Консультация: Психологическая готовность детей к обучению в школе


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.«Быть готовым к школе уже сегодня - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться».
Л.Л.Венгер, Л.А.Венгер. «Готов ли ваш ребенок к школе?»
Начало обучения в школе - новый этап в жизни ребенка (да и родителей тоже), безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности - учебной.
Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребенка, что само по себе тоже важно. Но это понятие готовности к учению значительно шире и многообразнее.
Самое главное при переходе на качественно новую ступень - психологическая готовность к учебной деятельности. И прежде всего сформированность желания учиться (мотивационная готовность).
Но и это еще не все. Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться, работать», без осознания этого «надо» ребенок не сможет успешно учиться, даже если перед школой он умеет хорошо читать, писать, считать и т.п.
К концу дошкольного детства складывается важнейшее новообразование в психике ребенка - готовность к школьному обучению. Оно обеспечивает переход к позиции школьника, которая предполагает не только усвоение знаний, но и кардинальную перестройку всего образа жизни ребенка. Готовность включает в себя несколько компонентов: личностный, познавательный, коммуникативный.
К 6-7 годам формируются общее положительное отношение к школе, интерес к школьному содержанию занятий, признание авторитета учителя, развиваются познавательные интересы, появляются собственно учебные мотивы деятельности. Все это составляет новообразование личности и самосознания ребенка - внутреннюю позицию, которая выражается в стремлении к поступлению в школу.
Учебная деятельность - сложная умственная деятельность, преследующая цель усвоения знаний, формирование умений и навыков, мыслительных способностей.
Фундаментом успешной учебной деятельности являются хорошо развитые познавательные процессы: мышление, память, речь и, что не менее важно, восприятие, внимание, работоспособность.
Подготавливая ребенка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.
Познавательные возможности семилетних детей таковы, что они уже могут начать систематическое обучение в школе. У ребенка 7 лет достаточно развиты внимание, память, воображение. Он легко переключает внимание, запоминает лучше то, что производит на него впечатление; воображение его связано с впечатлениями.
Речь ребенка 7 лет тоже достаточно развита. Он может объяснить содержание игры, в которой участвовал, построить рассказ по картинке, выразительно прочитать небольшое стихотворение. Его мышление носит еще образный характер, но он уже может понять и отвлеченные суждения.
Все психические процессы детей 7 лет постепенно становятся все более управляемыми. Особенно эффективно это происходит в специально организованных условиях.
Интеллектуальная готовность детей 7 лет к обучению в школе предполагает развитие у них психических процессов, сенсорное развитие, потребность узнавать новое, умение учиться у взрослого, наличие необходимого объема знаний, усвоенных в системе, и др.
Эмоционально-волевая готовность заключается в положительном отношении к содержанию новой деятельности, стремлении преодолевать трудности, достигать результата своей деятельности, в умении организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок, вступать в контакт с новыми людьми (взрослыми и сверстниками) и др.
Считают, что психологи придумали проблему готовности к школе и ввели отбор в 1 класс. На самом деле психологи стали разрабатывать проблему готовности к школе в ответ на запрос практики, а точнее, школы, которой по разным причинам стало все труднее успешно учить первоклассников. Психологи всегда говорили о приеме в 1 класс только психологически готовых к школе детей. Кстати, в этом вопросе с психологами солидарны и медики, и физиологи, отмечающие пагубное влияние школьных перегрузок на детей, не готовых к школе.
Готовность к школе включает в себя очень важные характеристики, отсутствие которых может очень усложнить жизнь ребенка в школе. Самостоятельность, адекватная самооценка, умение планировать и контролировать свою деятельность, хорошая пространственно- временная ориентировка, крепкое физическое здоровье, умение общаться с детьми и взрослыми, высокая познавательная активность, преобладание учебных мотивов над игровыми - вот перечень важнейших характеристик, от которых зависит, будет ребенок успешным в школе или нет.
Психологическая готовность к школе - это, прежде всего желание получать знания, это умение слушать учителя и выполнять его задания, отнюдь не всегда интересные и привлекательные, это и определенный уровень развития произвольных когнитивных процессов (памяти, мышления, внимания и др.), а также развитая речь и фонематический слух.
Как правило, компоненты психологической готовности к школе возникают естественным путем при нормальном развитии ребенка-дошкольника, когда малыш много играет сам, со сверстниками и взрослыми как в сюжетно-ролевые игры, так и в игры по правилам. Кроме того, он рисует, лепит, раскрашивает картинки, вырезает и клеит самоделки, складывает узоры из мозаики и собирает кубики по картинкам-образцам, занимается с разнообразными конструкторами, пытается играть на игрушечных музыкальных инструментах (бубен, дудка и т.д.) и, конечно же, слушает сказки, повести, рассказы. Чтение должно быть неотъемлемой частью каждого дня ребенка-дошкольника.
Конечно же, первоклассник сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Конечно же, они продолжают играть в игрушки. Родителям потребуется огромного терпения, желания помочь ребенку, чтобы учебная деятельность стала преобладающей перед игровой деятельностью.
Личностная готовность к школьному обучению. Не только педагогам известно, как трудно научить чему-то ребенка, если он сам этого не хочет. Хорошо если ребенок к 7 годам стремится к новой школьной жизни, к занятиям, поручениям. На появление такого желания можете повлиять вы родители. Вам необходимо говорить о школе с детьми, до того когда они попадут в школу. Первоначально детей привлекают внешние атрибуты школьной жизни - портфели, красивые пеналы, разноцветные ручки и т.п. Возникает потребность в новых впечатлениях, новой обстановке, желание приобрести новых друзей. И лишь затем появляется желание учиться, узнавать что-то новое, получать за свою «работу» отметки и просто похвалу от всех окружающих.
Кроме отношения к учению в целом, для ребенка, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. Взрослый становится авторитетом, образцом для подражания. Его требования выполняются, на его замечания не обижаются и т.д. При таком умении отнестись ко взрослому и его действиям как к эталону дети адекватно воспринимают позицию учителя, его профессиональную роль. Облегчается общение в ситуации урока, дети тогда отвечают только на поставленные вопросы, и сами задают вопросы по делу, поднимают руку для этого. (Примеры, дети отвечают хором, «мы тоже ходили за грибами» и т.п.)
Классно-урочная система обучения предполагает не только особые отношения ребенка с учителем, но и специфические отношения с другими детьми. Учебная деятельность по сути своей - деятельность коллективная. Ученики должны учиться деловому общению друг с другом, уметь успешно взаимодействовать, выполняя совместные учебные действия. Все сложно для маленького ученика - начиная с простого умения слушать ответ одноклассника и кончая оценкой результатов его действий. (Пример, лабиринт, гаражи, дороги, машины). Общая задача все машины поставить в гараж. Дети должны спланировать совместные действия. «Давай сначала отвезем твою машинку в гараж, а потом мою».
Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания. Самооценка школьника не должна быть завышенной или заниженной.
Преобладание у ребенка познавательного или игрового мотива определяется по выбору деятельности - прослушивание сказки или игры с игрушками.
Например. После того как ребенок рассмотрел в течение минуты игрушки, находящиеся в комнате, ему начинают читать сказку и на самом интересном месте прерывают чтение. Психолог спрашивает, что ему сейчас больше хочется - дослушать сказку или поиграть с игрушками? Очевидно, что при личностной готовности к школе доминирует познавательный интерес и ребенок предпочитает узнать, что произойдет в конце сказки. Детей, мотивационно не готовых к обучению, со слабой познавательной потребностью, больше привлекает игра.
И в заключении мне бы хотелось сказать, что как всякий возрастной кризис, кризис 7 лет не жестко связан с объективным изменением ситуации. Важно, как ребенок переживает ту систему отношений, в которую он включен, - будь то стабильные отношения или резко меняющиеся. Изменилось восприятие своего места в системе отношений - значит, меняется социальная ситуация развития и ребенок оказывается на границе нового возрастного периода. Теперь он приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции - позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы.
Играйте с детьми, любите своих детей такими, какие они есть, верьте в своих детей!
ВОПРОСЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (Побеседуйте с ребенком о его отношении к школе.)
Хотел бы он идти в школу? Чем школа его привлекает или огорчает?
Если бы можно было учиться в детском саду или дома, то пошел бы ты в школу?
Какую работу выполняет учитель в школе?
Скажи мне, ты знаешь, что такое переменка в школе?
Для чего в школе звонок?
Зачем нужно ходить в школу?
Если бы можно было выбирать школу, одна например, с уроками пения, рисования, физкультуры, а другая - с уроками математики, чтения, русского языка, пения, рисования и физкультуры, - в какой из них ты бы хотел учиться?
http://www.maam.ru/users/1034131http://www.maam.ru/users/1034131