Статья Театральная деятельность, как средство коммуникативного развития.
«Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда,когда он живет в мире сказок, творчества,воображения, фантазии, а без этого
он засушенный цветок…» В.Сухомлинский
Театральная деятельность,
как средство коммуникативного развития.
В последние годы происходит активное реформирование системы образования. К сожалению, развитию эмоциональной сферы ребенка и коммуникативным навыкам не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от интеллектуального развития. Однако, как указывали психологи – ученые Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Новые стандарты устанавливает требования к предметным, метапредметным и личностным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. Представленный опыт нашей работы больше нацелены на получение личностных результатов. Таких как :развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Театральная игра направлена на формирование и развитие игрового поведения, эстетического чувства, творческого отношения к любимому делу, умения общаться со сверстниками. Именно это направление мы активно используем в своей работе. По своей природе театральная игра наиболее близка детской ролевой игре. Основные цели данного направления театральной деятельности это обучение игровому процессу, социальной адаптации и коррекционно-развивающая.
Дети наших классов имеют речевые нарушения. Так же в процессе наблюдения и обследования детей было выявлено, что у большинства из них не сформированы эмоции. Это приводило к тому, что у ребят возникали большие сложности во взаимодействии со взрослыми и одноклассниками.
Специально организованное общение в процессе театрализованной деятельности взрослых и детей способно структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений. Дает возможность обогатить не только эмоциональный опыт каждого ребенка, но и смягчить и даже полностью устранить проблемы в общении. Коллективная театрализованная деятельность и разработанные педагогами сценарии, учитывающие индивидуальные особенности каждого ребенка, предоставляют детям равные возможности для участия в инсценировках и праздниках. При таком подходе даже самые робкие дети учатся справляться с волнением и страхом. Участие детей в театрализованной деятельности положительно влияет на многие факторы в их развитии:
1. знания и умения детей об окружающем мире значительно расширяются и углубляются
2. развиваются психические процессы, такие как память, внимание, восприятие, мышление
3. активизируется собственная речь
4. активнее и успешнее формируются навыки невербального общения
5. обогащается словарный запас
6. совершенствуется моторика, координация движений, плавность и целенаправленность движений
7. развивается эмоционально-волевая сфера
8. корректируется поведение
9. формируется самостоятельность и активность
Параллельно с этим мы получаем еще один результат – у детей появился выраженный интерес к чтению, что способствует дополнительной проработке логопедических проблем.
Проживая жизнь вместе с героями литературных произведений дети учатся чувствовать жизнь.
Еще один положительный результат нашей работы в данном направлении. В этом году впервые свою театральную постановку ребята показали учителям средней школы. Учителя были очень рады такому необычному знакомству со своими будущими учениками. Это мероприятие послужило первым шагом адаптации будущих пятиклассников в средней школе.
Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы – вот это наиболее важные, приоритетные задачи воспитания.
Таким образом, можно сделать вывод, что через театрализованную деятельность происходит всестороннее развитие ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе