Занятие с элементами тренинга для родителей «Внимание: конфликт!»
Занятие с элементами тренинга для родителей
«Внимание: конфликт!»
Цель:
1.Информирование родителей о психологической сущности конфликта;
2. Развитие эмпатии, способности к рефлексии;
3. Определение типа поведение в конфликтных ситуациях, обучение способам разрешения конфликтов
Разминка.
Упражнение «Изображение чувств»
Цель:тренировать адекватное выражение чувств, развить умение читать эмоциональное состояние партнёра
Ведущий показывает участнику какое – либо чувство. Он предаёт его таким же способом следующему, пока не дойдёт до конца.
Обсуждение:
- Легко ли было выражать то, чувство, которое вы хотели передать?
- Поняли ли то чувство, которое вы хотели выразить?
- Легко ли было принимать то чувство, которое вам передавали?
Упражнение «Закончи предложение»
Цель: создание доверительной атмосферы
Оборудование: карточки с надписями
Мне хорошо, когда…
Мне грустно, когда…
Я боюсь, когда…
Счастливее всего я чувствую себя, когда…
Моя жизнь была бы счастливее, когда…
Главное, что я хотела бы изменить…
Психологическая беседа по теме:
«Конфликты», «Навыки конструктивного общения с детьми»
- Что такое конфликт?
Конфликт – это:
Столкновение разных интересов
Спор
Нарушение правил общения с кем-либо
Разногласия во мнении людей
Недопонимание между двумя людьми и т.д.
А что же такое на самом деле конфликт?
Конфликты – это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упреки и оскорбления. Самое страшное в конфликте – это чувства, которые люди испытывают друг к другу. Страх, злоба, обида, ненависть, – главное чувство конфликта.
Причины конфликтов родителей с подростками
Подростки в конфликте:
кризис переходного возраста;
стремление к самостоятельности и самоопределению;
требование большей автономии во всем – от одежды до помещения;
привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье;
бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.
Родители в конфликте:
нежелание признавать, что ребенок стал взрослым;
боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы;
проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте;
борьба за собственную власть и авторитетность;
отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка;
неподтверждение родительских ожиданий.
Желание мщения: - сравнение со старшими и младшими братьями и сестрами; - унижение друг друга членами семьи; - алкоголизм родителей или одного из них; - несправедливость и невыполненные обещания; - разводы и появление нового члена семьи; - чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу. 4. Неверие в собственный успех, вызываемые учебными неуспехами, взаимоотношениями в классе и/или учителями.
Борьба за внимание. Внимание необходимо для эмоционального благополучия ребенка. Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание.
- Часто ли в наших семьях возникают конфликты? Насколько конфликтны мы с вами?
Упражнение «Драматизация конфликта»
Цель:обучение рефлексии конфликтных ситуаций в детско – родительских отношениях.
Составляется и записывается на доске список конфликтных ситуаций между родителями и детьми.
Списки анализируются. Делается вывод о наличии общих и специфических конфликтов. Затем по желанию выбираются конфликтные ситуации. Родители рассказывают о своих чувствах и переживаниях в связи с ними. Ситуации анализируются.
Обсуждение:
- Часто ли бывают конфликтные ситуации между вами и детьми?
- Как обычно разрешается конфликт? Какой тип поведения вы используете в конфликте?
Проведение теста “Роль родителя”
- Родители – главные “проектировщики, конструкторы и строители” личности ребёнка. Вот почему важно знать, насколько успешно мы справляемся с такой сложной ролью. Тест дополнит ваше представление о себе как о родителе.
- Я задаю вопрос, а вы проставляете на карточках баллы сразу, то есть выбираете тот вариант ответов, который сразу приходит на ум, долго не раздумывайте.
- Можете ли вы (варианты ответов: могу и всегда так поступаю – 3 балла; могу, но не всегда так поступаю – 2 балла; не могу – 1 балл):
- Итак, внимание, вопросы:
1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?
2. Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст?
3. Признаться ребёнку в ошибке, совершённой по отношению к нему?
4. Извиниться перед ребёнком в случае соей неправоты?
5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя?
6. Поставить себя на место ребёнка?
7. Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (добрый волшебник)?
8. Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?
10. Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?
11. Выделить ребёнку один день, когда он может делать что пожелает, а вы не будете ни во что вмешиваться?
12.Не прореагировать, если ваш ребёнок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребёнка?
13.Устоять против детских просьб и слёз, если вы уверены, что это каприз, мимолётная прихоть?
- А теперь, пожалуйста, суммируйте количество баллов и проверим результат теста. Результат вы можете прочитать на обороте карточки.
Если вы набрали:
30 – 39 баллов: Ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
18 – 30 баллов: Забота о ребёнке для вас – вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.
Менее 18 баллов: У вас проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знаний, либо желания сделать ребёнка личностью, а возможно, и того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, ознакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.
Анализ и решение конфликтных ситуаций.
Ситуация 1
Вам позвонили близкие друзья, которые хотят заглянуть к вам на часок. Вы лихорадочно начинаете убирать в квартире, что-то готовить: но явно не успеваете. Обращаетесь к своему взрослому сыну или дочери за помощью. В ответ — “это твои друзья, вот ты с ними и разбирайся”
Как вы поступите в такой ситуации?
- Есть ли другое мнение? Кто считает иначе?
Ситуация 2
Вы возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слышите громкую музыку, веселье в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите веселящихся друзей вашего ребенка и его самого. В доме — полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: “Привет! Мы немного повеселимся! Не возражаешь?”
Ваше решение в подобной ситуации?
- Есть ли другое решение в данной ситуации?
Ситуация 3
Родители подарили деньги своему ребенку с определенной целью. Он их истратил не по назначению, купил то, что ему давно хотелось. Родители были возмущены, в свой адрес ребенок услышал много гневных слов. В конце концов он хлопнул дверью и ушел из дома.
Как поступить в подобном конфликте?
- Как вы думаете, можно ли поступить по-другому?
Для профилактики конфликтных ситуаций важно научиться овладеть языком «Я – высказывания». «Я – высказывание» - приём, с помощью которого взрослый сообщает ребёнку о своих чувствах и переживаниях, а не о поведении ребёнка. «Я – высказывание» - всегда начинается с местоимений «я», «мне», «меня».
Пример.
Ребёнок разговаривает за столом, во время еды.
- («Ты – высказывание»): Ты можешь закрыть рот, в конце концов! Прекрати разговаривать!»
- («Я – высказывание»): Если человек разговаривает во время еды, то он может подавиться. Мне не нравится, когда ты разговариваешь, когда ешь. Пожалуйста, перестань разговаривать».
«Ты – высказывание» содержит в себе негативную оценку другого человека, часто обвинения.
«Я – высказывание»это сообщение о наших чувствах, оно редко вызывает протест, потому, что не содержит обвинения.
Работа с ситуациями.
1. Дети громко разговаривают во время обеда.
1. «Когда я ем, я глух и нем.
2. «Что вы так разорались, подавитесь. Вот тогда узнаете, как разговаривать во время еды».
3. «Мне не нравится, когда во время обеда громко разговаривают за столом».
2. Вы поздно пришли с работы, а ребёнок не выполнил часть домашнего задания по школе.
1 «Господи, ну когда же, ты, наконец, будешь делать уроки вовремя?»
2. «опять ничего не сделано. Когда это кончится? Мне это надоело Будешь хоть до утра уроки делать».
3. «Меня беспокоит, что уроки до сих пор не сделаны. Я начинаю нервничать. Я хочу, чтобы уроки выполнялись до 8 часов вечера».
Вам необходимо сделать определённую работу дома, а ваш ребёнок постоянно отвлекает вас: задаёт вопросы, просит почитать, показывает рисунки.
1. «Перестань меня дёргать. Займись каким – нибудь делом и не приставай ко мне, пока я работаю».
2. «Извини, я не могу сейчас с тобою поиграть. Я очень занята. Когда я закончу свою работу, то обязательно тебе почитаю».
3. «Я раздражаюсь, когда меня отвлекают. Я теряю мысль и начинаю злиться, мне это мешает быстро сделать работу».
Упражнение « Потерпевшие кораблекрушение».
Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии тысячи миль к юго-западу от ближайшей земли.
Ниже дан список 15 предметов, которые остались целыми и не поврежденными после пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным спасательным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять однодолларовых банкнот...
Ваша задача - классифицировать 15 нижеперечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 - у второго по значению и так далее до пятнадцатого, наименее важного для вас.
Секстант.
Зеркало для бритья.
Пятигаллоновая канистра с водой.
Противомоскитная сетка.
Одна коробка с армейским рационом США.
Карты Тихого океана.
Подушка (плавательное средство, санкционированное береговой охраной).
Двухгаллоновая канистра нефтегазовой смеси.
Маленький транзисторный радиоприемник.
Репеллент, отпугивающий акул.
Двадцать квадратных футов непрозрачного пластика.
Одна кварта пуэрто-риканского рома крепостью 80°.
Пятнадцать футов нейлонового каната.
Две коробки шоколада.
Рыболовная снасть.
После того как завершена индивидуальная классификация, группе дается 15 минут для выполнения общего задания. Это упражнение на групповое принятие решений. Ваша группа, руководствуясь принципом достижения согласия при принятии совместного решения, должна прийти к единому мнению относительно места в классификации каждого из пятнадцати предметов, прежде чем оно станет частью группового решения. Достичь согласия трудно, поэтому не каждая оценка будет получать полное одобрение всех участников. Группа старается каждую оценку дать так, чтобы все члены группы могли с ней согласиться хотя бы отчасти.
Согласно "экспертам", основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нем запасти достаточно пищи и воды для жизни в течение этого периода. Следовательно, самыми важными являются зеркало для бритья и двухгаллоно-вая канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям. Вторыми по значению являются такие вещи, как пятигаллоновая канистра с водой и коробка с армейским рационом.
Рефлексия:
Какие виды поведения помогали или мешали процессу достижения согласия;
Какие появились паттерны лидерства;
Кто участвовал, а кто нет. Кто оказывал влияние?
Какова была атмосфера в группе во время дискуссии?
Краткая информация, которая дается для оценки каждого предмета, очевидно, не перечисляет все возможные способы применения данного предмета, а скорее указывает, какое значение имеет данный предмет для выживания.
1. Зеркало для бритья.Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.
2. Двухгаллоновая канистра нефтегазовой смеси. Важна для сигнализации. Нефтегазовая смесь может быть зажжена долларовым банкнотом и спичкой (естественно, вне плота) и будет плыть по воде, привлекая внимание спасателей.
3. Пятигаллоновая канистра с водой.Необходима для утоления жажды.
4. Одна коробка с армейским рационом США. Обеспечивает основную пищу.
5. Двадцать квадратных футов непрозрачного пластика. Используется для сбора дождевой воды, обеспечивает защиту от стихии.
6. Две коробки шоколада. Резервный запас пищи.
7. Рыболовная снасть.Оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации "синица в руке лучше журавля в небе". Нет уверенности, что вы поймаете рыбу.
8. Пятнадцать футов нейлонового каната.Можно использовать для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт.
9. Плавательная подушка.Если кто-то упадет за борт, она может послужить спасательным средством.
10. Репеллент, отпугивающий акул. Назначение очевидно.
11. Одна кварта пуэрто-риканского рома крепостью 80°.Содержит 80% алкоголя - достаточно для использования в качестве возможного антисептика при любых травмах; в других случаях имеет малую ценность, поскольку употребление может вызвать обезвоживание.
12. Маленький транзисторный радиоприемник. Имеет незначительную ценность, так как нет передатчика.
13. Карты Тихого океана.Бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать, не где находитесь вы, а где находятся спасатели.
14. Противомоскитная сетка.В Тихом океане нет москитов.
15. Секстант.Без таблиц и хронометра относительно бесполезен.
Рефлексия:
- Актуальна ли была для вас предложенная сегодня тема?
- Интересны ли были для вас практические приёмы конструктивного общения с детьми?
- Чему вы научились сегодня?
Заключительное слово ведущего:
Наверно, все без исключения родители хотят видеть своего ребёнка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими. Не всегда это получается, и задача нас взрослых – помочь ребёнку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Очень важен характер внутри семейных отношений. Усваивая нормы поведения и отношения родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей. Если в семье лад, взаимоуважение и взаимопонимание, то это является хорошим условием для адекватного развития ребёнка.