Технологическая карта урока по географии на тему Демографические проблемы и пути их решения
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА География 8 класс Урок №11
Тема: Демографические проблемы и их решение.
Планируемые результаты: личностные: воспитывать аналитические способности;
метапредметные: развивать умения работать с картографическими и статистическими материалами, анализировать графики и диаграммы;
предметные: сформировать у учащихся систему знаний о возрастном и половом составе населения; научить приёмам анализа половозрастных пирамид.
Оборудование: административная карта России, электронное приложение, атласы, учебник.
Тип урока: приобретения практических навыков и умений.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся1.Мотивация учебной деятельности Любое общество состоит из людей разного возраста и пола. Чтобы правильно организовать жизнь страны, необходимо знать состав её населения. сколько в обществе детей, которых нужно растить и учить? Сколько пожилых людей? Сколько молодых и трудоспособных? Отвечают на вопросы и формулируют задачи урока.
2.Актуализация опорных знаний 1. Что такое естественный прирост? Как от него зависит численность населения?
2. Чем были вызваны демографические кризисы в России? Каковы были людские потери в каждый период?
3. Охарактеризуйте исторические типы воспроизводства населения.
Работа тренажёром электронного приложения. Устный опрос.
Тест.
3.Организация познавательной деятельности 1.Демографическая ситуация.
Подовозрастная структура населения.
Половозрастная пирамида.
- последствия демографических кризисов – «провалы» на пирамиде.
- «демографический портрет» страны.
2. Анализ возрастной структуры.
- лица моложе трудоспособного возраста;
- лица в трудоспособном возрасте;
- лица старше трудоспособного возраста.
3.Территориальные различия в структуре населения.
Районы Возрастная структура
Районы нового освоения Высокая доля молодого населения.
Наименьшая доля людей пожилого возраста. Максимальная доля населения в трудоспособном возрасте.
Южные регионы Велика доля детей и людей пожилого возраста.
Минимальная доля трудоспособного населения.
Области с многолетним оттоком населения Старение сельского населения
4. Продолжительность жизни в России.
69 лет.
Формирование понятия. Стр.36. ЭП.
Знакомство с половозрастной пирамидой. Рис.15
Определяют возрастные категории и записывают в тетрадь соотношение: 16% -61% - 23%.
На основе текста заполняют таблицу.
Анализ рис. 16 на стр. 38.
Устанавливают причины, влияющие на продолжительность жизни.
4.Подведение итогов Закрепление.
Проблема: Как вы считаете, какие эффективные меры нужно принять, чтобы решить демографическую проблему в нашей стране?
Рефлексия.
Д/з: §9 стр.36-39 Предлагают пути решения проблемы.