Разработка урока по истории на тему Формирование казахской народности 7 класс
Тема: «Формирование казахской народности»
Цели урока
Образовательная:
понимание учащимися представлений об исторических периодах формирования казахского народа;
дать учащимся полное и точное сведения о процессе формирования и завершения процесса формирование казахского народа;
Развивающая:
развивать умения обобщать фактический материал;
готовит устные сообщения;
вырабатывать навыки делать самостоятельные выводы на основе анализа историко- политических документов;
формирование умений оценивать сообщение одноклассников.
Воспитательная:
воспитание чувства уважение к истории народа.
Наглядные пособия:
Схема «Древние этносы на казахской земле»; «Этносы X – VI веков до нашей эры на территории Казахстана»;
Карты: «»; «»
Методы урока:
Интерактивный
Беседа, «мозговой штурм», использование опорных схем
Опорные знания:
Этнос, род, племя, община, антропология. Этнополитическая община, европеоидная внешность, монголоидная внешность, тюрк, «казах», «Алаш», казахский народ, исторические периоды, консолидация.
Ожидаемый результат:
Учащие имеют полное представления об исторических периодах формирования казахского народа;
Узнают об общественных отношениях;
Умеют пользоваться знаниями о формировании на территории Казахстана племен и народов у которых формируются единый язык, культура, обычаи, традиции;
Знают о политическом положении первых государств на территории Казахстана;
Применяют в жизни свои знания об этническом составе;
Имеют представления о процессе сложении и завершении процесса формирования казахской народности.
ПЛАН УРОКА:
I. Этнические процессы на территории Казахстана:
в древние века, в период средневековья.
II. Роль государств на территории Казахстана в консолидации казахского народа.
III. Завершение процесса формирования казахской народности
Обобщение основных положений:
· Формирование казахского народа длилось приблизительно четыре тысячи лет;
· За четыре исторические эпохи казахский народ пережил культурно историческое развитие в языковом, этническом и антропологическом плане;
· Такие этнические группы, как: саки, уйсуни, канлы, кыпчаки, найманы составили основу казахского этноса.
II.
1. Соотнесите государства раннего средневековья с периодами существования
Тюркский каганат 552-603 ггЗападно-тюркский каганат 603-704 ггТюргешский каганат 704-756 ггКарлукский каганат 756-940 ггОгузское государство конец IX -начало XIввКимакский каганат конец IX -начало XIвв
Государство Караханидов 942-1210 ггГосударство Карахитаев 1128-1213 ггГосударство найманов и кереитов пер.полов XI-начало XIII ввКыпчакское ханство пер.полов XI-начало XIII ввВопросы:
Какова роль этих государств, в процессе формировании казахского народа?
Место кыпчакских племен в становлении казахского народа?
Как повлияло монгольское завоевание на формирование казахской народности?
«Мозговой штурм»
1. Принесло ли зло и ущерба монгольское нашествие местному населению?
(учащиеся высказывают свое мнение, которое записывается на доске)
2. Какие государства существовали послемонгольский период?
· Ак Орда - XIV - XV вв· Государсво Могулистан - середине XIV - начало XVI вв· Ханство Абулхаира - 1428-1468 гг· Ногайская Орда - XIII – XV вв.
III. Завершение формирование казахской народности.
Вопросы:
1. Когда и как завершилось формирование казахского народа?
2. Какие гипотезы существуют о происхождении этнонима «казах»?
3. Какие существуют предположения о значении термина «Алаш»?
4. Мнение ученых о появлении жузов.
Предположительный вывод учащихся:
XIV-XV века завершился процесс сложения казахской народности из различных тюркоязычных и монгольских этнических групп, восстанавливалось государственность на местной этнической основе.
Борьба народов, насильственно включенных в монгольские улусы, за самостоятельное развитие. Изменения во внутренней жизни их стран ускорили процесс распада Золотой Орды и государства Чагатаидов в состав которых входила территория Казахстана во времена монгольского господства.
Постепенно преодолевались тяжелые экономические последствия монгольского завоевания. Городская жизнь, ремесленное производство, росло поголовье скота, восстанавливались торговые связи степных районов Центрального Казахстана и Семиречья с оазисами юга Казахстана и Средней Азии.
Развивались общественные отношения. Следует отметить, что сохранявшееся государственная разобщенность населения Казахстана в XIV – первой половине XV вв сыграла свою роль с появлением такой особенности, как сложение трех жузов…