ФГОС. Рабочая программа по истории Древнего мира. Ф.А.Михайловский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Девица
Усманского муниципального района Липецкой области
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
на заседании приказом
педагогического совета МБОУ СОШ с. Девица
2016г.2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«История» для 5в класса
учителя истории
Межевикина Василия Семеновича
Высшая квалификационная категория
2016 – 2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа по истории в 5 классе определяет следующие цели:
формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю,
формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.
овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира, о социально – экономическом, политическом и культурном аспектах развития древних обществ;
формирование навыков самостоятельного осмысления реальностей окружающего мира;
ознакомление с различными взглядами на события прошлого;
Задачи:
формировать у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
овладевать учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитывать учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
развивать способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формировать у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Общая характеристика учебного предмета, курса.
Изучение всеобщей истории способствует формированию общей картины исторического пути человечества, разных народов и государств, преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов. Преподавание курса должно давать обучающимся представление о процессах, явлениях и понятиях мировой истории, сформировать знания о месте и роли России в мировом историческом процессе.
Курс всеобщей истории призван сформировать у учащихся познавательный интерес, базовые навыки определения места исторических событий во времени, умения соотносить исторические события и процессы, происходившие в разных социальных, национально-культурных, политических, территориальных и иных условиях.
В рамках курса всеобщей истории обучающиеся знакомятся с исторической картой как источником информации о расселении человеческих общностей, расположении цивилизаций и государств, местах важнейших событий, динамики развития социокультурных, экономических и геополитических процессов в мире. Курс имеет определяющее значение в осознании обучающимися культурного многообразия мира, социально-нравственного опыта предшествующих поколений; в формировании толерантного отношения к культурно-историческому наследию народов мира, усвоении назначения и художественных достоинств памятников истории и культуры, письменных, изобразительных и вещественных исторических источников.
Курс дает возможность обучающимся научиться сопоставлять развитие России и других стран в различные исторические периоды, сравнивать исторические ситуации и события, давать оценку наиболее значительным событиям и личностям мировой истории, оценивать различные исторические версии событий и процессов.
Программа учебного курса выстраивается на основе трех основных линий:
1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.
2. Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика.
3.Историческое движение:
- эволюция трудовой деятельности людей, развитие техники; изменение характера экономических отношений;- формирование и развитие человеческих общностей;
- образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти;- история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных учений и мировоззренческих систем; научного знания, духовной и художественной культуры; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;- развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.
Эти линии соединяет воедино сквозная линия – человек, личность в истории, которая предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.
Место курса в учебном плане:
информация о количестве учебных часов, на которые рассчитана учебная программа, в том числе на проведение контрольных работ.
На изучение курса история в 5 классе отводится 70 часов (2часа в неделю) в соответствии с Федеральным компонентом учебного плана общеобразовательных учреждений и учебным планом МБОУ СОШ с. Девица.
Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование
Повторение и проверку знаний после главы I «Древний Восток», главы II«Древняя Греция» и главы III «Древний Рим» провести в форме тестирования, которое формирует умения и навыки необходимые при сдаче ОГЭ по истории в старших классах.
Виды и формы контроля
Текущий контроль на уроках истории проводится в течение учебного года, в следующих формах: устные, письменные, индивидуальные, фронтальные, групповые, нетрадиционные, с применением ИКТ.
В соответствии с Положением о проведении промежуточной аттестации и осуществлении текущего контроля их успеваемости промежуточная аттестация по истории определяется путем вычисления среднего арифметического отметок, полученных учащимися за четверть и отметки итогового контрольного тестирования.
.
Результаты освоения конкретного учебного предмета, курса (личностные, метапредметные и предметные).
Личностными результатами:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
Содержание программы по истории Древнего мира.
Раздел I Первобытность (8 час.)
Введение. Что изучает история. Историческая карта. Источники исторических знаний Увлекательный мир истории. Как узнают историю древних народов. Вещественные и письменные памятники. Геродот – «отец истории».
Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Информация о первых людях на земле. Овладение огнем, появление «человека разумного». Значение охоты в жизни людей, орудия каменного века. Великое оледенение. Загонная охота на мамонтов и других крупных животных. Потепление на земле. Изобретение лука и стрел, топора, плота и лодки. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей.
Открытия и изобретения древних охотников. Родовые общины «людей разумных», приручение животных, мотыжное земледелие, развитие ремесел, открытие металлов, появление обмена и денег. Возникновение искусства и религии, земледелия и скотоводства. Понятие цивилизации и счета лет в истории. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.
Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»).
Повторение и проверка знаний
Раздел II Древний Восток (20час.)
Древние цивилизации Месопотамии Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания Характеристика древнейших цивилизаций мира - Египта, Мессопотамии (Междуречья), Индии, Китая. Политические, социально – экономические и культурные достижения народов Древнего мира. Египет – дар Нила, страна двух рек. Древнейшие цивилизации Индии и Китая. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Причины и особенности возникновения первых на земле цивилизаций. Влияние географического фактора на историческое развитие общества. Значение строительства ирригационных сооружений. Преобразование речных долин в результате трудовой деятельности людей. Формирование государственной организации, право как атрибут государственности, возникновение письменности.
Повторение и проверка знаний.
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Храмы и пирамиды Познания древних египтян. Письменность. Местоположение и природные условия страны. Южный и Северный Египет (Дельта). Разливы Нила. Труд земледельцев. Ирригационные сооружения. Папирус. Иероглифическая письменность египтян. Объединение Южного и Северного Египта. Мемфис — столица единого государства. Фараоны и пирамиды, жизнь в Древнем Египте, завоевания фараонов, культура Древнего Египта. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Религиозные верования египтян. Жрецы. Повторение и проверка знаний.
Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийские города Библ, Сидон, Тир. Занятия населения. Торговля и пиратство. Финикийские колонии. Финикийские мореплаватели. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.
Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона. Основание Карфагена. Путешествия финикийцев. Плавание вокруг Африки. Создание финикийцами алфавита, его особенности и значение. Местоположение Ассирии. Создание и организация армии. Ассирийские завоевания. Разрушение Вавилона Синаххерибом. Управление Ассирийской державой. Ограбление завоеванных стран. Ниневия и библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ниневии.
Новое возвышение Вавилона. Завоевания Навуходоносора II. Город Вавилон при Навуходоносоре. Научные знания вавилонян. Развитие астрономии. Вавилонский календарь. Мидийцы и персы в Древнем Иране. Повторение и проверка знаний.
Образование державы Маурьев в Индии, арийское проникновение в Индию. Начало железного века в Индии. Образование государств. Освоение джунглей в долине Ганга. Брахманизм и индийские варны. Держава Маурьев при царе Ашоке. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.
Единое государство в Китае. Начало железного века в Китае. Расширение территории древнекитайской цивилизации. Причины и условия объединения страны. Завоевания Цинь Шихуана и его правление. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Конфуцианство. Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена. Борьба с гуннами. Изобретения древних китайцев. Персидская держава: военные походы, управление империей. Завоевание Киром Великим Мидии, Лидии и Вавилона. Завоевание Египта Камбизом. Борьба за власть в Персидской державе. Приход к власти ДарияI. Персидская держава при Дарий I. Организация сатрапий. Налоговая система. Строительство дорог (Царская дорога). Развитие торговли. Чеканка Дарием золотой монеты. Повторение и проверка знаний.
Раздел III
Древняя Греция (19час.)
Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Троянская война.
Рождение античного мира. Греция и Крит в эпоху бронзы. Географическое положение и природа Греции. Северная, Средняя и Южная Греция (Пелопоннес). Коринфский перешеек. Фермопильское ущелье. Эгейское море и его острова. Остров Крит. Миф о Тесее и Минотавре. Археологические открытия на Крите, в Греции и в Малой Азии. Троянская война. Вторжение дорийцев. Поэмы Гомера. «Илиада» и «Одиссея». «Темные века» в истории Греции и слепой поэт Гомер, певец на пирах басилеев. Содержание поэм. «Илиада» — поэма о Троянской войне. Другие предания о Троянской войне: гибель Ахиллеса и троянский конь. Приключения Одиссея. На острове циклопов и возле острова сирен. Возвращение к Пенелопе. Верования древних греков. Сказания о богах и героях. Олимпийская религия. Земледельческие культы. Мифы о богах и героях. Миф о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Подвиги Геракла.
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Великая греческая колонизация. Греческое общество по поэмам Гомера. Понятие античной (полисной) цивилизации. Причины и условия «греческого чуда». Акрополь и агора. Причины и направления Великой греческой колонизации. Афины и Аттика. Афинский порт Пирей. Аристократы и демос. Личность Солона и его законы. Запрет долгового рабства. Зарождение полисной демократии. Тирания Писистрата, ослабление позиций аристократии и победа демоса. Местоположение Лаконии. Образование Спарта: основные группы населения, политическое устройство Спартанское воспитание. Организация военного дела. «Община равных». Тяжелое положение илотов. Государственное устройство Спарты: совет старейшин, цари и народное собрание. Понятие «олигархия». Военный характер спартанского воспитания. Лаконичная речь. Повторение и проверка знаний.
Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои.
Восстание в Милете. Поход персов на Грецию в 492 г. до н. э. и гибель персидского флота. Нападение персидского войска и флота на Аттику в 490 г. до н. э. и Марафонское сражение. Военное искусство Мильтиада. Причины победы греков.
Деятельность Фемистокла. Строительство флота и укрепление демократии. Переправа войск Ксеркса через Геллеспонт и вторжение в Грецию в 480 г. до н. э. Оборона Фермопил спартанцами во главе с царем Леонидом. Саламинское сражение. Фемистокл и Эврибиад. Поэма Эсхила «Персы». Расцвет демократии в Афинах. Путь Афин к демократии. Афинская демократия при Перикле. Роль афинского демоса и военного флота в победе над персами. Народное собрание и его функции. Афинские граждане, их права и обязанности. Остракизм. Афинские стратеги. Перикл во главе управления Афинами. Афинская морская держава. Значение афинской демократии и ее ограниченный характер.
Хозяйственное развитие Греции в V веке до н.э.. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Роль рабского труда в ремесленном производстве. Афинский Керамик. Правовое положение рабов. Развитие торговли. Пирей — главные морские ворота Афин, центр международной торговли.
Пелопоннесская война. Противостояние Афин и Спарты. Причины и начало войны. Никиев мир, Алкивиад и Сицилийская экспедиция афинян. Персидская помощь Спарте. Война на море. Алкивиад — стратег-автократор. Битва при Аргинусских островах. Лисандр и победа спартанцев. Итоги войны.
Граждане, ученые и атлеты Греции, архитекторы, скульпторы и поэты. Воспитание гражданина. Роль простого человека в государственном управлении. Школа в Древней Греции. Гимнасий. Ученые и философы: Геродот, Гиппократ, Демокрит, Аристотель. Олимпийские игры: происхождение, организация и программа. Знаменитые греческие атлеты. Виды спортивных состязаний. Архитектура греческих храмов. Ордерная система. Памятники Афинского акрополя. Греческие скульпторы Фидий, Пракситель, Мирон, Поликлет. Греческий театр, его происхождение и устройство. Организация театральных зрелищ. Трагедии и комедии. Знаменитые трагики Эсхил, Софокл, Еврипид. Комедиограф Аристофан. Культура Древней Греции. Развитие наук. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры. Греческая философия. Школа и образование.
Повторение и проверка знаний. Период эллинизма. Культура эллинистического мира. Эллинистические государства Востока.
Пелопоннесская война. Возвышение Македонии Местоположение Македонского царства. Приход к власти и преобразования Филиппа П. Македонская фаланга. Оратор Демосфен и его борьба против македонской агрессии. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад Установление власти Македонии над Грецией. Битва при Херонее и Коринфский конгресс. Убийство царя Филиппа и приход к власти Александра.
Завоевания Александра Македонского. Начало Восточного похода. Битва при Иссе. Осада Тира и основание Александрии. Битва с Дарием III при Гавгамелах и ее результаты. Поход в Среднюю Азию и в Индию. Причины побед греко-македонского войска. Образование державы Александра Македонского.
Греческий Восток. Смерть Александра и распад его державы. Образование греко-македонских монархий. Держава Селевкидов, Птолемеевский Египет, Македонское царство. Пергам и Родос. Достопримечательности Александрии. Маяк на острове Фарос. Архитектор Сострат. Музей и Александрийская библиотека. Расцвет наук. Эратосфен, Аристарх Самосский, Евклид. Изобретение пергамента.
Повторение и проверка знаний.
Раздел IV Древний Рим (23 час.)
Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим под властью царей. Местоположение Рима и Италии. Латинские племена. Легенда об основании Рима. Ромул и Рем. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Реформа царя Сервия Туллия. Изгнание царя Тарквиния Гордого и установление республики.
Республика римских граждан. Государственное устройство. Римские консулы. Борьба плебеев с патрициями и основание народного трибуната. Права и обязанности народных трибунов. Римский сенат. Организация римской армии. Легион. Жрецы римских богов: понтифики, авгуры, фециалы.
Рим во главе Италии. Завоевание Римом Италии. Римская армия. Нашествие галлов. Разграбление Рима галлами и оборона Капитолия. Борьба римлян с самнитами. Завоевание Южной Италии. Война с царем Пирром. Римская политика «разделяй и властвуй». Организация римлянами управления Италией.
Первая война с Карфагеном. Войны с Карфагеном. Ганнибал. Карфагенский флот и наемная армия. Первая Пуническая война. Строительство римского военного флота. Изобретение римлянами абордажных мостиков («воронов»). Зхват римлянами Сицилии. Подготовка сторон к новой войне. Захваты Гамилькара в Испании. Завоевание Гаем Фламинием севера Апеннинского полуострова.
Война с Ганнибалом. Вторая Пуническая война. Переход армии Ганнибала через Альпы. Первые поражения римлян. Битва при Тразименском озере. Римский диктатор Фабий. Битва при Каннах. Высадка войск Сципиона в Африке. Битва при Заме и капитуляция Карфагена. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.
Установление господства Рима в Средиземноморье. Римские завоевания во II веке до н. э. Подчинение Греции и гибель Македонии. Поражение державы Селевкидов. Третья Пуническая война. Разрушение Коринфа и Карфагена. Образование провинций и управление ими. Ограбление римлянами завоеванных стран. Обогащение римской знати. Триумфы римских полководцев.
Повторение и проверка знаний.
Народные трибуны – братья Гракхи. Начало периода гражданских войн в Римской республике. Последствия римских завоеваний. Разорение крестьян и ослабление римской армии. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме. Итоги и значение деятельности Гракхов.
Сулла – первый военный диктатор Рима. Война с Югуртой и превращение римской армии в наемную. Гай Марий и Луций Корнелий Сулла. Война с союзниками в Италии. Распространение прав римского гражданства на свободное население Италии. Диктатура Суллы, Проскрипции. От республики к империи. Гражданские войны в Риме.
Восстание Спартака. Рабство в Риме. Использование рабского труда в сельском хозяйстве. Работорговля. Гладиаторы и амфитеатры. Заговор гладиаторов в Капуе и начало восстания. Бегство восставших рабов на Везувий. Создание армии рабов. Поход к Альпам. Поход на юг полуострова. Неудачная попытка переправы на Сицилию. Красе во главе римской армии. Расправа с восставшими. Личность Спартака.
Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Возрастание роли полководцев в Римской республике. Союз трех полководцев: образование триумвирата Помпея, Красса и
Цезаря. Возвышение Цезаря и гибель Красса. Борьба Цезаря и Помпея. Битва при Фарсале. Диктатура Цезаря. Заговор Бруга и Кассия. Убийство Цезаря в мартовские иды сторонниками аристократической республики.
Падение республики. Положение в Риме после убийства Цезаря. Последние республиканцы и наследники Цезаря. Второй триумвират. Проскрипции и гибель Цицерона. Битва при Филиппах. Самоубийство Кассия и Брута, Борьба за власть Октавиана и Антония. Битва при Акции и захват римлянами Египта. Падение республики.
Повторение и проверка знаний.
Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. «Восстановление республики» Октавианом Августом. Власть императора и власть сената. Преторианская гвардия. Правление Августа: внутренняя и внешняя политика. Поражение в Тевтобург-ском лесу. «Золотой век» поэзии. Роль Мецената. Творчество Горация. Вергилий и его поэма «Энеида».
Цезари Рима. Правление преемников Августа. Правление Нерона. Пожар Рима. «Наилучший» император Траян и последние завоевания Рима. Война с даками. Наивысшее могущество римской империи в начале II века. Древнеримский историк Корнелий Тацит.
Жизнь в Римской империи. Рим — столица империи. Пантеон. Колизей. Акведуки Рима. Триумфальные арки. Дворцы, особняки, многоэтажные дома. Устройство римского дома. В цирке и в термах. В провинциях империи. Строительство дорог. Предоставление прав гражданства свободному населению империи. Жизнь в деревне. Римский колонат. Быт и досуг римлян.
Повторение и проверка знаний.
Кризис Римской империи в 3 веке. Упадок рабовладения. Натиск на границы империи варваров — готов, франков, алеманнов. Внутреннее ослабление империи. Частая смена императоров, мятежи, захват власти полководцами, отпадение от империи провинций. Император Аврелиан — «восстановитель империи". Нерешенные проблемы. Натурализация хозяйства. Кризис идеологии.
Возникновение и распространение христианства. Исторические условия возникновения христианства. Иудейский мессианизм. Пророки в Палестине. Жизнь и учение Христа. Распространение христианства. Евангелия. Первые христиане. Гонения на христиан. Христианская церковь.
Императоры Диоклетиан и Константин. Императорская власть при Диоклетиане. Последние гонения на христиан. Константин Великий и его реформы. Укрепление императорской власти. Победа христианства. Перенесение столицы империи в Константинополь («Новый Рим»).
Падение Западной римской империи. Ухудшение положения империи. Римляне и варвары. Великое переселение народов. Восстание готов на Дунае и битва при Адрианополе. Император Феодосии I. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Деятельность Стилихона. Взятие Рима готами во главе с Аларихом. Нашествие гуннов. Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.
Повторение и проверка знаний.
УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5 КЛАСС
( 70 часов)
№ Тема программы и количество часов Кол-во
часов Характеристика основных видов деятельности учащихся( необходимый уровень, повышенный уровень, максимально высокий уровень)
1. Раздел. 1 Первобытность
8 Необходимый уровень- определять место исторических событий во времени;
- объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, до н. э., н. э., религия, сородичи, родовая община, земледелие, скотоводство и т.д.);
- использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности;
- проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
Повышенный уровень- описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры;
-рассказывать о событиях древней истории;
-объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников первобытной эпохи;
- описывать основные места расселения первобытных людей на основных континентах, на территории России
- применять полученные знания на практэике
Максимальный уровень- объяснять взаимосвязь между природно- климатическими условиями среды обитания первобытных людей и их основными занятиями
- давать оценку наиболее значительным событиям в первобытную эпоху
2 Раздел 2.
Древний Восток
19 Необходимый уровень
- использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в период Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
- проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
- описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
- раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «закон», «империя», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
- объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
- давать оценку наиболее значительным событиям и личностям истории Древнего Востока
Максимальный уровень
- давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории;
- высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия Древнего Востока в мировой истории;
- видеть проявления влияния древневосточного искусства в окружающей среде
3. Раздел 3.
Древняя Греция 20 Необходимый уровень - определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов ( колония, полис, демократия, органы власти и т.д.);
- использовать историческую карту как источник информации о населении Балканского пол-ва, расположении древнегреческих колоний, местах важнейших событий в истории Древней Греции;
- проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древней Греции;
- описывать условия существования и основные занятия, образ жизни людей в Древней Греции, памятники древнегреческой культуры;
-рассказывать о событиях истории Древней Греции;
Повышенный уровень - раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства Древней Греции (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в Древней Греции (правители и подданные, граждане и неграждане, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в Древней Греции;
- объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древнегреческой культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
- давать характеристику общественного строя Древней Греции;
- сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
-применять полученные знания на практике
Максимальный уровень
- давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории;
- высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия Древней Греции в мировой истории;
- видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде
4. Раздел 4.
Древний Рим 23 Необходимый уровень - определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов ( патриции, плебеи, сенат, народные трибуны, империя, органы власти и т.д.);
- использовать историческую карту как источник информации о населении Аппенинского пол-ва, местах важнейших событий в истории Древнего Рима;
- проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего Рима;
- описывать условия существования и основные занятия, образ жизни людей Рима в различные периоды становления, памятники древнеримской культуры;
-рассказывать о событиях истории Рима в разные этапы развития;
Повышенный уровень - раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства Древнего Рима (с использованием понятий «империя», «сенат», «республика», «закон», «патриции», «плебеи», «народные трибуны», «консулы» и др.); б) положения основных групп населения в Древнем Риме (правители и подданные, граждане и неграждане, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в Древнем Риме;
- объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древнегреческой культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
- давать характеристику общественного строя Древней Греции;
- сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
-применять полученные знания в жизни
Максимальный уровень
- давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории;
- высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия Древней Греции в мировой истории;
- видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ.
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – М.: Просвещение, 2011
2. Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011г.
3. Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2015 г.
4. Рабочая программа к учебнику Ф.А. Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс / авт. – сост. Ф.А. Михайловский. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.
5 . Репин А.В. История Древнего мира. 5 класс. Дидактические материалы. – Саратов, 2010 г.
6. Атлас и контурные карты по истории Древнего мира 5класс, М., Дрофа, ДИК, 2007 г.
7. Рак И. Мифы Древнего Египта. М «Просвещение».: 2009 г.8. Рони Ж. Борьба за огонь. М «Дрофа»: 2011г.
9. Петровский Н., Белов А. Страна большого Хапи. М «Просвещение».: 2009 г.
10. Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции. М.: Просвещение, 2009 г.11. Ян В. Спартак М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС»,.: 2009 г.
13. Брандт М.Ю. Тесты. История древнего мира. 5 класс – М.: Дрофа, 2005
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
1. Аудиоколонки колонки.
2. Видеопроектор.
3. Персональный компьютер.
4. Принтер.
5. Экран.
ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ.
1. Электронное приложение к учебнику «История Древнего мира», 5 класс. – М, Просвещение.
2. Уроки Всемирной истории Кирилла и Мефодия.
3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
4. Всеобщая история. Учебно – электронное издание. История Древнего мира. 5 класс.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://www.edu.ru– федеральный портал «Российское образование»
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»
http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.apkpro.ru – Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
http://www.internet-school.ru – интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»
http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»
http://www.1september.ru – газета «История», издательство «Первое сентября»
http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
Планируемые результаты изучения истории Древнего мира в 5 классе:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, определять последовательность и длительность важнейших исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
характеризовать место, обстоятельства участников, результаты важнейших исторических событий.
3. Работа с историческими источниками:
читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историко-географических объектов;
проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.
4. Описание (реконструкция):
рассказывать (в связной монологической форме) или письменно об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях на основе 2-3 источников исторических знаний;
характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.д. составлять описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражать свое отношение к ним; характеризовать вклад древних народов в мировую культуру.
5. Анализ, объяснение:
различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений;
сравнивать природные условия, факты, события, личности, а также исторические явления в странах Древнего Востока, Греции, Рима, выделяя сходство и различия;
излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми.