Рабочая программа окружающий мир Школа России
Пояснительная записка.
Рабочая программа по окружающему миру с модулем «ОБЖ» для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ ст.2, п.9, с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 ст. 28 п 3.6.), Примерной основной образовательной программы начального и основного общего образования (протокол от 8 апреля 2015г № 1/15), Основной образовательной программы МКОУ «СОШ им. С.П. Восканова с. Пролетарского», Примерными программами по окружающему миру, Федеральным перечнем учебников, рекомендованного к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования (Изучение учебных предметов организуется с использованием учебников, входящих в федеральный перечень учебников, утверждённых приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 (ред. от 21.04.2016г. № 22-01-13/2298), Приказ Минобрнауки РФ от 08.06.15 г. № 576, Уставом МКОУ «СОШ им. С.П. Восканова с. Пролетарского» (постановление главы Прохладненского муниципального района от 14.03.2016г. №66), Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МКОУ «СОШ им. С.П. Восканова с. Пролетарского» (приказ от 04.04.2016 г. №32/5-ОД) и авторской программы по окружающему миру А.А. Плешакова: Рабочие программы. 1-4 классы .
2. Общая характеристика учебного предмета.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:1) идея многообразия мира; 2) идея целостности мира; 3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Основное содержание модуля ОБЖ в содержании уроков при изучении предмета «Окружающий мир»
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей нравственный долг каждого человека.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года.
Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.).
Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Безопасное поведение в природе, с домашними животными
Экологическая безопасность. .
Структура Рабочей программы
1. Пояснительная записка.
2. Общая характеристика учебного предмета, курса.
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты УУД освоения конкретного учебного предмета, курса (по ФГОС НОО, ООО)
5. Содержание учебного предмета, курса.
6. Планируемые результаты изучения учебного предмета (для рабочих программ по ФГОС НОО, ООО)
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
8. Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся.
9. Лист корректировки тем.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ и региональным базисным учебным планом на изучение окружающего мира в 3 классе отводится 66 часов (из них 0 часов за счет части, формируемой участниками образовательного процесса).
Рабочая программа предусматривает обучение окружающего мира в объёме 2 часа в неделю в течение 1 учебного года на базовом уровне. В 3 классе 34 учебные недели в соответствии с учебным планом МКОУ «СОШ им. С.П. Восканова с. Пролетарского» на текущий учебный год.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир» по ФГОС НОО.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования.
У третьеклассника продолжают формироваться регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять лростой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
- Работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования,
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменно." речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
У третьеклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:
1) понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
У третьеклассника продолжится формирование ИКТ-компетентности:
1) оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;
2) создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать оформлять и сохранять их:
3) готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать плат презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.
5. Содержание учебного предмета.
Тематический план учебного курса.
№
Наименование разделов
Всего часов
1
Как устроен мир
7
2
Эта удивительная природа
19
3
Мы и наше здоровье
9
4
Наша безопасность
9
5
Экономика
11
6
Путешествие по городам и странам
13
Итого:
68 часов
Практическая часть учебного курса.
Период обучения
Количество часов
Диагностический материал
1 четверть
18 часов /9 недель/
Проверим себя 1, экскурсия 1
2 четверть
14 часов /7 недель/
Проверим себя 1
3 четверть
22 часов /11 недель/
Проверим себя 2
4 четверть
14 часов /7 недель/
Проверим себя 2
Комплексная контрольная работа 1
Итого:
68 часов
(2 часа в неделю* 34 недели)
Проверим себя 6, экскурсия 1
Комплексная контрольная работа 1
6. Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности по ФГОС.
№
Тема
Кол-во часов
УУД
ДАТА
Теор
Практ
Личностные
Метапредметные
Предметные
План
Факт
1 четверть – 18 часов
1
Как устроен мир 7 час
Природа.
1
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
Регулятивные УУД:
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные УУД:
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
02.09.
2
Человек.
1
06.09.
3
Общество
1
09.09.
4
Мир глазами эколога, ОБЖ Экологическая опасность
1
13.09.
5
6
Природа в опасности.
ОБЖ Охрана природы.
Экскурсия.
1
16.09.
7
Проверочная работа по теме «Как устроен мир
1
20.09.
8
Эта удивительная природа 19 ч
Тела, вещества, частицы
1
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
Регулятивные УУД:
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Познавательные УУД:
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
23.09.
9
Разнообразие веществ
1
27.09.
10
Воздух и его охрана
1
30.09.
11
Вода
1
04.10.
12
Превращения и круговорот воды
1
07.10.
13
ОБЖ Берегите воду !
1
11.10.
14
Что такое почва.
1
14.10.
15
Разнообразие растений. ОБЖ Опасные растения
1
18.10.
16
Солнце, растения и мы с вами.
1
21.10.
17
Размножение и развитие растений.
1
25.10.
18
Охрана растений. ОБЖ Экология
1
28.10.
2 четверть – 14 часов
08.11.
19
Разнообразие животных. ОБЖ Правила поведения
1
11.11.
20
Кто что ест. Проект «Разнообразие природы родного края»
1
15.11.
21
Наши проекты
1
18.11.
22
Размножение и развитие животных.
1
22.11.
23
Охрана животных. ОБЖ
1
25.11.
24
В царстве грибов
1
29.11.
25
Великий круговорот жизни
02.12.
26
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу Эта удивительная природа»
1
06.12.
27
«Мы и наше здоровье» 9 ч
Организм человека
1
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Регулятивные УУД:
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
09.12.
28
Органы чувств
1
13.12.
29
Надежная защита организма ОБЖ
1
16.12.
30
Опора тела и движение
1
20.12.
31
Наше питание.
Пищеварительная система ОБЖ Проект «Школа кулинаров»
1
23.12.
32
Дыхание и кровообращение
1
27.12.
3 четверть – 22 час
17.01.
33
Умей предупреждать болезни часа.
1
20.01.
34
ОБЖ Здоровый образ жизни.
1
24.01.
35
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Мы и наше здоровье»
1
27.01.
36
Презентация проектов
1
31.01.
37
«Наша безопасность» 9 ч
Огонь, вода и газ ОБЖ Правила обращения
1
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Регулятивные УУД:
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еёобосновать, приводя аргументы.
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
03.02.
38
Чтобы путь был счастливым ОБЖ ПДД
1
07.02.
39
Дорожные знаки ОБЖ
1
10.02.
40
Проект «Кто нас защищает»
1
14.02.
41
ОБЖ Опасные места
1
17.02.
42
ОБЖ Природа и наша безопасность
1
21.02.
43
ОБЖ Экологическая безопасность.
1
24.02.
44
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Наша безопасность»
1
28.02.
45
«Чему учит экономика» 11 час
Для чего нужна экономика
1
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
03.03.
46
Природные богатства и труд людей = основа экономики
1
07.03.
47
Полезные ископаемые.
1
10.03.
48
Растениеводство
1
14.03.
49
Животноводство
1
17.03.
50
Какая бывает промышленность.
1
21.03.
51
Что такое деньги.
1
24.03.
52
Государственный бюджет
1
04.04.
53
Семейный бюджет.
1
07.04.
54
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Чему учит экономика»
1
11.04.
4 четверть – 14 часов
14.04.
55
Экономика и экология.
1
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
Регулятивные УУД:
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные УУД:
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
18.04.
56
«Путешествие по городам и странам» 13 час
Золотое кольцо России
1
21.04.
57
Золотое кольцо России Проект «Музей путешествий»
1
58
Наши ближайшие соседи
1
25.04.
59
На севере Европы
1
28.04.
60
Что такое Бенилюкс
1
02.05.
61
Комплексная контрольная работа
1
05.05.
62
В центре Европы
1
12.05.
63
По Франции и Великобритании
1
16.05.
64
На юге Европы
1
16.05.
65
По знаменитым местам мира
1
19.05.
66
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Путешествие по городам и странам»
1
19.05.
67
68
Обобщение изученного
2
23.05.
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Кол-во
1
Литература для учителя
1.1
Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник для ОО с приложением на электронном носителе. В 2-х частях – М.: Просвещение, 2013.
1
1.2
Плешаков А.А. Окружающий мир.. 3 класс: Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся. В 2-х частях – М.: Просвещение, 2015.
1
1.3
Целоусова Т.Ю. Поурочные разработки по окружающему миру.– М.: ВАКО, 2004.
1
2
Литература для ученика
2.1
Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник для ОО с приложением на электронном носителе. В 2-х частях – М.: Просвещение, 2013.
1
2.2
Плешаков А.А. Окружающий мир.. 3 класс: Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся. В 2-х частях – М.: Просвещение, 2015.
1
3
Технические средства обучения
3.1
Компьютер
1
3.2
Мультимедийный проектор
1
3.3
ИД
1
4
Электронные образовательные ресурсы
4.1
Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова
1
5
Оборудование
5.1
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
14
5.2
Стол учительский со стулом
1
5.3
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий
4
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета по ФГОС НОО.
В результате изучения окружающего мира третьеклассники научатся:
- определять место человека в мире;
- распознавать тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
- называть основные свойства воздуха и воды;
- объяснять круговорот воды в природе;
- определять основные группы живого (растений, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы.
- устанавливать взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
- устанавливать взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
- характеризовать системы органов человека (их части и назначение); правилам гигиены; основам здорового образа жизни;
- правилам безопасного поведения в быту и на улице,
- распознавать основные дорожные знаки;
- правилам противопожарной безопасности, основам экологической безопасности' называть потребности людей, товары и услуги;
- определять роль природных богатств в экономике, роль денег в экономике; узнают основы семейного бюджета.
Третьеклассники получат возможность научиться:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определлтеля; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; правильно обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
- владеть элементарными приемами чтения карты;
- приводить примеры городов России, стран - соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
9. Лист корректировки тем по предмету «Окружающий мир» в 3 классе на 2016-2017 учебный год:
№
Тема урока
Пути ликвидации отставаний в программном материале:
По программе
Сокращено, объединено, дата
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Программный материал пройден за счёт объединения уроков, практическая часть выполнена. Отставания: __________ часов.
Учитель: _______________ / /
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141415
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 8Заголовок 915