Проект «Социализация подростка в воспитательном пространстве ОУ»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования Московской области
«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Кафедра дополнительного образования и сопровождения детства
Коваленко Людмила Михайловна
социальный педагог ГБОУ НПО ПУ № 105 г. Ногинск М.О.
ИТОГОВАЯ РАБОТА
ПРОЕКТ
«Социализация подростка в воспитательном пространстве образовательного учреждения профессионального образования»
Москва – 2014
Актуальность проблемы и научная обоснованность проекта.
Основанием для разработки проекта послужили:
- Конвенция ООН о правах ребенка (1989г.).
Она призывает создать условия, при которых дети могут принимать активное и творческое участие в социально-политической жизни страны. Согласно данному документу основные права ребенка – право на выживание, право на развитие и право на защиту. «Целью воспитания является подготовка к самостоятельной жизни в обществе в духе идеалов, провозглашенных ООН (мир, достоинство, терпимость, свобода и равенство);
- На Федеральном уровне был принят Указ Президента РФ от 01.06.2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», п.5. Меры, направленные на развитие воспитания и социализацию детей;
- Президентская программа «Дети России», одна из целевых программ которой включает ряд мер, направленных на повышение эффективности социально-реабилитационной работы с дезадаптированными детьми и подростками;
- Одним из направлений другой Президентской программы «Молодежь России», принятой в 1994г., является социальная поддержка и защита молодежи, правовая защита и социальная адаптация молодежи; формирование и развитие системы клубов и социальных служб для молодежи; развитие системы молодежного, детского и семейного отдыха.
-В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятом в 1998г., в качестве важнейших приоритетов государственной заботы о детях названы:
- подготовка детей к полноценной жизни в обществе,
- развитие у детей общественно значимой и творческой активности
- воспитание у ребят высоких нравственных качеств патриотизма и гражданственности
Я, как социальный педагог, вижу назначение социально-педагогической деятельности и ее содержание в оказании компетентной социально-педагогической помощи учащимся:
- в становлении «маленького человека в системе социальных отношений»
- в усвоении им элементов культуры, социальных норм и ценностей.
Я вывела динамику показателей социального положения обучающихся нашего ОУ за последние 5 лет (2008-2012) и вывод оказался не утешительным - число социально - незащищенных обучающихся в нашем учреждении ежегодно увеличивается.
Диаграмма №1 социального положения учащихся ГБОУ НПО ПУ № 105
за 2008-2009-2010-2011-2012 годы.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Диаграмма №2 количества учащихся из числа «детей сирот и оставшихся без попечения», а также лиц из их числа от 18 до за 2008-2009-2010-2011-2012 годы.
Эти данные диаграмм показывают, что число «социально не защищенной категории обучающихся» с каждым годом возрастает и что проблема социальной адаптации учащихся нашего училища стоит очень остро.
Учащиеся из семей «группы риска» и «социально не защищенной» категории
не могут в полной мере усвоить положительный социальный опыт.
Не имея положительного опыта в семейной жизни, находясь в среде, где родители часто не работают, пьют, деградируют в своем развитии, игнорируют возможности ребенка, подросток не в состоянии сам освоить «социальную грамматику общения». Это, как правило, ведет к дезадаптации.
Эта проблема и побудила меня к написанию данного Проекта.
Цели и задачи проекта.
Миссия проекта: «Стремись к будущему, обогащая настоящее»
Цель данного проекта:
На основе скоординированной и целенаправленной деятельности педагогического и ученического коллектива, родительской общественности, общественных и государственных учреждений, организаций и предприятий, иных структур:
способствовать формированию, развитию и укреплению условий для социализации и социальной адаптации детей и подростков в современном обществе;
способствовать формированию, развитию и укреплению организационных, информационных, экономических, кадровых условий для социализации и социальной адаптации учащихся нашего образовательного учреждения.
Другими словами: «объединение сил всех участников социального проекта в настоящем - ради жизни выпускников в будущем».
Задачи проекта:
-выработка форм взаимодействия со всеми участниками проекта в достижении поставленной цели
-удовлетворение потребности подростка в признании его как личности, а также в ее самореализации
-освоение подростками положительного социального опыта, социальных ролей и установок, выработка ценностных ориентиров
-организация свободного времени
-активизация позиции родителей в воспитательном процессе, в самореализации их детей
- консультативно-реабилитационная работа с учащимися и их родителями
-формирование здорового образа жизни
-формирование умений выстраивать межличностные и производственные отношения
-оказание помощи в овладении профессиональными и бытовыми навыками
-формирование развитого правосознания, высокой правовой культуры и социальной этики
Содержание проекта
В основе социального проекта «Социализация подростка в воспитательном пространстве образовательного учреждения профессионального образования»
лежит пирамида человеческих потребностей А. Маслоу:
* потребность в самореализации личности, как один из смыслов социальной жизни человека;
*потребность в признании и самоутверждении личности;
*потребность в общении;
*потребность в безопасности и др.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Таким образом, основные человеческие потребности, заложенные в основе проекта, позволяют выделить следующие целевые программы:
I. ПРОГРАММА «ДЕТИ - ДЕТЯМ»
В рамках этой программы мне видится возможность организации социальных проб. Важное место здесь отводится гражданскому и нравственному воспитанию, т.к. эта программа направлена на расширение контактов наших учеников с воспитанниками сети учреждений для детей-сирот, интернатов для детей и взрослых; знакомство с различными образами жизни, многообразием жизненных проблем, а также оказание помощи.
Основная роль отводится подросткам, которые во взаимодействии и под руководством педагогов реализуют данную программу по следующим направлениям:
Организация опытно-экспериментальной деятельности
«Подростковая социологическая служба», целью которой является:
- анализ ситуаций в учебных группах изнутри, выявление противоречий и проблем;
- мониторинг по проблемным вопросам в училище,
- обобщение информации психологом, работа «Круглого стола» по проблеме,
- обработка данных по выявленной проблеме, обсуждение и проведение
педагогических консилиумов по выработке способов решения.
2. Организация «Службы СМИ»:
- училищная газета
- училищный радиоцентр
- повышение активности обучающихся на Интернет – сайте ОУ:
(вынесение на обсуждение молодежных проблем, публичной
благодарности за участие в той или иной акции, и др. темы).
Качественное изменение функций самоуправления, которое предполагает:
– проведение Дней самоуправления
- формирование деятельного, креативного актива в ученических группах
- создание «малых советов профилактики» в учебных группах
- участие подростков в работе Совета профилактики учреждения
4. Профориентационная деятельность включает в себя следующие виды работы:
- организация для старшеклассников школ города и района целевых экскурсий на предприятия, где проходят практику и работают выпускники училища;
- создание агитбригады;
- для работы в музее «Школа ФЗУ – ПУ №105» подготовка экскурсоводов.
5. Организация профессионально-творческой деятельности учащихся с целью совершенствования профессиональных навыков и умений учащихся, формирования художественно-эстетического вкуса, творческого отношения к себе и окружающему миру:
- работа театральной творческой мастерской (использование методик арттерапии, как форм самореализации подростка.найти бы специалиста!)
- участие в конкурсах профессионального мастерства различного уровня
- концертная деятельность
- продолжение оказания парикмахерских и швейных услуг для малоимущих слоев населения.
II. ПРОГРАММА «РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ»
Ведущая идея программы.
В жизни училища неотъемлемой частью считается активное участие родителей в жизни подростка. Это поможет организовать непрерывный процесс социализации и социальной адаптации ребенка по цепочке «дом-училище-общество» В наше время только совместные, не противоречащие друг другу усилия взрослых способны оказаться действенными при формировании здоровой и полноценной личности.
Организация «Родительского клуба» предполагает активизацию позиции родителей и лиц, их заменяющих в воспитательном процессе посредством:
Работа консультационно-реабилитационного центра «Персона» (проведение занятий «Школа родителя» по обучению успешному взаимодействию с подростком)
Проведение круглых столов «Поговорим вместе», (беседы, обсуждение проблем, поиск решений, проведение психологических тренингов, просмотр фильмов и т.д.)
Создание клуба «Молодая семья»
Организация «Приемной для родителей» (оказание правовой, юридической, психологической помощи, консультирование, найти бы хорошего психолога на нашу зарплату, выбить бы ставку юриста!!!???)
Открытие «Семейной гостиной» предполагает организацию свободного времени родителей, опекунов и попечителей с детьми, привлечение родителей к кружковой деятельности на общественных началах (встречи с родителями многодетных семей, представителями семейных династий, проведение спортивных соревнований «Папа, мама, я », совместные туристические походы, вечера отдыха и т.д.)
III ПРОГРАММА «СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА СПАСЕНИЯ»
Ведущая идея программы.
В настоящее время существует большое количество неблагополучных семей, семей с низким прожиточным уровнем, не уменьшается и число детей незащищенных, уязвимых, одиноких и совершенно беспомощных перед жизненными трудностями. Эти подростки совершенно не приспособлены к новым жестким требованиям общества. Им трудно справляться с многочисленными проблемами, что приводит к дезадаптивному, само разрушающему поведению. В этих условиях ОУ может являться одним из социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие подростка с консультативно-реабилитационными службами и правовыми организациями.
С этой целью и предлагается данная целевая программа, включающая:
1. Консультативно-реабилитационная помощь центра «Персона» - длительные программы для педагогов, родителей, подростков: «Трудные дети», «Личностный рост», «Путешествие по Амазонке», «В мир со сказкой», индивидуальные занятия.
2. Работа психологической службы экстренной помощи «Телефон доверия»
3. Организация «Социальной почты доверия» (использование методики скриботерапии, как метода профилактики социальных отклонений, с целью своевременного выявления лиц, нуждающихся в экстренной социальной помощи)
4. Создание клуба «Зеркало души» с целью «духовного окормления» подростков с девиантным поведением с последующей и социальной адаптацией.
5. Создание малой гостиницы в общежитии - «Дорога Домой» на базе училища для детей-сирот, детей, находящихся под опекой, подростков из группы риска, (есть такая возможность, но нет финансов), что позволит защитить их от бродяжничества, голода, вовлечения в криминальную среду, дать им возможность получить навыки адекватного социального общения.
6 Работа Совета по профилактике правонарушений и безнадзорности с привлечением сотрудников ИДН, КДН, психолога, юриста, социального педагога, (нынче служба в действии, но необходимо вовлечение в процесс работы службы самих ребят из групп).
IV ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПРОГРАММА - «КУЛЬТУРА ТЕЛА И ДУХА»
Ведущая идея программы.
Исходя из того, что физическое развитие человека как часть воспитательного процесса - это не только естественный, но еще и социально обусловленный процесса, а это значит, что он зависит от условий распределения социальных благ, семейного воспитания, труда и быта, и т.д.
В силу этого - физическое развитие подростка обусловлено социально в решающей мере.
В зависимости от всех совокупностей факторов и условий, влияющих на физическое развитие, оно может приобретать или разносторонний и гармонический характер, или же наоборот, ограниченный и дисгармоничный
Умело используя объективные закономерности физического развития подростка можно так воздействовать, чтобы придать его физическому развитию направление оптимально полезное для самого подростка и социума, в котором он находится, повысить работоспособность необходимую для созидательного труда и общественно полезных форм деятельности. Данная программа решает проблему физического воспитания, и организации свободного времени подростков и включает в себя:
1.Строительство спортивной зоны на территории училища
2. Открытие тренажерного зала.
3. Организация фитнес клуба.
4. Организация спортивного досуга (ближний туризм. ,проведение массовых спортивных мероприятий , организация училищных команд по футболу, баскетболу и т.д., участие в спортивных соревнованиях различного уровня, туристические слеты.)
5.Брейк-танц-пол, как пропаганда современной молодежной культуры.
Пути реализации проекта
Обобщение существующего опыта по социальной адаптации и социализации учащихся.
1.1.Мониторинг качественного состав контингента учащихся и их семей.
1.2.Определение качественного состава ИПР и их предполагаемой роли в осуществлении проекта.
1.3.Определение существующих форм и методов по социализации подростков.
Создание научно-методической базы
2.1.Организация работы библиотеки с целью обеспечения научно-методической литературой участников проекта.
2.2.Определение единой методической темы
2.3.Подготовка методических разработок, направленных на решение задач, поставленных в рамках проекта.
2.4. Разработка методических рекомендаций психолога. Социального педагога.
Создание нормативно-правовой базы для организации работы по осуществлению проекта.
Разработка проектов приказов, регламента работы и т.д.
3.2.Разработка Положений о структурных подразделениях, функционирующих в рамках проекта
Система мер по реализации проекта.
4.1.Создание координационного Совета по реализации и контролю за выполнение проекта.
4.2.Проведение конференции на тему «Формы взаимодействия между участниками проекта, обеспечивающие условия социальной адаптации детей и подростков и их социализации»
4.3. Проведение «круглых столов» по обмену опытом для специалистов, обеспечивающих реализацию проекта.
4.4.Заседания методических комиссий и объединений.
4.5. Заключение договоров о социальном партнерстве.
4.6 Подбор кадров.
Оборудование и техническое оснащение программ проекта
Реализация целевых программ.
. Мониторинг текущих результатов проекта, контроль за выполнением программ, обобщение опыта, внесение корректировок в программы проекта.
Разработка методик по реализации проекта
Механизм реализации проекта
Выполнение задач по реализации проекта будет осуществляться на основе:
Мониторинговые программы:
–анкетирование
–тестирование
- опрос
2. Тренинговые программы.
3. Психодиагностические методики.
4.Консультативно-реабилитационные программы.
5. Создание общежития для подростков на базе училища.
6. Работа Совета по профилактике правонарушений и безнадзорности.
7. Использование информационных технологий.
8.Организация внеурочных мероприятий.
9.Работа подростковой социологической службы.
10 Профессионально-творческая деятельность
Кадровое обеспечение проекта
Руководитель проекта – автор, Коваленко Людмила Михайловна, социальный педагог, образование – высшее, стаж работы в образовательных, социальных и культурных организациях - 22 года.
Филичкина Маргарита Валентиновна- директор ПУ №105, образование - высшее, стаж педагогической работы в начальном профессиональном образовании 32 года, высшая квалификационная категория.
Уварова Марина Викторовна – зам. директора по учебно-методической работе, образование – высшее, стаж работы в образовании 11 лет, первая квалификационная категория.
Прохоров Андрей Викторович- руководитель физического воспитания, образование – высшее, стаж работы 15-лет., первая квалификационная категория.
К работе над реализацией проекта предполагается привлекать инженерно-педагогических работников училища, непосредственно работающих с подростками.
Для получения высоких результатов от реализации проекта необходимо введение должностей:
-юриста
- медицинского работника
- коменданта общежития,
- воспитателей в общежитии
- руководителей кружков, секций, клубов.
Схема управления проектом
Координация работы по реализации проекта
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Порядок осуществления контроля над выполнением проекта.
Общий контроль: Отдел социально-педагогической поддержки детства, профилактики безнадзорности, правонарушений и наркомании несовершеннолетних Министерства образования Московской области
Контроль за реализацией социально-педагогической деятельности – директор ГБОУ НПО ПУ № 105 Филичкина М.В.
Контроль за организацией научно-методического сопровождения целевых программ проекта: Уварова М.В.- зам. директора по учебно-методической работе
Координатор - Коваленко Л.М. – социальный педагог.
Контроль за выполнением обязательств исполнителями проекта: координационный Совет
Контроль за финансовой деятельностью – гл. бухгалтер Естюнина О.В.
В целях контроля над реализацией проекта предполагается:
Исполнителям проекта ведение «Рабочих дневников», с предоставлением руководителю программы ежемесячного отчета.
Руководителям программ – один раз в полугодие направлять в координационный Совет отчет, который содержит: отчет об использовании средств, перечень и анализ выполненных мероприятий, анализ причин несвоевременного выполнения программных мероприятий, предложения по корректировке и изменениям в плане реализации программы с их обоснованием.
Координационный Совет ежемесячно проводит заседания с обсуждением хода реализации программ и проекта в целом. Заседания протоколируются.
Ожидаемый результат
Ожидаемые результаты по реализации проекта позволяют приблизить реального выпускника училища к его личностной модели, которая во многом удовлетворяет потребности общества и вписывается в личностную модель выпускника профессионального училища.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
ПРОГНОЗ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ.
Срок реализации проекта предполагает 5 лет. В связи с ежегодно обновляющимся контингентом учащихся данный проект может быть постоянно действующим, что позволяет совершенствовать формы, методы и методики работы, внедрять другие целевые программы.
Использованная литература:
Фрейджер Р., Фейдимен Д. «Личность: теории, эксперименты, упражнения» – СПб.: Прайм-Еврознак, 2001.
Щербатых Ю.В. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. - СПб.: Питер, 2008.
Абрахам Маслоу «Мотивация личности», 3-е издание,- СПб: Питер, 2012 г.
Ю.В. Василькова, «Социальный педагог. Педагогический опыт и методы работы», - Москва: Академия, 2010 год.
М.В. Шакурова, «Социальное воспитание в школе», - М.: Академия, 2004 г.
В.Р. Ясницкая, «Теория и методика социального воспитания в сельской школе», - М.: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2009г.
С.А. Котова, Н.В. Парамонова «Социально-педагогическое проектирование», Методический сборник: Проектирование воспитательной работы по формирования культурного образа жизни школьников, - М: Школьные технологии, 2008г.
13PAGE 15
13PAGE 141815
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 14Ошибка! Ошибка внедренного объекта.15