ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ


ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности, которая нарушается тяжело у детей с различными формами дизонтогенеза. Особенности формирования связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями представляют собой актуальную, теоретически и практически значимую проблему. Речевые нарушения могут проявляться у дошкольников в различной степени: от полного отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Типичным для детей дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями является ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, позднее развитие речи. Также, имеет место, недостаточность звукопроизношения и фонетического восприятия.
Эту проблему широко освещают и исследуют в своих работах В. П. Глухов, В. К. Воробьева. Совместными исследованиями этой проблемы занимались Т. Б. Филичева, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова.
В исследовательской работе В.П. Глухов. отмечал значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи у детей с речевыми нарушениями, в частности у детей с ОНР тем, что они обусловлены недоразвитием различных компонентов языковой системы: лексической, грамматической, фонетико-фонематической. Наличие у этих малышей вторичных отклонений в развитии психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения и др.) создает дополнительные трудности в овладении связной монологической речью. Также установлено, что дошкольники с речевыми нарушениями значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной речи. У детей с речевыми нарушениями отмечаются трудности планирования развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (различные виды рассказов, описания, пересказ) характерны: лексические затруднения, нарушение связности и последовательности изложения, низкий уровень фразовой речи, смысловые пропуски, ошибки при построении предложений. Ученый говорит: «Овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словаря и грамматического строя речи [9, 25]. У одних детей недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли: владея набором слов и синтаксических конструкций, необходимых для построения высказывания, они испытывают затруднения в программировании высказывания, в умении сложить отдельные элементы в целое, в отборе материала, который соответствовал бы определенной цели высказывания. Другие же дошкольники не умеют отразить в своей собственной речи разнообразные предметные отношения из-за бедности языковых средств. Дети с речевыми нарушениями могут просто перечислять предметы на картинке, испытывая трудности при составлении рассказа. При пересказе сказки могут обнаружить не понимания смысла прочитанного, пропуски существенных моментов, нарушение последовательности при передаче событий. Наряду с этим наблюдаются отказы дошкольников от выполнения задания.
Поэтому необходимо развивать связную речь дошкольников с речевыми нарушениями. Несформированность связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности.
В. К. Воробьева проводила обширное изучение связной монологической речи у детей с ОНР. Обобщая материал по изучению состояния связной речи, сделала следующие выводы:
1. Дети с ОНР и речевыми нарушениями испытывают значительные затруднения в овладении основными видами связной монологической речи: пересказом, составлением рассказа по серии картин, составление рассказа с опорой на наглядный материал, составление творческого рассказа.
2. Также выявлено, что в качестве основных причин несформированности умений и навыков связной речи можно выделить два вида операций механизма речепроизводства:
I - операции, обеспечивающие смысловую организацию:
умение передавать смысл текста,
устанавливать временную последовательность текста,
находить и развивать замысел (тему),
выделять главную мысль.
Это ведет к нарушению смысловой цельности речевых высказываний.
II- операции, обеспечивающие лексико-синтаксическое оформление:
нарушено лексико-синтаксическое оформление предложений;
недостаток слов, преимущественно глагольной лексики;
Несформированность данных операций приводит к нарушению связности речевого сообщения [4].
Совместная научно - исследовательская работа ученых-дефектологов Т. Б. Филичевой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой дала определенные результаты. Ими были раскрыты особенности связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями. Они попытались дифференцированно описать нарушения повествовательной речи. «Речь и мышление тесно связаны между собой, следовательно, словесно-логическое развитие детей с речевым недоразвитием ниже возрастной нормы. Такие дети испытывают затруднения при описании предметов, обобщении явлений, признаков. Поэтому их рассказы бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом» [13, 15]. Вот что было выяснено в процессе этой работы:
1. Анализируя процесс составления рассказа по серии сюжетных картинок, авторы отмечают сложности в определении логической последовательности изложения, так как дети не могли расположить картинки в нужной последовательности. Сам рассказ в этом случае – сводится к перечислению действий и предметов, изображенных на картинках.
2. При пересказе сказки или небольшого рассказа у детей обнаруживается неполное понимание прочитанного текста, пропуск существенных моментов, нарушение последовательности при передаче событий, трудности подбора слов, множественные повторы.
Но самым сложным, трудным и малодоступным является для этих детей самостоятельный рассказ – описание игрушки или знакомого предмета. Описание, у детей с речевыми нарушениями, ограничивается перечислением отдельных признаков или части объекта. При этом речь становится более аграмматичной, усугубляются трудности лексического характера.
3. При этом в спонтанной речи, при свободном рассказывании (оно оказывается более доступным, чем описание предмета) дети используют в основном простые предложения. Самостоятельное рассказывание характеризуется повторами одного и того же слова, незаконченностью предложений, нарушение порядка слов в предложении, ошибками в употреблении слов.