Контрольно — измерительный материал по русскому языку для 6 класса


Контрольно измерительный материал
по русскому языку для 6 класса
Диагностическая контрольная работа по русскому языку
Списать, вставить пропущенные буквы
Летнее утро ле_ко поднимается с постели.
Над рекой ещё ра_тилается туман. Скоро он проп_дает в прозрачн_ воздухе и освобождает ветви дерев_ев. Пора отправля_ся за грибами.
Я заметил, что чаще все_о грибы попадаю_ся возле берё_. Берё_ка дружит с грибами. Под ней растёт всем извес_ный (под)берёзовик.
Под_синовик – гриб яркий, стройн_. Он ж_вёт в высок_м осиннике и (не)пряч_тся. Издали замечаеш_ его яркую шляпку. Среза_шь один гриб, а рядом вид_шь ещё штук пять.
Не_жиданно все грибы к_нчаются, но у вас уже полная к_рзинка. Можно собира_ся домой.
Сделать морфологический разбор слов
На дороге, над рекой.
Выполнить фонетический разбор слов
Берёзка, видишь.
Разобрать слова по составу
Расстилается, собираться.
Выполните синтаксический разбор предложения.
Контрольная работа по русскому языку
за I четверть
Спишите текст, вставляя пропущенные орфограммы и знаки препинания.
Вечерн… з..ря дог..рала. Начал расст..лат(?)ся туман. Я решил вернут(?)ся домой.Быстрыми шагами пр..шёл я мимо зар..слей кустов. У ног моих т..нулась р..внина а дальше стеной стоял мрачн… лес. Я осм..трел окрес(?)ность и спустился с холма. Высок… трава на дне долины расст..лалась ровн… скатертью.
Куда я зашёл? Как найти дорогу?
Я вышел на опушку и пош..л полем. Трудно было проб..рат(?)ся по узк… тропинке. Кругом р..сла высок… рожь. Ночная птица промчалась и к..снулась меня крылом.
Но вот на вечернем небе стали заж..гат(?)ся звёзды. Забл..стел молод… месяц. Я узнал дорогу и предпол..жил что скоро буду дома.
(93 слова)
Грамматическое задание
Выполните фонетический разбор слов.
Мороз Снег
Произведите морфологический разбор слов.
Промчалась Спустился
Выполните синтаксический разбор указанных предложений.
Контрольная работа по русскому языку
(работа с текстом) в 6 классе
по итогам II четверти
Трясогузка
1. Спишите текст, расставляя пропущенные знаки препинания и орфограммы.
В тр…стнике вдоль реч(?)ки бежит небольш… стройн… птич(?)ка. У нее длинн… тонк… ноги и очень длинн… хвост. Она беспрестанно п…качивает своим черным хвостиком и склевыва…т насекомых.
Трясогузки пр…летают к нам с юга ранней весн…. Только реки начина…т освобождат(?)ся ото льда, а трясогузки уже здесь. Неб…льшими стайками бега…т они по льду по б…регам рек, разыскива…т себе пропитание.
Через месяц после пр…лета трясогузки вьют гнезда из стеблей и листьев р…стений.
Внутри гнездышко выст…лают шерстью ж…вотных и конским волосом. Через месяц появля…тся пт…нцы. Они ужас(?)ные обжоры. Заботливым р…дителям приход…т(?)ся более трехсот раз в день приносить св…им ненасытным детям еду.
Отличить пт…нцов от взр…слых птиц нетрудно. У них куцые хвостики и неяркое оперение. В конце лета трясогузки соб…ра…тся в неб…льшие стаи и улета…т в теплые страны.
Грамматическое задание
I вариант
II вариант
2. Выполните морфемный разбор слов:
Стайками, прилетают Ранней, собираются
3. Выполните морфологический разбор слов:
С юга В конце
Контрольная работа по русскому языку
(работа с текстом) в 6 классе за III четверть
Спишите текст, расставляя пропущенные знаки препинания и орфограммы, напишите числительные словами.
Самое глубокое озеро
Байкал – глубочайшее озеро земного шара. Средн… глубина озера равна 730(___) метрам а самая глубок… отметка дост..гает 1620 (___) метров. Площадь Байкала – более 31 (___) тысячи квадратных ки…ометров. Это в 13 (___) раз меньше площад.. Балтийского моря но по объёму воды Байкал превосходит его.
Байкал является самым большим на планет.. запасником пресной воды, которой в нём около 23 (___) тысяч кубических ки…ометров. Сквозь прозрачную воду озера видно на глубину до 40 (___) метров. Здесь об..тает 550 (___) видов различных животных, 150 (___) из них только в этом озере. На Байкал.. есть судоходство, но январ(?)ские морозы сковывают крепк..м ледяным покровом его поверхность. Железн… дорога прореза..т прибрежные скалы и огибает Байкал с юга. Широкой серебр..ной лентой выливае(тся, ться) из Байкала Ангара. От Иркутска до озера около 66 (___) ки…ометров.
Грамматическое задание
I вариант II вариант
Выполните морфологический разбор слов:
(более) 31, средняя (глубина). (около) 23, земного (шара).
Выполните морфемный разбор:
природным, выливается. январским, прорезается.
Промежуточная аттестация
по русскому языку (работа с текстом) 6 класс
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
Весеннее утро
Хорошо весенн… утро! Небо перед утре(н, нн)ей з..рёй пр..яснилось, и из-за синей полоски пок..залось солнце. Над у..кой реч(?)кой ра(с,сс)тила..тся туман и начина..т клуби(тся, ться) з..лотистым дымом.
В такую ра(н, нн)юю пору (с, з)десь (ни)(с)кем (не)встретиш(?)ся. Предра(с, сс)ветная тиш(?) долго (не)наруша..тся никакими звуками, ничьими гол..сами. Только т..жёлая от росы трава низко пр..легает к земл.. и бл..стит серебря(н, нн)ыми каплями.
Но вот ра(с, з)даётся (не)громкий стук дятла, и лес наполняе(тся, ться) птич(?)им пением. Всё радуе(тся,ться) весеннему утру: птицы деревья цветы. Из куста выск..чил какой(то) зайчонок и (з, с)бросил с веток капли росы. Бел..снежные облака иногда бр..сают лёгкую тень на (ярко)зелёную травку, синюю гладь реки. Необ(?)яснимое чу(?)ство радости наполняя..т душу. С добрым утром, природа кричу я и зам..раю от восторга.
(113 слов)
Грамматическое задание
I вариант II вариант
Произведите морфемный разбор слова:
прояснилось показалось
Выполните морфологический разбор слов:
(в) такую Какой-то
Выполните синтаксический разбор предложения
2 предложение 7 предложение
Зачёт по теме «Лексика и культура речи» (тест) 6 класс
Вариант I.
1. Какое утверждение является неверным?
А. Лексикология – раздел науки о языке, изучающий лексическое значение слова, употребление и происхождение слов.
Б. Многозначные слова имеют несколько лексических значений.
В. Все слова, помимо прямого значения, имеют переносное значение.
Г. Омонимы – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.
2. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются:
А. Антонимами.
Б. Синонимами.
В. Омонимами.
3. Слова, употребляемые жителями той или иной области, называются:
А. Профессиональными.
Б. Диалектными.
В. Устаревшими.
4. Фразеологизмы – это:
А. Слова, вошедшие в русский язык из других языков.
Б. Устойчивые сочетания слов.
В. Новые слова, возникшие в языке.
5. Какую букву нужно вставить?
АБВГ
Пос..деть к старостиееии
Пол..скать ребенкаааоо
Прим..рять друзейеиие
6. Какая из данных пар слов не является антонимами?
А. Болезнь-хворь.В. Трудолюбие-лень.
Б. Чистовик-черновик.Г. Открытое-сокровенное.
7. Какая из данных пар слов не является синонимами?
А. Истина-правда.В. Свобода-воля.
Б. Добро-зло.Г. Запущенность-заброшенность.
8. В каком предложении есть фразеологизм.
А. По вечерам бабушка рассказывала внуку сказки.
Б. Алешка набрал в рот воды и раздул щеки.
В. Нашлись люди неробкого десятка, которые не теряли присутствие духа.
Г. На арене цирка заяц ходил на задних лапках.
9. Найдите сочетания слов, употребленные в переносном значении.
А. Сухие листья трепетали на ветках.
Б. Тишину нарушал треск сухой ветки под ногой.
В. Спокойно дремлет лес над тихими полями.
Г. Крики диких уток отдавались в дальнем озере.
10. Значение какого слова определено неверно?
А. Колорит – сочетание красок, цветов в картине.
Б. Фразеология – раздел науки о языке, изучающий способы построения фраз.
В. Жалюзи – шторы из пластинок, навешиваемые на окна.
Г. Филолог – ученый, занимающийся изучением языка и литературы.
Вариант II.
1. Какое утверждение является неверным?
А. Лексика изучает слово с точки зрения его смыслового значения.
Б. Однозначные слова имеют только одно лексическое значение.
В. Синонимами могут быть слова различных частей речи.
Г. Метафора – средство выразительности языка, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту.
2. Слова одной и той же части речи, обозначающие одно и то же, но отличающиеся оттенками лексического значения и употреблением в речи, называются:
А. Омонимами.
Б. Синонимами.
В. Антонимами.
3. Слова, вышедшие из активного повседневного употребления, называются:
А. Заимствованными.
Б. Устаревшими.
В. Профессиональными
4. Фразеологизмы – это:
А. Устойчивые сочетания слов.
Б. Слова, вошедшие в русский язык из других языков.
В. Новые слова, возникшие в языке.
5. Какую букву нужно вставить?
АБВГ
пос..деть рядомииее
пол..скать бельеоаоа
прим..рять платьеееии
6. Какая из данных пар слов не является антонимами?
А. Доброта – жадность.В. Свет – тень.
Б. Настоящее – истинное.Г. Правдивый – лживый.
7. Какая из данных пар слов не является синонимами?
А. Прозрачный – чистый.
Б. Произведение – творение.
В. Убирать – уборка
Г. Размашистый – широкий.
8. В каком предложении есть фразеологизм.
А. В этом году уродилось много грибов, так что за ними далеко ходить не надо.
Б. Машина дала задний ход и остановилась.
В. Надо внимательнее слушать объяснение учителя, а не хлопать ушами.
Г. Свинья села в лужу прямо посредине двора.
9. Найдите сочетание слов, употребленное в переносном значении.
А. Падая, лист крутится в воздухе.
Б. В тени молодых березок разостлали ковер.
В. Колокольчик хохочет до слез.
Г. Сквозь зеленые ветки берез просвечивало солнце.
10. Значение какого слова определено неверно?
А. Гамма – последовательный ряд музыкальных звуков.
Б. Эстамп – оттиск, отпечаток картины на бумаге ( на камне, металле, дереве) с печатной формы.
В. Яхтсмен – человек, строящий яхты.
Г. Сентиментальный (человек) – излишне чувствительный.
Зачёт по теме «Словообразование» (тест) 6 класс
1. Что изучает морфемика? Назовите морфемы.
2. Соотнесите понятия и определения.
А) Корень 1. Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов
Б) Суффикс 2. Главная часть слова, в которой заключен смысл всех однокоренных слов.
В) Приставка 3. Все слова без окончания.
Г) Основа 4. Часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
Д) Окончание 5. Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
3. Какое слово состоит из двух приставок, корня, двух суффиксов и окончания?
А. преподносил
Б. расположение
В. избирали
Г. Зажечь
4. Найдите ошибку в определении способа образования слова
А. болтун – суффиксальный
Б. пылесос – сложение основ
В. ванная – переход одной части речи в другую
Г. переходник – приставочный
5. Укажите слово с ошибкой
А. кашевар
Б. мореплаватель
В. землятрясениеГ. Вертолёт
6. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните выбор орфограммы:
р..сток, прил..гать, выр..стать, нал..жение, ср..слись, р..стение, разл..гать, отр..сль, отр..стить, р..стовщик, к..сательная, Р..стов, к..снуться, распол..житься, прил..гательное.7. Сделайте морфемный разбор слов: баскетболистка, зеленоватый, переносчик, тарелочка, верблюжонок, черненький, самолётик, земля, мальчик.8. Подчеркните слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.
В сухих перелесках легко отыщешь бархатистый подберезовик.
9. Определите способ образования слов
1. славный – бесславный _____________________
2. двор – дворец_____________________________
3. барабан – барабанщик_____________________
4. соберу – разберу__________________________
5. дно – бездонный___________________________
6. выходить – выход_________________________
Тематический контроль (тест) по теме «Имя прилагательное» 6 класс
ВАРИАНТ 1
1.Найдите имя прилагательное.
а) морозный; б) морозит; в) мороз; г) подмораживает; д) мороженое.
2.Выберите качественные прилагательные:
а) умный человек, б) сельский магазин, в) мамин платок; г) длинный путь;
д) каменный дом.
3.Данные прилагательные являются притяжательными:
а) лисий след; б) медвежья берлога; в) медвежья походка; г) золотое кольцо; д) золотые руки.
4.Выберите варианты, в которых прилагательные выступают в краткой форме:
а) мальчик умен, б) девочка болтлива; в) язык могуч; г) мудрый совет;
д) могучее дерево.
5.Определите падеж имен прилагательных.
1)в темном лесу; а) творительный падеж;
2) у большого дерева; б) дательный падеж;
3) маминой подруге; в) родительный падеж.
6.Найдите прилагательные в простой форме сравнительной степени:
а) сильнее; б) более сильный; в) наиболее добрый; г) тоньше; д) тише всех.
7.В данных прилагательных пишется две буквы н:
А) осен?ий день; б) гусин?ые лапки; в) оловян?ый солдатик; г) лун?ые сутки; д) камен?ый дом.
8. В данных примерах не- с прилагательными пишется раздельно:
а) (не) решительный поступок; б) вовсе (не) хороший человек; в) (не) грустный, а смешной; г) далеко (не) идеальный; д) (не) плохой сюжет.9. Найдите прилагательные, которые пишутся через дефис:
а) (железно) дорожный; б) (северо) западный; в) (чёрно) синий;
г) (плодово) ягодный; д) (древне) русский.
10. Выберите прилагательные, которые записаны без ошибок:
а) сентябрьский; б) январьский; в) богатырьский; г) сельский; д) рыбатский.
ВАРИАНТ 2
1.Найдите имя прилагательное.
а) столовый; б) застолбить; в) стол; г) столовничать; д) столовая.
2. Выберите качественные прилагательные:
а) сельский магазин, б) умный человек, в) мамин платок; г) длинный путь;
д) каменный дом.
3.Данные прилагательные являются притяжательными:
А) медвежья походка; б) медвежья берлога; в) заячий след; г) золотое кольцо; д) золотая рожь.
4.Выберите варианты, в которых прилагательные выступают в краткой форме:
а) могучее дерево, б) ученица болтлива; в) язык могуч; г) мудрый совет;
д) мальчик умен.
5.Определите падеж имен прилагательных.
1)в красивом зале; а) родительный падеж.
2) больного друга; б) дательный падеж;
3) маминой подруге; в) предложный падеж;
6.Найдите прилагательные в простой форме сравнительной степени:
а) громче всех; б) тоньше; в) наиболее высокий; г) легче; д) более крепкий.
7.В данных прилагательных пишется две буквы н:
а) деревян?ая ложка; б) утин?ые лапки; в) весен?ий день; г) цен?ые бумаги;
д) камен?ая стена.
8. В данных примерах не- с прилагательными пишется раздельно:
а) (не) смелый игрок; б) вовсе (не) хороший человек; в) (не) лживый, а честный; г) далеко (не) умный; д) (не) плохой вопрос.9. Найдите прилагательные, которые пишутся через дефис:
а) (юго) восточный; б) ( железно) дорожный в) (тёмно) коричневый;
г) (плодово) ягодный; д) (древне) русский.
10. Выберите прилагательные, которые записаны без ошибок:
а) январьский; б)сентябрьский; в) богатырьский; г) немецкий; д) казатский.
Тематический контроль (тест) по теме «Местоимение» 6 класс
1. Какое из слов является местоимением?
1) другой; 2) первый; 3) резкий; 4) вчерашний.
2. Каким общим грамматическим значением обладают местоимения?
1) значение предметности; 2) значение признака; 3) значение указательности.
3. Определите синтаксическую роль местоимения в каждом предложении.
1) Нас сочетала строгая пора. 2) Он рукой разровнял гальку.
3) У нас чужие очень редки. 4) Тоска сжимала её сердце.
А. Подлежащее. Б. Дополнение. В. Определение. Г. Обстоятельство.
4. Какой последовательности по расположению (согласно разрядам местоимений) соответствует ряд СВОЙ, СЕБЕ, МНЕ?
1) личное, притяжательное, возвратное;
2) притяжательное, личное, возвратное;
3) притяжательное, возвратное, личное.
5. Какой последовательности по расположению (согласно разрядам) соответствует ряд ЭТОТ, ДРУГОЙ, КАКОЙ?
1) указательное, определительное, относительное;
2) относительное, указательное, определительное;
3) определительное, относительное, указательное.
6. В какой цепочке слов местоимения пишутся слитно?
1) (Ни)кто, (ни)какой, (ни)чей.
2) Ни(с)кем, ни(от)какого, ни(у)чьего.
3) (Кое)что, кого(то), чего(либо).
7. В какой цепочке слов местоимения пишутся через дефис?
1)(Кое)(у)каких, (кое)(над)чем, (кое)(при)ком.
2) Кое(какой), что(либо), кто(нибудь), чей(то).
8. В какой цепочке слов местоимения пишутся в три слова?
1) (не)кий, (ни)кого, (ни)чего, (не)кто;
2) (кое)кто, (кое)что, (кое)чей, (кое)какие;
3) не(у)кого, ни(для)кого, не(с)кого, ни(у)каких;
4) кое(про)кого, кое(в)чём, кое(для)кого.
9. Укажите несклоняемое местоимение.
1) что; 2) ничто; 3) нечто.
10. В чём особенность местоимений СЕБЯ, НЕКОГО, НЕЧЕГО?
1) это неизменяемые местоимения; 2) у этих местоимений отсутствует форма и.п.
Критерии оценивания тестовых работ
Ученик, выполняя работу, выбирает в каждом задании правильный ответ на вопрос.
За каждый правильный ответ учащийся получает 1 балл, за неправильный ответ или его отсутствие – 0 баллов. В случае выбора лишнего ответа (помимо правильного) учащийся также получает 0 баллов.Далее баллы переводятся в отметку по следующей шкале:
Итоговый процент Отметка
0-40% «2»
41-60% «3»
61-80% «4»
81-100% «5»
Изложения
НЕДОРАЗУМЕНИЕ
Однажды хозяйка уехала по делам и забыла, что у нее на кухне осталась кошка. А у кошки были три котенка, которых надо было кормить. Вот кошка проголодалась и стала искать что-нибудь съестное. А на кухне никакой еды не было. Тогда кошка вышла в коридор. Но и в коридоре она тоже ничего хорошего не нашла. Тогда кошка подошла к одной комнате и почуяла через дверь, что там чем-то вкусным пахнет. Кошка стала лапкой открывать дверь. А в этой комнате жила соседка, которая ужасно боялась воров. Она сидела у окна, кушала пирожки и дрожала от страха. И вдруг она видит, что дверь в ее комнату тихонько открывается. Соседка пугается и говорит:
— Ой, кто там? Но никто не отвечает. Соседка подумала, что это воры, открыла окно и выпрыгнула во двор. И хорошо, что она жила на первом этаже. Иначе она сломала бы себе ногу или еще что-нибудь. А так она только немножко ушиблась и расквасила себе нос.
Соседка побежала звать дворника, а кошка тем временем открыла лапкой дверь, нашла на окне четыре пирожка, съела их и снова пошла на кухню к своим, котятам. Вот приходит дворник с соседкой и видит, что никого в квартире нет. Дворник рассердился и ушел.
Тогда соседка села у окна и снова хотела заняться пирожками. И вдруг видит, что никаких пирожков нет. Она подумала, что это она сама их съела и от страха позабыла. И тогда она легла спать голодная. А утром приехала хозяйка и опять стала вовремя кормить кошку.
(По М. Зощенко)
МАЛЬЧИК И ПТИЧКА
Один мальчик гулял в лесу и нашел гнездышко. А в гнёздышке сидели малюсенькие голенькие птенчики и пищали. Они ждали, когда мама прилетит и покормит их червячками и мушками.
Мальчик обрадовался, что нашел таких славных птенчиков. Он хотел взять одного и принести его домой. Только он протянул к птенчикам руку, как вдруг с дерева камнем упала к его ногам птичка. Упала и лежит в траве. Мальчик хотел схватить птичку, но она немножко попрыгала по земле и отбежала в сторону. Тогда мальчик побежал за ней. Он подумал, что птичка ушибла себе крыло и поэтому летать не может. Только мальчик подошел к птичке, а она снова запрыгала по земле и немножко отбежала. Мальчик опять за ней. Птичка вспорхнула и снова села в траву. Тогда мальчик снял свою шапку и хотел этой шапкой накрыть птичку. Только он подбежал к ней, а она вдруг вспорхнула и улетела. Мальчик рассердился на птичку и пошел скорей назад, чтобы взять себе хоть одного птенчика. И он понял, что потерял то место, где было гнездышко.
Тогда мальчик догадался, что птичка нарочно упала с дерева и бегала по земле, чтобы подальше увести его от гнездышка. Так мальчик и не нашел птенчика. Он собрал немножко лесной земляники и пошел домой.
(По М. Зощенко)
МЕДВЕДЬ-РЫБАК
В прошлом году я весну встречал на Камчатке. Там увидел я однажды медведя-рыбака. Сидит в реке здоровенный медведь. Сидит по горло в воде, только голова сухая из воды торчит, как пень. Башка у него громадная, мохнатая, с мокрой бородой. Он ее то на один бок наклонит, то на другой: рыбу высматривает. И вдруг что-то лапами стал в воде хватать. Вижу — достает рыбу-горбушу. Прикусил он горбушу и сел на нее. Зачем это он, я думаю, на рыбу-то сел? Сел и сидит в воде на рыбе. Да еще и проверяет лапами: тут ли, под ним ли?
Вот плывет мимо вторая рыба, и ее медведь поймал. Прикусил и тоже на нее садится. А когда садился, опять, конечно, привстал. И первую рыбу течением из-под него утащило. Мне-то сверху все видно, как эта горбуша покатилась по дну. А медведь как рявкнет! Потерялась рыба. Ах ты! Непонятно ему, бедняге, что такое с его запасом делается, куда он девается. Посидит, посидит, да и пощупает лапой под собой: тут ли рыба, не убежала ли? А как схватит новую, опять я вижу, что старая выкатилась из-под него, и ищи-свищи! Ведь, на самом деле, обида какая: теряется рыба, и все тут!
Долго-долго сидел он на рыбе, ворчал, даже пропустил две рыбины, не решился ловить; я видел, как они проплыли мимо. Потом опять подцепил лапой горбушу. И опять все по-старому: нет прежней рыбы.
Я лежу на берегу, хочется мне посмеяться, а смеяться нельзя. Попробуй-ка посмейся! Тут тебя медведь со злости съест вместе с пуговицами. Громадную сонную рыбину натащило течение прямо на медведя. Сгреб он ее, кладет под себя... Ну, конечно, под ним пусто. Тут медведь так обиделся, что заревел во всю мочь, прямо как паровоз. Поднялся на дыбы, лапами бьет по воде. Ревет, захлебывается. Вылез из воды, отряхнулся и ушел в лес. А рыбу опять потащило течение.
(По Е. Чарушину)