Проектная деятельность как средство формирования творческой активности студентов
Проектная деятельность как средство формирования творческой активности студентов
Творческие способности студентов развиваются в процессе выполнения проектных задач.
Проект - это самостоятельная творческая завершенная работа, выполняемая под руководством преподавателя.
Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества.
Проектирование как метод познания должно оказывать студентам практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в настоящий образовании, помогая овладевать культурой мышления. Оно направлено также на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие студентов, активизацию их задатков и способностей, сущностных сил и призвания, включение в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих ценностей, формирование и удовлетворение их познавательных интересов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования.
Творческий проект - это учебное задание, которое активизирует деятельность студентов, в результате которой ими создается продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной.
Выполняя проекты, студенты на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделий - от зарождения замысла до материальной реализации и использования на практике. При этом важной стороной проектирования является оптимизация предметного мира, соотнесение затрат и достигаемых результатов.
При проектировании приобретается опыт использовании знаний для решения так называемых некорректных задач, когда имеется дефицит или избыток данных, отсутствует эталон решения. Таким образом, предоставляется возможность приобретения опыта творчества, т.е. комбинирования и модернизации известных решений для достижения нового результата, диктуемого внешними условиями, которые изменяются.
Проектирование позволяет достигать повышения уровня коммуникабельности, то есть расширение круга конструктивного и целенаправленного общения, актуализированного однотипностью деятельности.
Применение метода проектов способствует возникновению такого взаимодействия и отношений студентов между собой, с преподавателями, при которых для достижения цели реализуются творческие усилия личности, не только достигается запланированный результат, но и происходит развитие внутреннего мира человека.
Задача проектирования - сформировать у студентов систему интеллектуальных знаний, умений и навыков, воплощенных в конечные потребительские предметы и услуги, способствовать развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности. В процессе выполнения проектных заданий студенты должны приобрести различные навыки. К ним относится осмысленное исполнение следующих умственных и практических действий:
• понимание постановки задачи, сути учебного задания, характера взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требований к представлению выполненной работы или ее частей;
• планирование конечного результата и представления его в вербальной форме, то есть без ограничения фантазии, студенты должны дать себе и другим развернутый ответ по схеме: «Я хотел бы ...»;
• планирование действий, то есть определение их последовательности с ориентировочными оценками затрат времени, распоряжение бюджетом времени, сил, средств;
• выполнение обобщенного алгоритма проектирования;
• внесение корректив в ранее принятые решения;
• конструктивное обсуждение результатов и проблем каждого этапа проектирования, формулирования конструктивных вопросов и запросов о помощи (советы, дополнительная информация, оснащение и др.);
• самостоятельный поиск и нахождение необходимой информации
• составление схемы необходимых расчетов (конструктивных, технологических, экономических), представления их в вербальной форме;
• оценка результата по достижению запланированного, по объему и качеству выполненного по трудозатратам, по новизне;
• оценки проектов, выполненных другими;
• понимание критериев оценки проектов и их защиты, процедуры публичной защиты проектов;
Выполнение проектных задач формирует в студентах такие качества как:
уверенность в себе
целеустремленность
самостоятельность, независимость
самоуважение
реальная самооценка
интерес к себе, к людям, к организации, к социальной жизни
интерес к управлению, к психологии людей
индивидуальная ответственность за результат
навыки планирования
умение искать (требовать) ресурсы
умение искать возможности и преодолевать трудности
навыки совместного взаимодействия
умение понимать других
навыки поиска целевого клиента
умение договариваться и отвечать за свои слова
умение рационально строить свое время и переживать стресс.
В техникуме студенты экономических специальностей активно занимаются проектной деятельностью при подготовке курсовых проектов, при прохождении учебной практики, когда составляют бизнес - план работы будущего проектируемого предприятия.
Таким образом,
- проектный метод обучения студентов экономических специальностей, способствует их личностному и профессиональному становлению и росту, способствует резкому качественному росту интереса к самому себе, к окружающему, к предметам и инструментам труда своей будущей профессии;
- проектный метод не отрицает, а дополняет другие, особенно информационные методы обучения. Возможно, он уступает информационным методам в формировании понятийных знаний и понятийного профессионального мышления. Однако, в силу своей особой специфики, то есть длительного личностного погружения студента в значимую для себя проблемную деятельность, дает гораздо больше, чем информационные (или даже - интерактивные, но в рамках аудиторного времени) - понимание контекста, содержания и мотивов профессиональной деятельности, обеспечивает качественный скачок, переход студентов от одного уровня понимания своей профессии и себя в ней (поверхностного, схоластического, мифологического), в совсем другого уровня (глубоком, живому, диалектическом, реальном, творческом).