Пректно исследовательская деятельность в начальной школе


Проектно - исследовательская деятельность (Гептинг Л.К.)
К технологиям личностно-ориентированного подхода в обучении относится метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
За последние годы учителями начальной школы накоплен опыт удачного решения развивающих задач за счет организации учебного проектирования как одного из способов активизации личностно познавательной деятельности учащихся. Чтобы добиться желаемых результатов, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей. Таким образом, учебный проект становится и путем познания. Проект интегрирует знания из разных предметных областей, может являться вариантом проведения итоговых занятий по разделам программы или использоваться как большая творческая работа, позволяющая ученикам более глубоко освоить предлагаемый программой материал в структуре урочно-внеурочной деятельности.   Развивающий характер обучения и воспитания предполагает воспитание у школьника способности к открытости, к широкой коммуникации, развитие способности самостоятельного мышления, анализа, принятия решений. Большую роль при этом выполняют информационные технологии. Информационное обеспечение учащихся в процессе проектной деятельности (свободный доступ к необходимой учебной, научной, культурной и любой другой информации) – залог свободного развития подрастающей личности.   Метод проектов позволяет организовать подлинно исследовательскую творческую самостоятельную деятельность в течение учебного времени, отводимого на изучение предмета. Он предполагает отход от авторитарных методов обучения и предусматривает продуманное и концептуально обоснованное сочетание с многообразием методов, форм и средств обучения и является одним из компонентов системы образования.
Роль учителя в организации проектной деятельности.
Учитель занимает лидирующую, но не доминирующую позицию; играет роль не только организатора, но и участника учебного процесса, который строится как диалог учащихся с другими людьми, как обогащение их целостного личностного опыта. То есть речь идет о развивающем обучении, которое предусматривает наличие у педагога таких профессиональных качеств, как владение искусством коммуникации, умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим авторитетом; умение устанавливать и поддерживать на занятиях устойчивый, положительный эмоциональный настрой.
Особенностью проектной деятельности на уровне начального образования является:
-формирование исследовательской деятельности, как основы дальнейшего обучения;
-приобщение к основам общечеловеческой и национальной культуры;
-формирование позитивного отношения к окружающему миру и к самому себе;
-включение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность.
-формирование представлений о целостности мира, взаимодействии людей с окружающей действительностью и друг с другом;
В работе над проектами учащиеся начальных классов приобретают такие личностные качества:
-как стремление к результату, умение работать в команде, ораторские навыки, умение выражать свои действия и отстаивать точку зрения, умение защищать проект на конкурсе и получать одобрение жюри.
В ходе такой работы у учащихся развивается совокупность компетенций являющимися элементами жизненных навыков интеллектуально – познавательного характера
Компетенции, являющиеся элементами жизненных навыков интеллектуально – познавательного характера
-пользоваться исследовательскими умениями и навыками, ставить цели и задачи, выдвигать гипотезы; (Зачем я хочу это знать? Где это можно узнать? Пригодится ли мне это в жизни? Кому это ещё нужно?);
-проводить доказательства, делать обоснования;
-анализировать учебный материал, сравнивать объекты, факты, явления;
-составлять план, конспект, составлять план выступления и выступать перед аудиторией;
-классифицировать материал;
-пользоваться справочной литературой, словарями, энциклопедиями, средствами массовой информации и другими источниками в т. ч. и интернетом;
-слушать, делать выводы, оценивать;
-писать рефераты, составлять и проводить презентации;
-использовать полученные знания в жизненных ситуациях.
аргументировать, доказывать;
Для развития ключевых компетенций детей и их социализации есть ещё мало используемый ресурс- опыт и знания родителей: ведь каждый из них специалист в своей области. Как профессионалы, они могут дать квалифицированную консультацию, вместе с педагогами организовать практическую деятельность детей на конкретном участке работы над проектом.
Ученик вместе с родителями и учителем выбирают тему для исследования, собирают материал, изучают его и готовят презентацию выступления. Для презентации работы каждый участник создаёт своё «портфолио, в котором отражаются этапы работы над проектом и собирается материал по теме.
Семьи, встречаясь на заседаниях, семинарах и конференциях НОУ, могут оценить и сравнить свои достижения в вопросах воспитании и всестороннего развития детей.
Проектная форма призвана помочь обучаемым почувствовать практическую значимость получаемых знаний по предмету, научиться ориентироваться в достаточно распространенных источниках информации, систематизировать свои знания, полученные при изучении других дисциплин, развить свой творческий потенциал.

Моя роль в работе НОУ Это прежде всего:- умение выбрать и предложить ученику наиболее интересные и практически значимые темы для проектов;  - владение достаточным арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся; -организация учебно-воспитательной работы по предмету, ориентированная на приоритет разнообразных видов самостоятельной деятельности учащихся (индивидуальных, парных, групповых видов самостоятельной работы исследовательского, поискового, творческого плана).