Контрольно-измерительный материал 3 класс по литературному чтению.

Входной контроль техники чтения.
1 класс


Жук сел на сук.

Снег бел, точно мел.

Вася и Таня были малы и были милы.


Расскажи, какую картину ты бы нарисовал.
С чем сравнили снег? Почему?
Про кого ты прочитал?
Расскажи, какие были дети.


Эти ели выше липы.
Не руби эту липу.
Эта липа ещё мала.


Была у дома лужа.
На лужу сели гуси.
Гуси были серы.



На наш сад пал град.
Стал наш сад гол.



Контроль техники чтения за первую четверть.
1 класс
Витя играл у моря. Он строил дом из песка. Песок надо брать мокрый, тогда дом будет хорош. Ура! Дом готов и красив.(22 слова)

Как звали мальчика?
Где он играл?
Какой дом получился у мальчика? Почему?



Я сорву ромашку, колокольчик, василёк. Букет подарю маме. Она будет рада.(11слов)

Из каких цветов малыш решил собрать букет?
Кому он его подарит?
Как мама примет подарок?






Контроль техники чтения за первое полугодие.
1 класс

Пришла Настя после школы. Одна мама была дома. Настя села у стола, взяла книжку и прочла сказку. Мама была рада. (20 слов)


Котик
Котик по избе ходил,
Чашку новую разбил.
Бабка котика нашла
Да за ушки потрясла.
«Тихо, котик, не тужи,
Ещё годик послужи.
Куплю тебе боты
Гомельской работы» (26 слов)








Чем порадовала Настя маму?
Как бабка наказала котика за разбитую чашку?
Как она уговаривала его не обижаться? Прочти.






Контроль техники чтения за третью четверть.
1 класс

Четыре желания.
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёршей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:
- Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была!
- Запиши твоё желание в мою карманную книжку, - сказал отец.
Митя записал.
(42 слова)

Как Митя проводил свободное время?
Какое желание он высказал отцу?
Почему отец попросил его записать это желание?



Лекарство.

Захворала мать Тани, и доктор прописал больной горького лекарства. Видит девочка, что мать пьёт с трудом, и говорит ей: «Милая мама! Дай я выпью лекарство за тебя».
(27 слов)

- Как маленькая девочка пожалела маму?












Контроль техники чтения за второе полугодие.
1 класс
Пришла весна
Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и ничего впереди себя не видели и в лужу упали.
(31 слово)

Лисица и журавль.
Лисица позвала журавля на обед и подала похлёбку на тарелке. Журавль ничего не мог взять своим длинным носом, и лисица сама всё поела.
На другой день журавль к себе позвал лисицу и подал обед в кувшине с узким горлом. Лисица не могла продеть морду в кувшин, а журавль всунул свою долгую шею и всё выпил один.
(56 слов)


Расскажи, как играли дети.
Почему с ними приключилась беда?


Как лиса решила обмануть журавля?
Как журавль перехитрил лису?


Мышь и лягушка.
Пришла мышь в гости к лягушке. Лягушка встретила мышь на берегу и стала её звать к себе в хоромы под воду. Мышь полезла да воды хлебнула и насилу жива вон вылезла. «Никогда, - сказала она, - к чужим людям в гости ходить не буду». (42 слова)



Лист учёта индивидуальных достижений по чтению.
1 класс






Ф.И.О.
1 ПОЛУГОДИЕ
2 ПОЛУГОДИЕ
ДОСТИЖЕНИЯ



1 ЧЕТВЕРНТЬ
2
ЧЕТВЕРТЬ
3
ЧЕТВЕРТЬ
4
ЧЕТВЕРТЬ




СЕНТЯБРЬ
ОКТЯБРЬ
НОЯБРЬ
ДЕКАБРЬ
ЯНВАРЬ
ФЕВРАЛЬ
МАРТ
АПРЕЛЬ
МАЙ
НЕ МЕНЕЕ 25-30-35 СЛОВ В МИНУТУ
В - высокий уровень
С – средний уровень
Н – низкий уровень

1












2












3












4












5












6












7












8












9












10












11












12












13












14












15












16












17












18












19












20












1 четверть
Навык чтения.
Понимание прочитанного текста .


2 четверть
Навык чтения.
Понимание прочитанного текста.


3 четверть
Навык чтения.
Понимание прочитанного текста.


4 четверть
Навык чтения.
Понимание прочитанного текста.





Сводная таблица итоговых работ по литературному чтению.


Класс
Уровень
1 четверть
2
четверть
3
четверть
4
четверть
1
полугодие
2
полугодие
Общий результат

1

1 класс
Н.








2

Ср.








3

В.








4

1 класс
Н.








5

Ср.








6

В.








7

2 класс
Н.








8

Ср.








9

В.








10

2 класс
Н.








11

Ср.








12

В.








13

3 класс
Н.








14

Ср.








15

В.








16

3 класс
Н.








17

Ср.








18

В.








19

4 класс

Н.








20

Ср.








21

В.








22

4 класс
Н.








23

Ср.








24

В.










Входной контроль техники чтения.
2 класс

Старик и яблоня.

Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблоки? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут». (32 слова)



Зайчата.

Сидите н6а траве, зайчатки, не шевелитесь! Глазом не моргните, ухом не поведите!
Никто вас, сереньких, здесь не увидит.
А бегать вам пока нельзя. Кто на месте сидит, у того и следу нет. А следу нет – кто вас найдёт? (38 слов)



Собака и её тень.

Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидела она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт, - она бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а своё волною унесло.
И осталась собака ни при чём. (49 слов)





Почему собака осталась без мяса?
Почему маленьким зайчатам нужно тихо сидеть на месте?
Зачем старик сажал яблони?
Для кого он старался сделать доброе дело?





Контроль техники чтения за первую четверть.
2 класс
Берёзовый пирожок.

Братья с Нюркой пошли в лес по ягоды. К обеду бидоны у ребят были полны. Присели отдохнуть. Никто из них не взял в лес ни сухаря, ни лепёшки.
- Погодите, я сейчас пирожков напеку! – сказала Нюрка.
Она сорвала с берёзовой ветки листок, завернула в него пяток земляничин и протянула мне как старшему.
- Что это? – спросил я.
- Берёзовый пирожок. Ешь.!
Очень вкусным оказался берёзовый пирожок. (63 слова)







Ворон и сорока.

Пёстрая сорока прыгала по веткам дерева и без умолку болтала. А ворон сидел молча.
- Что же ты молчишь, куманёк? Или ты не веришь тому, что я тебе рассказываю? – спросила, наконец, сорока.
- Плохо верю, кумушка, - отвечал ворон.
- кто так много болтает, как ты, тот, наверно, много врёт! (46 слов)







Расскажи, как вела себя сорока и как вёл себя ворон?
Почему вороне верил болтовне сороки?



В чём проявилась находчивость маленькой девочки?
Какими получились пирожки?

Контроль техники чтения за первое полугодие.
2 класс
Лисичка со скалочкой.

Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку. Подняла и пошла дальше.
Пришла в деревню и стучится в избу:
- Стук-стук!
- Кто там?
- Я, лисичка-сестричка! Пустите переночевать!
- У нас и без тебя тесно.
- Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку.
Её пустили.
Вот она легла сама на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку.
Рано утром лисичка встала, сожгла свою скалочку, а потом спрашивает:
- Где же моя скалочка? Давайте мне за неё курочку!
Мужик - делать нечего! – отдал ей за скалочку курочку.
Взяла лисичка курочку и пошла в другую деревню.
(96 слов)




Какой тебе представляется лисичка, когда она просилась переночевать?
Как лисица обманула доверчивого мужика?















Контроль техники чтения за третью четверть.
2 класс

Для чего руки нужны

Петя с дедушкой были большими друзьями и любили задавать друг другу разные вопросы.
Спросил как-то дедушка внука:
- А для чего, Петенька, людям руки нужны?
- Чтобы в мячик играть, - ответил Петя.
- А ещё?
- чтобы кошку гладить.
Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только он маленький был и обо всех других людях по своим рукам судил, а не по трудовым, рабочим рукам.
(61 слово)


Дети в роще.

Двое детей, брат и сестра, отправились в школу. Они должны были проходить мимо тенистой рощи.
- Знаешь ли что, - сказал брат сестре. – В школу мы ещё успеем, а в роще должно быть очень весело!
Сестре понравилось предложение брата. Дети бросили книжки в траву и скрылись под кудрявыми берёзками.
Прежде всего дети увидели золотого жучка.
- Поиграй же с нами.
- У меня нет времени, - отвечал жук.
Детям стало стыдно; они пошли в школу и хотя пришли поздно, но учились прилежно. (77 слов)


Куда отправились дети вместо школы?
Почему жук не захотел с ними поиграть?
Что решил сделать дети? Почему?

Почему дедушка так долго задавал Пете один и тот же вопрос?
Как ты думаешь, чему учил дедушка своего внука?



Контроль техники чтения за второе полугодие.
2 класс

Мой кораблик.

Подхватил ручей мой кораблик и понёс его. Кругом волны кипят, подбрасывают его, из стороны в сторону кидают. А кораблик плывёт дальше и дальше. Я рядом с ним бегу. Другие ребята за мной спешат.

Вот и река. Поплыл мой кораблик в речную даль. Вот уже меньше. Вот уже крохотной точкой мелькнул и скрылся.
Ребята вокруг шумят, кричат:
- Юркин кораблик не потонул, в реку уплыл!
Может, до самого моря теперь доберётся. (71 слово)


Жарко в воде.

Солнце прогрело воду в речной заводи.
Насквозь просвечена тёплая вода. Играют в ней солнечные зайчики. Сверкают на дне осколки раковин.
Лежат на воде листья кувшинок.
Не шелохнутся.
Смотри-ка, смотри! Под этими листьями неподвижно стоят
рыбёшки – плотвички и верхоплавки.
Спрятались от солнца так же, как мы прячемся в тень под деревьями.
- Эй, неужели и вам жарко?
- И нам жарко! (59 слов)


Как маленькие рыбёшки спасались от жары?
Как автор описал чистоту речной заводи?


Перескажи текст «Мой кораблик».
Чей кораблик уплыл в реку?
Как ты думаешь, что с ним произойдёт? Лист учёта индивидуальных достижений по чтению.
2 класс






Ф.И.О.
1 ПОЛУГОДИЕ
2 ПОЛУГОДИЕ
ДОСТИЖЕНИЯ



1 ЧЕТВЕРНТЬ
2
ЧЕТВЕРТЬ
3
ЧЕТВЕРТЬ
4
ЧЕТВЕРТЬ




СЕНТЯБРЬ
ОКТЯБРЬ
НОЯБРЬ
ДЕКАБРЬ
ЯНВАРЬ
ФЕВРАЛЬ
МАРТ
АПРЕЛЬ
МАЙ
НЕ МЕНЕЕ 40-45-50 СЛОВ В МИНУТУ
В – высокий уровень
С – средний уровень
Н – низкий уровень

1












2












3












4












5












6












7












8












9












10












11












12












13












14












15












16












17












18












19












20












1 четверть
Навык чтения.
Понимание прочитанного текста .


2 четверть
Навык чтения.
Понимание прочитанного текста.


3 четверть
Навык чтения.
Понимание прочитанного текста.


4 четверть
Навык чтения.
Понимание прочитанного текста.





Лист учёта индивидуальных достижений по чтению.
3 класс






Ф.И.О.
1 ПОЛУГОДИЕ
2 ПОЛУГОДИЕ
ДОСТИЖЕНИЯ



1 ЧЕТВЕРНТЬ
2
ЧЕТВЕРТЬ
3
ЧЕТВЕРТЬ
4
ЧЕТВЕРТЬ




СЕНТЯБРЬ
ОКТЯБРЬ
НОЯБРЬ
ДЕКАБРЬ
ЯНВАРЬ
ФЕВРАЛЬ
МАРТ
АПРЕЛЬ
МАЙ
НЕ МЕНЕЕ 60-65-70 СЛОВ В МИНУТУ
В - высокий уровень
С – средний уровень
Н – низкий уровень

1












2












3












4












5












6












7












8












9












10












11












12












13












14












15












16












17












18












19












20












1 четверть
Навык чтения.
Понимание прочитанного текста .


2 четверть
Навык чтения.
Понимание прочитанного текста.


3 четверть
Навык чтения.
Понимание прочитанного текста.


4 четверть
Навык чтения.
Понимание прочитанного текста.





Лист учёта индивидуальных достижений по чтению.
4 класс






Ф.И.О.
1 ПОЛУГОДИЕ
2 ПОЛУГОДИЕ
ДОСТИЖЕНИЯ



1 ЧЕТВЕРНТЬ
2
ЧЕТВЕРТЬ
3
ЧЕТВЕРТЬ
4
ЧЕТВЕРТЬ




СЕНТЯБРЬ
ОКТЯБРЬ
НОЯБРЬ
ДЕКАБРЬ
ЯНВАРЬ
ФЕВРАЛЬ
МАРТ
АПРЕЛЬ
МАЙ
НЕ МЕНЕЕ 75-85-90 СЛОВ В МИНУТУ
В - высокий уровень
С – средний уровень
Н – низкий уровень

1












2












3












4












5












6












7












8












9












10












11












12












13












14












15












16












17












18












19












20












1 четверть
Навык чтения.
Понимание прочитанного текста .


2 четверть
Навык чтения.
Понимание прочитанного текста.


3 четверть
Навык чтения.
Понимание прочитанного текста.


4 четверть
Навык чтения.
Понимание прочитанного текста.





Входной контроль техники чтения.
3 класс

Подорожник.

Отгадайте, что за доктор Айболит у дороги сидит?
Подорожник.
Трава такая незаметная. И незаметная, и терпеливая, и живучая.
Растёт, где придётся. На булыжной дороге, между камней. На сухой утоптанной тропинке, где земля растрескалась.
Наступишь на него – вытерпит.
Проедет по нему тележное колесо – вытерпит.
Грузовик по листьям прокатит – всё равно вытерпит. Приподнимутся листья, расправят жилочки, разгладятся.
Сам себя лечит подорожник.
А недавно я ногу поцарапал, и заболела у меня нога.
- Подорожник вылечи!
- Давай вылечу.
Сорвал я листочек подорожника. Приложил к больному месту.
Всё и зажило. (84 слова)


Что ты узнал о «докторе Айболите», который у дороги сидит?
Чем подорожник полезен людям?



С утра до вечера.

Раз я шёл по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня, свернулся и затукал: тук-тук. Я прикоснулся к нему кончиком сапога – он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог.
- А, ты так со мной!- сказал я и кончиком сапога спихнул его в ручей.
Мгновенно ёж развернулся в воде и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо щетины на спине иголки. Я взял палочку, скатил ею ежа в свою шляпу и понёс домой.
Мышей у меня было много. Я слышал – ёжик их ловит, и решил: пусть он живёт у меня и ловит мышей. (100 слов)


Что ты узнал о еже?




Контроль техники чтения за первую четверть.
3 класс
Брат и младшая сестра.

Идут Санька и Варька из лесу, тащат корзинки с грибами маслятами.
11

- Что ж ты, Санька - говорит бабушка. – Маленькая – то больше набрала!
20

- Ещё бы! – отвечает Санька. – Она к земле ближе, вот и набрала.
31

Во второй раз отправляются в лес Варя и Санька. Малину собирать. И я пошёл вместе с ними.
48

И вдруг вижу, как Санька, незаметно от Вари, подсыпает ей ягоды в кузовок. Варя отвернётся, а он возьмёт и подсыплет
61
68

Идём обратно. У Вари ягод больше, у Саньки – меньше.
77

Встречается бабушка.
79

- Что же ты, - говорит, - Саша? Малина-то высоко растёт!
87

- Высоко, - соглашается Санька.
90

- Так тебе дотянуться легче, а Варя больше набрала!
98

- Ещё бы! – отвечает Санька.- Варя у нас молодец, Варя у нас работница. За ней не угонишься!

111
114

В каких словах особенно проявляется забота брата о младшей сестре?






ЁЖ.

Раз я шёл по берегу нашего ручья и под кустиком заметил ежа. Он тоже заметил меня, свернулся и затукал :тук-тук. Я прикоснулся к нему кончиком сапога – он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог.
- А, ты так со мной! – сказал я и кончиком сапога спихнул его в ручей.
Мгновенно ёж развернулся в воде и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо щетины на спине иголки. Я взял палочку, скатил ею ежа в свою шляпу и понёс домой.
Мышей е меня было много. Я слышал – ёжик их ловит, и решил: пусть он живёт у меня и ловит мышей. ( 100 слов)

Расскажи о встрече писателя с ёжиком.

Что ты узнал о еже?


С какой целью ёжика взяли жить в дои?





Контроль техники чтения за первое полугодие.
3 класс
Петух и наседка.

Во дворе наседка водит за собой цыплят.
Она теперь не просто курица. Она мамаша большого семейства. И очень изменилась, когда стала мамашей.
Была щупленькая и гладкая, а теперь растопорщилась, распушилась. Вдвое себя толще.
Была робкая и тихая, а теперь стала отчаянной. На кошку бросается. Собаку от цыплят отгоняет.
Приблизился было к цыплятам петух, главный куриный начальник. У него хвост фонтаном, у него борода, у него красные серьги. Изогнутые шпоры на лапах.
Этот петух никогда и людей-то не боялся. Орёл!
А тут приблизился к цыплятам. И моргнуть не успел, как налетела наседка да клювом его – тюк, тюк, тюк!
Присел петух на свои шпоры, квакнул совсем по- лягушачьи: «Куа–а–ак!...»
И стремглав под забор.
(100 слов)

Когда обычную курицу называют наседкой»»?
Какой она становится по внешнему виду, характеру?
Расскажи, как она расправилась с петухом?
7
18
22
31
33
45
48
58
60
61
69
71
77
86
100





Слон сильный и умный.

Слон большой, слон сильный и умный, это все знают.
Домашний слон в Индии носит тяжёлые грузы, таскает воду и даже нянчит маленьких детей.
А вот увидеть стадо диких слонов не каждому удаётся. А у слона почти нет врагов. Но если слон почует опасность, он крадётся тихо, как мышка.
Бывает, у слоновой тропы свернётся кольцами гигантская змея питон и набросится на маленького слонёнка, который отстал от стада. Слонёнок затрубит, завизжит. Вмиг кинутся слоны спасать слонёнка. Всё стадо бегает кругом и топчет, топчет питона, как будто пляшет на нём. А уж когда спасут слонёнка, попадёт ему от слонихи-мамы, чтобы слушался взрослых и не отставал от стада.

Какую работу может выполнять домашний слон?

Как слоны оберегают своих детей?


9
20
23
36
48
58
69
79
93
110
113





Контроль техники чтения за третью четверть.
3 класс

Томка

У охотника я увидел пёсика.


5

Он вот какой. Уши длинные, хвост короткий.
12

Охотник рассказал, какой пёсик понятливый, как на охоте
20

помогает, и умный-то, и не грязнуля. От этого пёсика, говорит,
30

есть щенки. Приходите – поглядите.
34

И мы с ним пошли.
39

Щенки небольшие – только что научились ходить.
45

«Который-то из них, - думаю, - мне будет помощник на охоте.
54

Как узнать – кто толковый, а кто не годится?»
62

Вот один щенок - ест да спит. Из него лентяй получится.
72

Вот злой щенок - сердитый. Рычит и со всеми лезет драться. И
83

его не возьму – не люблю злых собак.
90

А вот ещё хуже – он тоже лезет ко всем, только не дерётся, а
103

лижется.
104

Один щенок грыз деревяшку. Я эту деревяшку отнял и спрятал
114

от него. Почует он её или не почует?
122

Щенок начал искать. Других щенят всех обнюхал – не у них ли
133

деревяшка? Нет, не нашёл.
137


И вот он стал нюхать и пошёл к тому месту, куда я её спрятал.
151

Почуял.
152

Я обрадовался. «Ну, - думаю, - вот это охотник! От такого и
162

дичь не спрячется».
165

Назвал его Томкой. И стал растить помощника.
172




Расскажи, как охотник выбирал щенка.

Какого щенка он выбрал и почему?







Контроль техники чтения за второе полугодие.
3 класс



Дружок

Один раз мы с Мишкой сидели дома.


7

Вдруг кто-то постучал в дверь. Мишка побежал отворять.
15

Оказался почтальон. Мишка, радостный вбежал в комнату с
23

письмом в руках.
26

- Может быть, это про нашего Дружка. – сказал он и стал
36

разбирать на конверте адрес, который был написан
43

неразборчивыми каракулями.
45

Весь конверт был усеян штампелями и наклейками с
63

надписями.
64

- Это не нам письмо, - сказал, наконец, Мишка. – Это маме.
73

Какой- то шибко грамотный человек писал. В одном слове
81

две ошибки сделал: вместо «Песчаная» улица написал
88

«Печная». Видно, письмо долго по городу ходило, пока куда
97

надо дошло Мама! – закричал Мишка. – Тебе письмо от
105

какого-то грамотея!
107

- Что за грамотей?
110

- А вот почитай письмо.
114

Мама разорвала конверт и стала читать вполголоса:
121

- «Милая мамочка! Разреши мне держать щеночка маленького.
128

Он очень красивый, весь рыжий, а ухо чёрное, и я его очень
141

люблю» Что это? – говорит мама. – Это ведь ты писал!
150

Я засмеялся и посмотрел на Мишку. А он покраснел, как
160



Почему Мишка не узнал своего письма?

Как чувствовал себя Мишка, после того как мама прочитал





Входной контроль техники чтения.
4 класс


Встреча со змеёй.

Я вышел на полянку. Над пёстрыми цветами кружились пчёлы, мухи, жуки.
11

Устав, я лёг на душистую траву.
17

Моё внимание привлёк зелёный кузнечик. Он сидел на травинке и звонко стрекотал.
28
29

Но вот кузнечик высоко подпрыгнул и исчез. Что-то его спугнуло.
39

Заинтересовавшись, я стал всматриваться в траву. У большого пня, где фонариками горели красные ягоды, свернувшись, лежала змея.
49
56

Она грелась на солнышке.
60

«Так вот кого испугался кузнечик!»
65

От этой неожиданной встречи я растерялся. Кувшин выпал из рук Почуяв опасность, змея зло зашипела и стала быстро разворачивать длинное чешуйчатое тело. Сплюснутая головка медленно закачалась в воздухе. В раскрытой пасти были видны острые, как иглы, зубы. Маленькие агатовые крупинки глаз ярко сверкали.
76
86
96
107
108

Я попятился
110

Змея, переливаясь на солнце чешуйками, заскользила по траве.
118




Какие чувства испытывает человек при встрече со змеёй.


Как надо вести себя в этой ситуации?





Я очень люблю эти простые цветы - весёлые колокольчики. Выйдешь из лесу на нескошенный, заросший высокой травою луг и от радости ахнешь: столько красуется всевозможных цветов, похожих на праздничный хоровод. По всему зелёному лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, цветёт мышиный горошек. А выше всех, всех веселее – лиловые колокольчики. От лёгкого дыхания тёплого летнего ветерка колышутся, кланяются, неслышно звенят колокольчики, радостно приветствуя гостя.
Всё лето цветут, неслышно звенят колокольчики, знакомые и милые цветы наших лугов и лесов. (75 слов)












Контроль техники чтения за первую четверть.
4 класс
Серебряное блюдечко и наливное яблочко.

Жили – были крестьянин с женой. У них было три дочери, все три красавицы. Старшие две – ленивые да нарядчицы, всё бы им сидеть да охорашиваться. А третья, младшая, Алёнушка – работящая и скромная. Краше всех сестёр была Алёнушка.
13
25
35
36

Обо всём заботиться Алёнушка: и избу приберёт, и обед сготовит, и огород выполет, и воды принесёт. С родителями была она ласкова, к людям приветлива. Любили её отец с матерью больше всех дочерей. А от этого старших сестёр зависть брала.
48
60
73
75

Раз уехали отец с матерью в поле. Подошла к дому бедная старушка и попросила хлеба. Старшие сёстры и говорить с ней не захотели, а Алёнушка вынесла старушке калач и проводила её за ворота.
89
101
108

- Спасибо тебе, девица, - сказала старушка.
113

За доброту твою вот тебе совет: поедет твой батюшка на ярмарку, попроси купить его тебе для забавы серебряное блюдечко да наливное яблочко. А коль случится нужда у тебя, девицы, - помогу тебе.
139
151
157

Помни: живу я на краю леса дремучего, и идти до моей избушки ровно три дня и три ночи.
173
175







Постарайся доказать, что Алёнушка была другая, чем её сестрицы.
























Контроль техники чтения за первое полугодие.
4 класс

Маленький лесовод.


Шёл я однажды зимой по лесу.
6

Было особенно тихо, по-зимнему, только поскрипывало где-то старое дерево.

15

Я шёл не торопясь, поглядывая кругом.
21

Вдруг вижу – на снегу накидана целая куча сосновых шишек. Все вылущенные, растрёпанные: хорошо над ними кто-то потрудился.
31
38

Посмотрел вверх на дерево. Да ведь это не сосна, а осина! На осине сосновые шишки не растут. Значит, кто-то натаскал их сюда.
51
60

Оглядел я со всех сторон дерево. Смотрю - немного повыше моего роста в стволе расщелинка, а в расщелинку вставлена сосновая шишка, такая же трёпаная, как и те, что на снегу валяются.
70
79
80

Отошёл я в сторону и сел на пенёк, просидел минут пять, гляжу – к дереву птица летит, небольшая, поменьше галки. Сама вся пёстрая – белая с чёрным, а на голове чёрная с красным кантиком шапочка. Сразу узнал я дятла.
93
102
113
117

Летит дятел, несёт в клюве сосновую шишку. Потом уселся поудобнее и начал изо всех сил долбить шишку, выклёвывая семена.
126
136

Засмотрелся я на дятла и задумался: «Пройдёт тридцать – сорок лет – поднимется вот на этом самом месте молодой сосновый бор».



Почему рассказ называется «Маленький лесовод»?
146
155







Контроль техники чтения за третью четверть.
4 класс

Мышка.


Случилось мне жить в одном чужом городе. Ни знакомых, ни друзей у меня там не было.
10
16

И я очень скучал.
20

Приду я вечером к себе в комнату, а комната пустая, громадная. Зажгу лампу-коптилку, достану скрипку из футляра, настрою её и долго-долго играю. Один себе.
31
41
46

Играю я плохо, но раз никто не слышит, так всё равно. Я играю, и грустно становится мне и весело, - и не так скучно.
60
69

Вот однажды я, как всегда, пришёл домой, сел на кровать и стал потихоньку наигрывать какую-то песенку.
81
85

И вдруг я увидел: из угла, из дырки в стене, осторожно, потихоньку вышла маленькая мышка. Выбежала она на самую середину комнаты, села, умыла себе мордочку передними лапками, потом сложила лапки на животик и так стала меня слушать.
97
105
113
122

Долго я играл в этот вечер. Я сыграл мышке все песенки, все танцы и марши, какие только знал. И маленькая мышка внимательно меня слушала. Сидела посреди пола, глядела на меня своими глазами-бусинками и не шевелилась. Под конец я уже не знал, что ей играть, а просто водил смычком по струнам. Мышке и это нравилось. Но только я перестал играть, она и убежала.


Что необычного ты заметил в поведении мышки? Расскажи.
135
145
154
167
178
185











Контроль техники чтения за второе полугодие
4 класс.
Воробей.

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
11
13

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуя перед собой дичь.
23
27

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
36
48

54

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый чёрно-грудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и, весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
63
71
80
89
94

Он кинулся спасать, он заслонил собою своё детище, но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
105
114
120

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своёй высокой, безопасной ветке. Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
127
138
147

Мой Трезор остановился, попятился. Видно, и он признал эту силу.
157

Я поспешил отозвать смущённого пса и удалился, благоговея.
165

Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным её порывом.
173
179

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.




Прочитай описание маленького воробышка и большого воробья.
Попробуй объяснить, какой глубокий смысл вложил автор в последние предложения своего рассказа.

189
195


15