Презентация по русскому языку на тему Правописание приставок про и пра, по и па


Урок русского языка 3 классУчитель Шашурина Марина Петровна Вслушайся! Вникни! Не позабудь!У слова есть норов. Своё нутро.И если ты в эту проникнешь суть-Слово тебе сотворит добро. Определи часть речиландышей,жажда, по, ленится, просёлам, бежевый, рысь, дописал Д...жди, ...вца,в...сы, кн...гиня,у...зжать, гр...бник. Ду...ки, у...ка, но...ки,слё...ки, реди...ка, ла...ка Чес...ный, желез...ные,вес...ник, мес...ная, небес...ная. Груп/ппа,вож/жжи,Глеб/бб,Ан/нна,хок/ккей Словарная работа Вставь нужную букву, слог. В...рона х...тела учиться р...совать. ...на вз...ла в клюв… веточку , пр...вела линию, ...круглила её. Потом н...рисовала две дуги. Что получилось? Буква? Р...бинка?– Назови слова с орфограммой-буквой непроверяемого гласного:-Запишем новые словарные слова: Воробей,ворона, сорока,соловей,петух. Словарная работа Вставь нужную букву, слог. В...рона х...тела учиться р...совать. ...на вз...ла в клю… веточку , ...вела линию, ...круглила её.Потом ...рисовала две дуги. Что получилось? Буква? Р...бинка?– Назови слова с орфограммой-буквой проверяемого гласного: а) в корне;б) в приставке В каких приставках пишется буква о?а? Повторение изученного Что такое приставка?Почему эта часть слова так называется?Какая орфограмма встречается в приставках? Приставка – это ….. слова, которая служит для … .Приставки пишутся со словами …. , а предлоги ….. , потому что приставка – это …. слова , а предлог – это …. слово . Приставка – это часть слова, которая служит для образования новых слов .Приставки пишутся со словами слитно , а предлоги раздельно , потому что приставка – это часть слова , а предлог – это отдельное слово . Как проверить написание безударного гласного в приставке? Как проверить написание безударного гласного в приставке? -подобрав слово с ударным гласным в приставке,- просто запомнить . Алгоритм написания безударной гласной в приставке. 1. Поставить ударение пр . мокли 2. Выделить корень пр . мокли 3. Если безударный гласный звук в приставке – вспомни, как пишется эта приставка :по, под, о, об, от, до, про, за, на, над… 4. Запиши слово, вставляя нужную букву промокли Вставить буквы:З...ходить, н...шёл, ...твесный,н...дстроить, в...рёный, ...кружать. Спиши, выдели приставки. Найди лишнее слово. пасынокпобегпотемнело пробежалпрадедпробел Выдели приставки. Найди лишнее слово. пасынокпобегпотемнело пробежалпрадедпробел В правиле среди приставок с буквами о и а есть приставки про- и пра-, по- и па-.– Какую букву гласного нужно написать в этих приставках – о или а?– Что необходимо сделать, чтобы ответить на этот вопрос? – На этот вопрос будем искать ответ на уроке.– Итак, проблемный вопрос:Как различать приставки про- и пра-? по- и па-? Определяем основной вопрос урока – Какая приставка про- или пра- встречается чаще?– Приведите примеры слов с приставкой про-.– А теперь послушайте слова: [прабабушка, прад'эдушка, правнуч'ка].– Какую букву гласного нужно написать в этой приставке – о или а?– Что необходимо сделать, чтобы ответить на этот вопрос? - Уточним значение слов с приставкой пра-?- А прародители - это кто?- Прародители – это предки, от которых ведёт своё начало род.-Попробуй сформулировать правило, когда же пишется приставка пра-, а когда про? Определяем основной вопрос урока -Вывод№1 Приставка пра- пишется в словах, указывающих на степень родства. В остальных случаях пишется приставка про-.пра - родственникипро- все остальные слова Побег, пасынок,побежал, поговорить, подумать,паводок, падчерица -Спиши слова в два столбика, с приставкой по- в один, а с приставкой па- в другой, выдели приставки. -Подумай, когда пишется приставка по-, а когда па-. -Вывод№2 Приставка па- встречается в словах редко, она всегда под ударением, а приставка по- без ударения. па - по- Работа с текстом.-Прочитай текст.-Какие слова с редкой приставкой здесь есть. Летающая прабабушка. Этой жизнелюбивой прабабушке девяносто лет. У неё двое правнуков.Прабабушка увлекается спортом – летает на дельтаплане уже пять лет. Прадедушка считает, что именно спорт помогает ей сохранить форму и укрепить здоровье. Записать предложение, дать характеристику Вставь пропущенную гласную:Пр...бабушка, п...плясал, п...сынок, пр...бежал, п...темнел, п..дчерица, пр...внук, пр...плыл, пр...бел, пр...родители. Повторим, что узнали на уроке -Вывод№1 Приставка пра- пишется в словах, указывающих на степень родства. В остальных случаях пишется приставка про-.-Вывод№2 Приставка па- встречается в словах редко, она всегда под ударением, а приставка по- без ударения. 1.Чтобы найти приставку, нужно…1) подобрать однокоренное слово.2) подобрать проверочное слово.3) подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой.2.Укажи слова с приставкой.1)портфель 2)полёт 3)помидор4)праздник 5) прабабушка 6)правительство Тест. 3.Какую гласную напишешь в приставках?…трезать, п…дарить, п…дснежник, д…верять, п…садка, п…слушать,пр…думать, п…светлело, п…белело1)а 2) о4.Какую гласную напишешь в приставках?Пр…дедушка, з…писал, пр…бабушка, з…говорил, пр…внук, п…водок, п…сынок, п…дчерица, з…крыли. 1)а 2) о – Что нового вы узнали на уроке?– Что помогает отличить приставку пра- и па- от сходных с ними про- и по-?– Что вам помогло в выборе правильного варианта?– Что получалось сегодня лучше всего?– В чём испытали затруднения? Итог урока Дополнительно