. Создание художественного текста. Оформление
текстового объекта.
Практика. Форматирование текста в графическом редакторе.
Тема 9. Масштабирование изображения.(2 ч)
Применение сетки.
Практика. Создание точного контура объекта.
Тема 10. Построение орнамента из набора примитивов.(4 ч)
Создание разных орнаментов из набора примитивов. Выделение фрагмента и
экспорт фрагмента рисунка на новый графический лист. Цветовой дизайн.
Практика. Построение орнаментов по образцу.
Тема 11. Технология OLE. (4ч)
Метод внедрения. Закрепление навыка выделения фрагмента и экспорта фрагмента рисунка на новый графический лист. Редактирование изображений в растровом редакторе Paint.
Практика. Внедрение объекта из документа одного приложения в другое.
Тема12. Графический редактор Adobe Photoshop .(4 ч)
Основные принципы работы с Adobe Photoshop . Демонстрация возможностей, элементы интерфейса Adobe Photoshop. Структура окна программы. Панели инструментов. Знакомство с палитрами. Способы открытия файлов с изображением. Изменение масштаба просмотра изображения.
Практическая работа: «Создание изображения Андреевского флага»
Тема 13. Создание и сохранение изображения в Adobe Photoshop (2ч)
Изменение размеров изображения и его разрешение.
Форматы сохранения изображений. Вывод изображений на печать. Предварительный просмотр.
Тема 14. Работа с цветовыми моделями в Adobe Photoshop.(2ч)
Цветовые модели, используемые в Photoshop. Подготовка изображения к печати. Работа с индексированными цветами. Изменение цветового разрешения с помощь индексированных цветов. Преобразование изображений в различные цветовые модели. Изменение размеров изображения.
Практическая работа: «Создание изображений по образцу»
Тема15. Обработка изображений в Adobe Photoshop ( 4 ч)
Выполнение кадрирования изображений. Обрезка и выравнивание изображений. Выбор цвета. Изменение пространственного расположения изображений.
Практическая работа: «Изменить цвета на фотографии. Превратить фотографию в акварель»
Тема16. Коррекция изображений в Adobe Photoshop. (2 ч)
Увеличение яркости и контраста изображений. Коррекция тонового диапазона изображений. Копия изображения. Увеличение яркости.
Практическая работа: «Откорректировать фотографию. Сделать фотографию более выразительной. Убрать «красные глаза» на фотографии»
Тема17. Рисование при помощи выделений.( 2 ч)
Выделение областей. Изменение размера выделенной области.
Практическая работа: «Создание изображений с помощью инструментов выделения»
Размытие края выделенной области. Практическая работа: «Вставка изображений облаков, созданных при помощи выделения с размытием»
Тема18. Изменение цвета и фона изображения. (2ч)
Изменение цвета изображения, используя выделение волшебной палочки и заливку в режиме наложения.
Практическая работа: «Построение композиций из исходных изображений». Построить отражение в воде и поместить в рамку
Тема 19. Работа со слоями.(4 ч)
Основные действия. Переименование слоя. Выполнение действий. Фоновый слой. Инструменты рисования и заливки. Создание художественного текста с обводкой. Практическая работа: «Подготовить объявление о пропаже щенка»
Тема 20. Работа с масками. (2 ч)
Создание маски из текста. Применение эффектов к тексту. Увеличение размеров холста. Практическая работа: «Подготовить изображение с текстом, внутри которого находится фотография»
Тема 21. Фильтры.( 2ч)
Применение фильтров к изображениям. Практическая работа: «Создать неоновую вывеску для дискотеки».
Тема 22. Знакомство с программой PowerPoint. ( 6ч)
Окно программы. Меню редактирования и форматирования. Вставка слайдов. Вставка объектов. Анимация и смена слайдов.
Практика. Создание презентации со своими работами.
Практика. Представление своих работ в программе PowerPoint.
Ожидаемые результаты ( второй год обучения)
Учащиеся должны знать:
правила техники безопасности при работе на ПК;
назначение и функции графического редактора Paint;
особенности, достоинства и недостатки растровой графики;
способы сохранения изображений в файлах растрового формата;
интерфейс MS PowerPoint .
настройки эффектов анимации.
правила вставки рисунка, диаграммы, графика, звука.
возможности графического редактора и назначение управляющих элементов;
особенности растровой и векторной графики;
основные графические объекты-примитивы, использующиеся для создания рисунков;
технологию создания и редактирования графических объектов.
Учащиеся должны уметь:
пользоваться графическим редактором Paint
создавать собственные иллюстрации, рисунки из простых объектов (тех объектов, которые предлагаются в стандартных наборах, к примеру, круг, овал, линии, прямоугольники и др.);
выполнять операции над объектами (редактирование, форматирование, сохранение, передача, копирование, перенос фрагмента изображения из одной части чертежа в другую; удаление фрагмента изображения и др.);
редактировать графические изображения (изменение цвета изображения;
уметь выполнять обмен файлами (как в сети, так и в программных средствах).
выводить рисунки на печать;
сохранять рисунки на дисках.
Создавать мультимедиа презентацию,
редактировать и рисовать изображения в программе Adobe Photoshop,
Выделять фрагменты изображений с использованием различных
инструментов (Область, Лассо);
Перемещать, копировать выделенные области;
Монтировать фотографии (изображения), т.е. создавать коллажи;
Редактировать фотографии (удаление эффекта красных глаз);
Рисование с помощью разнообразия кистей на панели инструментов
Способы определения результативности:
наблюдение за детьми в процессе работы;
тестирование;
коллективные творческие работы;
беседы с детьми и их родителями.
Формы подведения итогов
Основной формой контроля усвоения учебного материала является выполнение учащимися творческой работы как после прохождения раздела программы, так и после изучения всего курса. Систематизация всех интересных находок позволит организовать последующие коллективные и персональные выставки работ.
Методическое обеспечение программы
Для реализации настоящей программы используются основные методы работы - развивающего обучения (проблемный, поисковый, творческий), дифференцированного обучения (уровневые, индивидуальные задания, вариативность основного модуля программы), игровые.
Используются разнообразные формы проведения занятий: беседа, демонстрация и иллюстрация (в том числе с использованием обучающих и демонстрационных компьютерных программ), объяснение, лекция, практическая работа на ПК, анализ ошибок и поиск путей их устранения, практическая работа, самостоятельная работа, экскурсия, творческие практические работы, познавательные, ролевые и деловые игры, творческий зачет, конкурсы, викторины.
Важной составляющей каждого занятия является самостоятельная работа кружковца. Тема определяется приобретаемыми навыками. Материал излагается
следующим образом:
Повторение основных понятий и методов для работы с ними.
Ссылки на разделы учебного пособия, которые необходимо изучить перед выполнением заданий занятия.
Основные приемы работы. Этот этап предполагает самостоятельноевыполнение заданий для получения основных навыков работы; в каждом задании формулируется цель и излагается способ ее достижения.
Упражнения для самостоятельного выполнения.
Проекты для самостоятельного выполнения
Теоретическую и прикладную часть курса (на усмотрение) можно изучать параллельно, чтобы сразу же закреплять теоретические вопросы на практике.
Перечень оборудования, необходимого для реализации программы.
Для реализации настоящей программы требуется компьютерный класс, полностью оснащенный компьютерной техникой:
персональные компьютеры, программное обеспечение; по одному на каждое рабочее место, оснащенное выходом в Интернет;
центральный компьютер (сервер) с более высокими техническими характеристиками и содержащий на жестких дисках все изучаемое программное обеспечение;
принтер цветной;
сканер;
наборы съемных носителей информации:
гибкие магнитные диски, оптические диски.
Мультимедийный проектор с экраном;
Аудио устройства
Локальная сеть
компакт-диски с обучающими и информационными программами по основным темам программы, например: «Как рисовать на компьютере», «Графика и дизайн», «Дизайн на ПК».
Для детей необходимо иметь:
съёмные носители информации (flash-диски, СD- RW –диски, дискеты)
Список литературы
«Информатика в школе»: сайт И.Е.Смирновой, http://infoschool.narod.ru
«Энциклопедия компьютерной графики, мультимедиа САПР»,
2004.
http://niac.natm.ru/graphinfo.
http://www.klaksa.net
Антошин М. К. Учимся рисовать на компьютере. М.:Айрис-Пресс,2007
Бородин М.Н., «Программы для общеобразовательных учреждений 2-11
БХВ-Петербург, 2004
Графический редактор PHOTOSHOP (информатика 10-11классы), ИТД
Гурской Ю., Гурская И., Жвалевский А.. «Компьютерная графика», ЗАО
Дуванов А.А. Рисуем на компьютере. Учебник, практикум, книга для учителя. СПб.: БХВ-Петербург, 2005
Залогова Л.А. Практикум по компьютерной графике. Лаборатория Базовых знаний, 2001
и старшей школе. Методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
Издательский дом «Питер»,2006г.
классы» Москва БИНОМ, Лаборатория знаний, 2007г
Клякс@. Net:Информатика в школе. Компьютре на уроках,
Корифей «Элективный курс» в 2-х частях , Волгоград, 2005г.
Подосенина Т.А. Искусство компьютерной графики для школьников. СПб.:
Угринович Н. Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной
13PAGE 15
13PAGE 14215
Заголовок 115