Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках технологии.
Творческая деятельность требует от человека увлеченности, упорства, умение сосредоточить все свои силы и внимание на том, что делаешь. Если педагог сам не увлечен тем, что ему предстоит сделать с детьми, то вряд ли у него получится правильно и с пользой организовать работу. Поэтому главная задача в творческом подходе заключается в том, чтобы самому педагогу, активно включиться в работу, внести свою лепту в предстоящее дело. Дети с большим удовольствием будут делать то, что делает их наставник с горящими глазами и вдохновением, когда они будут видеть результаты труда учителя. А творческая деятельность в коллективе принесет еще большую пользу, т.к. метод коллективного творчества позволяет активизировать развитие творческого потенциала всех учащихся, способствует формированию положительных взаимоотношений со сверстниками, совершенствуют опыт эстетического общения, способствует снятию комплекса «не умею» и заниженной самооценки. Каждый ребёнок должен почувствовать себя автором, творцом. Только при таком подходе ребенок вновь захочет выполнить другую работу, похожую или непохожую на данную.
В каждом классе обязательно есть дети, которые с трудом берутся самостоятельно за работу, т.к. нет навыка практической работы, а вовлеченные в групповую работу они находят посильную для себя работу, постепенно усовершенствуя свои навыки и умения, что в дальнейшем приводит к повышению самооценки и увеличению работоспособности.
Хочется выделить некоторые задачи развития коллективного творчества:
Способствовать активному вовлечению учащихся в учебно-воспитательный процесс;
Формировать и совершенствовать навыки совместной работы, развивать потребности в эстетическом общении и интерес к творческой деятельности;
Развивать способности к восприятию прекрасного в человеке и в окружающем мире.
В качестве критериев коллективности, способствующей развитию коллективного творчества, выступают следующие показатели:
общность интересов и осознанность цели работы каждым участником
коллективной деятельности;
неограниченность индивидуально-творческого проявления, наличие
условий самовыражения и самореализации каждого учащегося;
гуманистический характер общения, составление групп на основе
добровольности и взаимных симпатий;
доверие и взаимопомощь между членами коллектива;
сочетание ролевого и личностного взаимодействия с периодической
сменой лидеров.
Часто можно наблюдать, что ученики работают на уроке только ради отметки. (А здесь важна мотивация получения отметки учащимися и в то же время как поощряются данные отметки родителями). Многие учащиеся, выполнив работу и получив оценку своей работы, выбрасывают выполненные работы, т.к. не видят дальнейшего применения этой работе. Кто-то из детей доволен выполненной работой и хочет, чтобы его работу увидели одноклассники, соседи, родители. Дети ожидают похвалы, но очень часто не получив ее они тоже выбрасывают свои работы. Если это происходит регулярно, то у детей пропадает интерес к такого вида деятельности. Это чаще касается индивидуальных работ. Поэтому важно заинтересовать учащегося в работе, показать необходимость данной работы. Поделке можно придать практическое значение: она может стать наглядным пособием, подарком к празднику, игрушкой, экспонатом. Дело, которое хорошо получается, создает положительные эмоции и приносит моральное удовлетворение, гордость за выполненную работу и уверенность в своих силах.
Если выполненная работа вызывает радость, приносит удовольствие, закрепляется в успехе, то у ребёнка возникает интерес к труду и занятию, желание активно участвовать в работе, чтобы вновь и вновь испытывать вдохновенное чувство радости, появляется уверенность в своих силах, желание самостоятельно совершенствовать трудовые умения и навыки. Накапливаемые переживания, чувства, представления, оценки и поступки постепенно становятся устойчивыми и привычными. Так формируется привычка к трудовому усилию, ответственность, накапливается опыт.
Вовлекая детей в коллективное творчество, мы повышаем их ответственность за выполненную работу, т.к. в данный момент оценивается коллективная работа. Здесь главная задача учителя поощрять и стимулировать проявление творчества учениками, постоянно обогащать их новыми впечатлениями, как можно больше разнообразить деятельность учащихся.
Участвуя в общей работе, ученики осуществляют совместный поиск, разделяют радость общего успеха. В этом случае они не просто решают какую-либо познавательную задачу, все работают над общей задачей, не просто выполняют задание учителя, но и размышляют над ним вместе с другими. Каждый ищет не только для себя, но и для коллектива. Усилия каждого умножаются усилиями других.
Задача учителя заключается в том, чтобы так спланировать урок, чтобы дети были не пассивными исполнителями, а активными участниками. Только с учетом интересов и способностей учащихся можно помочь им проявить свою индивидуальность.