Занятие с элементами тренинга для родителей и учащихся «Слушать ребёнка, как?»
Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
г. Усть-Катав
Занятие с элементами тренинга для родителей и учащихся
«Слушать ребёнка, как?»
Педагог-психолог: Кильчурина М.Г.
Занятие с элементами тренинга для родителей и учащихся
«Слушать ребёнка, как?»
Цель:
Познакомить родителей и учащихся с техникой активного слушания, умения расслабления, создание дружеской атмосферы.
Задачи:
- Познакомиться ближе с родителями;
- Выяснить у родителей, что они знают о технике активного слушания;
- Провести совместный анализ различных ситуаций, в которых возникают трудности в общении с ребёнком;
- Научиться распознавать чувства детей в различных ситуациях;
- Потренироваться использовать технику активного слушания.
Материалы:
- Мягкая игрушка, бумага формата А4, А3, визитки, карточки с описанием различных ситуаций, магнитофон, музыка.
Психолог: Здравствуйте! Мы очень рады, что вы нашли время прийти на наше мероприятие. Сегодня мы проводим мероприятие в форме тренинга. В ходе работы нам предстоит друг с другом общаться, поэтому просьба ко всем участникам: подписать и прикрепить визитки, чтобы все знали, как к вам обращаться.
(пока все подписывают и прикрепляют визитки, звучит тихая, спокойная музыка).
(Психолог предлагает всем встать в круг).
Сейчас мы по кругу будем передавать вот эту игрушку, ваша задача: представиться, сказать, чьи вы родители, и в каком классе учится ваш ребёнок, детям предлагается также назвать себя и как зовут его маму, в каком классе он учится, и закончить следующее предложение: Я ПРИШЁЛ (ЛА) СЮДА
(В ходе выполнения этого задания участники по очереди представляются друг другу и говорят, зачем они пришли на тренинг. Педагог фиксирует на листе высказывания участников).
Психолог: Сегодня мы будем говорить о проблемах, которые возникают у нас в процессе общения с детьми. Попробуем разобраться в причинах, обсудим, как можно решать эти проблемы.
Перед тем как мы приступим к работе, давайте настроимся на совместную деятельность. Настроиться нам поможет игровая разминка.
Разминка:
В нашу разминку мы включили следующую игру:
- Коммуникативное упражнение «Костёр».
Коммуникативное упражнение
«костёр»
Дети и родители садятся на ковёр вокруг «костра» и выполняют соответствующую команду психолога. По команде (словесной инструкции)
* «жарко» - все должны отодвинуться от «костра»,
* по команде «руки замёрзли» - протянуть руки к «костру»,
* по команде «ой, какой большой «костёр» - встать и махать руками,
* по команде «искры полетели» - хлопать в ладоши,
* по команде « костёр принёс дружбу и веселье» - взяться за руки и ходить вокруг «костра».
(После проведения этой игры участники должны взбодриться и расслабиться).
Психолог: В нашей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с различными ситуациями в общении с детьми: наши дети не могут что-то поделить между собой; ребёнок рассказывает, что он с кем-то из ребят поссорился или подрался или кто-то его обидел и т.д. Все эти ситуации нам хорошо известны. Давайте попробуем вспомнить, каким образом мы выстраиваем беседу с ребёнком.
(Психолог описывает несколько типичных ситуаций, например: ребёнок не хочет надевать шапку; ребёнок плачет, потому что другой сломал или отобрал игрушку; ребёнок не хочет помогать по дому и т.д. Психолог на этом этапе каждый раз спрашивает у родителей, что они обычно говорят в таких случаях. (Родители делятся своим опытом и произносят хорошо знакомые фразы: надо надеть эту шапку; не переживай, купим другую игрушку; он немного поиграет и вернёт твою игрушку сам; помогать нужно, ты научишься: мыть посуду, подметать пол и т.д., тебе это пригодится в жизни).
Психолог: Как вы думаете, чего ждут от нас дети в эти минуты?
Родители высказывают свою точку зрения.
(На данном этапе важно выйти на понимание родителями того, что ребёнок ждёт понимания, а не родительских лекций и нотаций, а порой и угроз).
Ребята, а вы не хотите сказать, чего вы хотите в такой ситуации? или родители были правы и вы полностью их поддерживаете?
Психолог: Причины трудностей взаимоотношений родителей и детей часто бывают спрятаны в сфере ваших чувств, т.е. чувств ребёнка и чувств родителей. Поэтому если просто что-то показать, чему-то научить или как-то направить ребёнка – мы ему не поможем. В таких случаях лучше всего ребёнка выслушать. А ребёнку прислушаться к совету родителей. (Этот способ называется активным слушанием).
Что значит активно выслушать?
Психолог спрашивает родителей и детей, что они знают об этой технике.
Родители и дети по желанию говорят о том, что они понимают под техникой активного слушания, а некоторые даже делятся опытом использования этой техники.
Психолог: Вы совершенно верно изложили суть этой техники. Позволю ещё раз о ней сказать: активно слушать ребёнка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства.
Пример:
Сын. Он отнял мою машинку!
Мама. Ты очень огорчён и рассержен на него.
Сын. Больше я туда не пойду!
Папа. Ты больше не хочешь ходить в школу.
Дочь. Не буду я носить эту уродскую шапку!
Мама. Тебе она очень не нравится.
Психолог: Сейчас мы предлагаем вам одну сценку, где будет ярко продемонстрирован этот способ.
Сценка:
Мама занята деловым разговором. В соседней комнате играют её пятилетняя дочка и десятилетний сын. Вдруг раздаётся громкий плач. Плач приближается к маминой двери, и со стороны коридора начинает дёргаться ручка. Мама открывает дверь, перед ней стоит, уткнувшись в косяк, плачущая дочь, а сзади – растерянный сын.
Дочь. У-у-у-у!
Мама. Миша тебя обидел(пауза).
Дочь. (продолжает плакать). Он меня урони-и-ил!
Мама. Он тебя толкнул, ты упала и ушиблась (пауза).
Дочь. (Перестаёт плакать, но всё ещё обиженным тоном). Нет, он меня не поймал.
Мама. Ты откуда-то прыгала, а он тебя не удержал, и ты упала (пауза).
(Миша, который с виноватым видом стоит сзади, утвердительно кивает головой).
Дочь. (Уже спокойно). Да. Я к тебе хочу. (Забирается к маме на колени).
Мама. (Через некоторое время). Ты хочешь побыть со мной, а на Мишу всё ещё обижаешься и не хочешь с ним играть
Дочь. Нет. Он сам свои пластинки слушает, а мне не интересно.
Миша. Ладно, пойдём, я тебе твою пластинку поставлю
Психолог: Вы только что увидели, как мама использует технику активного слушания. Давайте попробуем прописать алгоритм действий этой техники.
(Вывешивается чистый лист) или включается презентация.
Представим, что у вас случилось что-то подобное, и вы решили использовать эту технику. Что вы будете делать вначале?
(Родители высказывают свои мнения).
Вначале нужно занять правильное положение по отношению к ребёнку. Вспомните только что разыгранную сценку. Какое положение занимала мама, когда разговаривала с дочерью?
(Участники должны сказать, что глаза ребёнка и матери были на одном уровне).
Психолог: Вы заметили совершенно верно. Это действительно первый и важный шаг при использовании этой техники: занять правильное положение по отношению к ребёнку. Почему это так важно? Психологические исследования показали, что человек воспринимает преимущественно именно невербальную информацию, поэтому наша поза является для детей самым сильным сигналом о том насколько мы готовы его слушать и услышать.
(На этом этапе появляется лист, на котором написан алгоритм действий по применению техники АС (активное слушание). На листе появляется первая запись:
1. Занять правильное положение по отношению к ребёнку (глаза взрослого и ребёнка должны находиться на одном уровне).
Психолог: Вспомните, в какой форме беседовала мать?
(Участники должны выйти на то, что ответы матери звучали в утвердительной форме.
Психолог: Верно, вы сказали о том, что ответы должны отражать сочувствие (обозначать чувства ребёнка) и звучать в утвердительной форме. Во время беседы бывает очень важно и полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребёнком, а потом обозначить его чувства.
Пример.
Сын. (С мрачным видом). Не буду больше водиться с Колей!
Отец. Не хочешь с ним больше дружить.
(На листе появляется вторая запись, второй пункт алгоритма().
2. Повтор услышанного от ребёнка.
Психолог: Вы, наверное, обратили внимание, что в нашей сценке после каждой реплики мама молчала, делала небольшие паузы. Эти паузы помогали ребёнку разобраться в своём переживании и одновременно почувствовать, что рядом с ним мать.
(На листе появляется третья запись().
3. Делать паузы между фразами.
Психолог: И самый главный момент – это обозначение чувства ребёнка.
(На листе появляется четвёртая запись, четвёртый пункт алгоритма ().
4. Обозначение чувства ребёнка.
Психолог: Если говорить о коротком варианте этой техники, то он может выглядеть так: чувства – в утвердительной форме.
(На листе появляется пятая запись, пятый пункт алгоритма().
5. Чувства – в утвердительной форме.
Далее психолог ещё раз зачитывает все пункты получившегося алгоритма.
(На этом этапе участники могут задавать друг другу вопросы по алгоритму).
Психолог: А теперь давайте потренируемся использовать технику АС (активного слушания).
Каждый из вас получит карточку, на которой описана ситуация. Ваша задача – понять, какие чувства испытывает в данной ситуации ребёнок.
(Участники получают карточки и работают с ними).
Ситуация и слова ребёнка
Чувства ребёнка
Ответ родителей
Дочь: «Сегодня, когда я выходила из школы, мальчишка-хулиган выбил у меня портфель и из него всё высыпалось»
Огорчение, обида
«Ты очень расстроилась, и было очень обидно».
Ребёнку сделали укол, он плачет:
«Доктор плохой!»
Больно, рассердился
«Тебе больно, ты рассердился на доктора»
Ребёнок роняет чашку, чашка разбивается: «Ой!!! Моя ча-а-шечка!»
Страшно, жалко
«Ты испугалась, и чашечку очень жалко, не огорчайся так, у нас есть новая чашка».
Дочка надела новое платье и нечаянно порвала: «Ой!!! Моё пла-а-ть-ице!»
Страх за платье перед родителями, жалко
«Ты испугалась, и платьице очень жалко, не переживай, купим новое платье»
Ребёнок празднично одет, выйдя на улицу, он поскользнулся и испачкался.
Страх за испачканную одежду
«Ты испугался, не переживай с каждым так бывает, а одежду мы постираем».
В доме генеральная уборка: ребёнок, протирая зеркало, нечаянно роняет его, зеркало падает и разбивается.
Страх за зеркало, осколки перед родителями
«Ты испугался, не поранился, не волнуйся, мы осколки сейчас уберём».
Ребёнок получил плохую отметку
Страх, что его будут ругать родители
«Не переживай, ничего страшного не произошло, получишь новую отметку, а эту исправишь.
Психолог: Давайте посмотрим, что у вас получилось. Я прошу по желанию зачитывать карточку и говорить, какие, по вашему мнению, чувства испытывает ваш ребёнок.
(Участники без проблем справляются с предложенным заданием().
Прошу вас разбиться на пары. Каждой паре предстоит обсудить, а затем записать на листе одну из типичных ситуаций, с которыми вы сталкиваетесь в общении с ребёнком.
(Участники по желанию разбиваются на пары и с огромным интересом обсуждают различные ситуации, с которыми сталкивались в процессе общения с детьми. Затем записывают эти ситуации на карточки и отдают психологу).
(Раздать карточки с ситуациями).
Сейчас каждая пара разыграет сценку по карточкам. Ваша задача: познакомиться с описанной ситуацией и попробовать её показать, используя технику АС (активного слушания).
(На данном этапе пары разыгрывают доставшиеся им ситуации, пробуя использовать технику АС.
Психолог: Вы только что попробовали использовать технику АС (активного слушания). Убедились в том, как это непросто. Увидели, что вам так и хочется задать ребёнку вопрос и прокомментировать ситуацию. Что ж, это совершенно нормально. Давайте теперь попробуем ответить себе на такой вопрос: что может дать нам техника активного слушания для общения с ребёнком?
(На доске появляется лист, на котором написано().
Результаты применения техники АС.
(Родители высказывают по желанию своё мнение). В основном ответы сводятся к следующим результатам: данная техника помогает выстраивать отношения с детьми, лучше понимать их; с её использованием ослабевает напряжение в общении.
Психолог: Вы действительно правильно сумели почувствовать, что может дать техника АС (активного слушания). Позвольте, я ещё раз зачитаю вам итоги нашего обсуждения.
(Психолог зачитывает следующие результаты и коротко фиксирует их на листе).
Исчезает или сильно ослабевает отрицательное переживание ребёнка (разделённая радость удваивается, а разделённое горе уменьшается).
Ребёнок, убедившись, что взрослый готов его выслушать, начинает больше рассказывать о себе.
Ребёнок сам учится решать свои проблемы.
Ребёнок начинает активно слушать родителей.
Родители становятся более чувствительными к нуждам и горестям ребёнка, легче принимают его «отрицательные» чувства, то есть меняются и сами родители.
Психолог: Возможно, многим из вас показалось, что предложенная техника является искусственной, неестественной для нашей среды. Хорошо известно, что начинающие балерины проводят часы в упражнениях, далеко не естественных с точки зрения наших обычных представлений. Например: они разучивают позиции, при которых ступни становятся под различными углами, в том числе под углом 180 градусов. При таком «вывернутом» положении ног балерины должны свободно держать равновесие, приседать, следить за движениями рук, и всё это нужно для того, чтобы потом они могли танцевать легко и свободно, не думая уже ни о какой технике.
Так же и с навыками общения. Они вначале трудны и порой необычны, но когда вы ими овладеваете, «техника» исчезает и переходит в искусство общения.
Мы не будем сейчас давать оценку этой технике. Я прошу всех по очереди ответить на два вопроса:
- Готовы ли вы попробовать использовать эту технику?
- Считаете ли вы полезным и нужным проведение подобных мероприятий?
(Родители и дети должны быть единодушны во мнении, что проведение подобных мероприятий необходимо и полезно для всех).
Домашнее задание
Уважаемые родители, я попрошу Вас дома заполнить эти анкеты и передать мне.
(Психолог раздаёт анкеты родителям).
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ВОСПИТАТЕЛЕЙ)
Ф.И.О. ребёнка_____________________________________________________
1. Охотно ли ваш ребёнок идёт в школу?_______________________________
2. Вполне ли он приспособлен к режиму, принимает ли как должное распорядок?__________________________________________________
3. Переживает ли свои учебные успехи и неудачи?_______________________
4. Делится ли с вами своими школьными впечатлениями?_________________
5. Каков преобладающий эмоциональный характер впечатлений?__________
__________________________________________________________________
6. Как преодолевает трудности при выполнении домашней работы?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Часто ли ребёнок жалуется на товарищей по классу?___________________
8. Справляется ли с учёбной нагрузкой? (Степень напряжения)____________
__________________________________________________________________
9. Как по сравнению с прошлым годом изменилось его поведение?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Жалуется ли на беспричинные боли, и если да, то, как часто?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Когда ложится спать?____________________________________________
Сколько часов в сутки спит_______________________________________
Изменился ли (если да, то как) по сравнению с прошлым годом характер
сна?___________________________________________________________
__________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я всех благодарю, было очень приятно с вами работать, всем большое спасибо. До свидания!
15