Презентация по менеджменту на тему Теории мотивации
МЕНЕДЖМЕНТ Тема: «Мотивация труда» План: 1. Сущность и основные понятия мотивации 2. Процесс мотивации 3. Основные теории мотивации4. Современные методы мотивации. Особенности и проблемы их использования в России Сущность мотивации Мотивация – совокупность находящихся внутри и вне человека движущих сил, побуждающих его к деятельности, задающих границы и формы этой деятельности и направляющих ее на достижение определенных целей Сущностные аспекты мотивации Объекты воздействия Соотношение сил Связь с результатами труда Внутренние Внешние Неоднозначная Ситуационная Усилие Старание Настойчи-вость Добросо-вестность Направлен-ность Основные понятия мотивации Понятия мотивации Потребности Интересы Вознаграждение Мотив Мотивационная структура Мотивирование Стимул Понятие и виды потребностей Потребность – чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо, принявшее специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида Потребности Виды Пути устранения Первичные и вторичные Врожденные и приобретенные Физиологические и социальные Материальные и нематериальные Удовлетворение Подавление Игнорирование Понятие и виды мотивов Мотив – находящиеся внутри человека побуждения персонального характера, направляющие его действия на удовлетворение потребности и определяющие, что и как следует сделать Мотивационная структура – совокупность находящихся в определенном соотношении мотивов индивида Системы мотивов Интересы Неосознанные побуждения Установки Влечения Понятие мотивирования Мотивирование – процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям посредством пробуждения в нем мотивов Мотивирование Модели Типы Приемы Путем внешних воздействий Путем формирования (корректировки) мотивац. структуры Рациональная Человеческих отношений Самоакту-ализации Принуждение Наказание Поощрение Виды Властное Моральное Материальное (продолжение) Средства Воспитание Обучение Распоряжение Стимулирование Понятие вознаграждения Вознаграждение – то, что человек считает для себя ценным Материальные выплаты Похвала и признание Продвижение Виды вознаграждения Внутренние, получаемые от работы Внешние , получаемые от организации Достижение результата Содержание работы Значимость работы Общение Понятие стимулов Стимулы – рычаги воздействия на мотивы Виды стимулов Индивидуальные Коллективные Материальные Не материальные Денежные Прямые Косвенные Не денежные Социальные Моральные Творческие Мотивация через потребности А. Потребности Побуждения (мотивы) Поведение (действие) Цель Результат удовлетворения потребности (полное, частичное, не удовлетворение) Б. Рабочий контекст Потребности по отношению к работе Восприятие ситуации (работа, организация, внешняя среда) Выбор действий Результаты удовлетворения потребности Процесс мотивации 1 стадия Возникновение потребности 2 стадия Поиск путей устранения потребности 3 стадия Определение целей 4 стадия Осуществление действий 5 стадия Получение вознаграждения 6 стадия Устранение потребности Основные теории мотивации Содержательные теории (потребностные) Процессуальные теории (построение процесса) Иерархии (пирамиды) потребностей А. Маслоу Теория X и Y Д. МакГрегора Восходяще-нисходящей иерархии потребностей существования, взаимодействия, роста К. Альдерфера Теория целеполагания Э. Локка Двухфакторная теория гигиенических и мотивирующих факторов Ф. Герцберга Теория справедливости Дж. Адамса Теория ожидания В. Врума Потребностей во власти, успехе, причастности Д. МакКлелланда Комплексная теория ожидания – справедливости Л. Потрера и Э. Лоулера Параллельно-поступательного развития потребностей Л. Выготского, А. Леонтьева и Б. Ломова Партисипативная теория доступа работников к принятию решений и права формировать рабочие группы Социальная теория поведения в соответствии с опытом и нормами социальной группы Использование стимулов Воздействие стимулов Положительное подкрепление Отрицательное подкрепление Наказание Текущие Итоговые Формы подкрепления Регулярное Эпизодическое Непрерывное Перемежающееся С фиксированным интервалом С переменным интервалом Авансовое Принципы и требования к стимулированию Принципы стимулированияы Требования к стимулированию Демократичность Комплексность Понятные условия Дифференцированность Ощутимость Гибкость Постепенность Оперативность Сочетание стимулов и антистимулов Интеграционная мотивационная программа Мотивационная программа Основные элементы Этапы подготовки Установление актуальных и понятных целейУстранение препятствий и создание благоприятных условий для достижения целейСправедливая оплатаГласность кадровых решенийГарантии сохранности рабочего местаПривлечение к управлениюИнформирование о методах управления, ответственности должностных лиц и т.п. I. Анализ методов и форм стимулирования и возможности их применения II. Анализ потребностей и удовлетворенности работников III. Выбор методов и форм стимулирования IV. Апробирование и коррекция V. Внедрение, контроль эффективности, коррекция Типы мотивационного климата в Российских организациях Забота о людяхТребовательность Высокая Низкая Высокая Активно-личностный Активно-безличностный Низкая Пассивно-личностный Пассивно-безличностный