Итоговая работа по программе повышения квалификации педагогов «Россия в контексте мировой цивилизации»
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Поволжский государственный университет сервиса»
(ФГБОУ ВПО «ПВГУС»)
Итоговая (зачетная) работа
по программе повышения квалификации педагогов
«Россия в контексте мировой цивилизации»
Тема работы: «ВАЗ- крупнейшее машиностроительное
предприятие региона»
Выполнила:
Чиркина Т.В.
учитель географии, МБУ сош №86
Проверил:
д.и.н., профессор В.П.Овсянников
Тольятти-2013г.
Содержание
1. История создания и развития Волжского Автозавода.
1.1 Основание Волжского автомобильного завода.
1.2 Развитие Волжского автозавода в начальный период.
1.3 Советский этап развития волжского автозавода.
1.4 Волжский автозавод в переходный период.
1.5 Текущее развитие волжского автомобильного завода.
2. Развитие «АвтоВАЗа»
2.1 Работа АО АвтоВАЗ’ в конце 20в. начале 21в.
2.2 Работа АО АвтоВАЗ’ за рубежом
3. Деятельность
3.1 Основные производства
3.2 Научно-технический центр
3.3 Показатели деятельности
3.4 Годы производства
4. Модельный ряд
5. Календарь знаменательных дат АО «АвтоВАЗ»
История создания и развития Волжского Автозавода.
1.1 Основание Волжского автомобильного завода.
«ВАЗ» сокращенное название от Волжского Автомобильного Завода, который является российской компанией по производству легковых автомобилей марок «Жигули», «Лада» и автомобилей повышенной проходимости «Нива».
Главная штаб-квартира волжского автомобильного завода расположена в городе Тольятти Самарской области, там же расположены основные производственные мощности завода.
Строительство волжского автомобильного завода началось в 1967 году и первая очередь, рассчитанная на выпуск 220 тысяч автомобилей в год, вступила в строй спустя уже три с небольшим года в 1971 году.
За основу при выпуске первенца волжского автозавода - малолитражного с пятиместным кузовом «ВАЗ-2101» был взят популярный в те годы итальянский автомобиль «ФИАТ-124». Мощность четырехцилиндрового двигателя составляла 60 л. с., а максимальная скорость первого автомобиля ВАЗ достигала 140 км/ч.
Развитие Волжского автозавода в начальный период.
Первоначально новая отечественная марка автомашин «Жигули» задумывалась как народный автомобиль, который при сравнительно невысокой цене смог бы удовлетворить растущие в те годы потребности огромного советского рынка.
Но как ни старались конструкторы автозавода, заводские инженеры и механики в дальнейшей работе над новым автомобилем столкнулись с массой серьезных проблем, которые в значительной степени мешали эффективно решать поставленные перед новым автозаводом задачи. Руководству практически сразу же пришлось отказаться от идеи массового производства доступного автомобиля для рядового советского человека. Стало очевидно, что с каждой новой моделью цена на автомобили «Жигули» неизменно и существенно возрастала, становясь все более непомерной для большинства трудящихся советских граждан.
Советский этап развития волжского автозавода.
Несмотря на то, что с расширением модельного ряда производимых на ВАЗе автомобилей цена на них постоянно и весьма ощутимо возрастала, задача обеспечения потребностей советского рынка, первоначально возложенная на новый автозавод, в какой-то степени все же решалась, поскольку автомобили «ВАЗ» отнюдь не залеживались, тем более с выпуском в конце семидесятых годов новых моделей «Жигулей» с кузовом типа «универсал», ставших весьма популярными среди населения.
Еще одним весьма удачным, и как показала история крайне эффективным решением стал выпуск полноприводного автомобиля. Благодаря усилиям конструкторского и инженерного корпуса с конвейера волжского автозавода в 1977 году появилась новая полноприводная модель повышенной проходимости «Нива» ВАЗ-2121, а в следующее десятилетие было налажено производство экспортного варианта автомобилей «Лада». И тем не менее, несмотря на успешность новых моделей, процесс усовершенствования продукции волжского автозавода никогда не приостанавливался.
В целом же за советский период существования автозавода на берегах Волги был успешно освоен выпуск девяти моделей, среди которых самыми популярными стали, кроме самой первой модели, шестая модель, впоследствии ставшая классикой (ее замещение новейшей десятой моделью началось только в 1997 году), и невероятно популярная девятая модель с ведущими передними колесами ВАЗ-2109 и ее модификации.
Волжский автозавод в переходный период.
После распада Союза Советских Социалистических Республик в самом начале девяностых годов XX века волжский автомобильный завод «АвтоВАЗ», как и все остальные отечественные промышленные гиганты, вступил в полосу кризиса и вынужденной необходимости перестройки своей деятельности.
Кризис на волжском автозаводе оказался затяжным, однако к середине 90-х годов АвтоВАЗ сумел переломить ситуацию и постепенно стал наращивать производство автомобилей, среди которых стали появляться новые, отвечающие современным требованиям модели, среди них и самое популярное десятое семейство автомобилей ВАЗ.
В 1997 общее количество произведенных автомобилей составило 730 тысяч штук, а в последующие годы в связи с огромным спросом на новые модели автомобилей ВАЗ производство автомобилей увеличилось еще на несколько десятков тысяч в год, отечественный автогигант не смотря на все трудности переходного периода благополучно вышел из кризиса.
1.5 Текущее развитие волжского автомобильного завода.
К концу девяностых годов прошлого века, а точнее в 1998 году с заводского конвейера АвтоВАЗа сошла новая модель 2111, а автомобили «десятого» семейства начали оснащаться новейшими 16-клапанными двигателями, что дало новый толчек в развитии волжского автозавода и автомобильной отрасли страны в целом.
Но несмотря на все положительные преобразования, проблемы все-таки по прежнему остаются, поскольку из-за сравнительно невысокого качества автомобилей ВАЗ российские рынки захватывают японские, корейские и некоторые европейские автомобильные производители. Вследствие подобных тенденций АвтоВАЗ предпринимает определенные шаги, чтобы противостоять неблагоприятной для автозавода рыночной конъюнктуре.
Не так давно была выпущена новая модель – седан ВАЗ-1118 или как его патриотично назвали на ВАЗе «Калина». Одновременно с этим и в дальнейших планах АвтоВАЗа приоритетым направлением является совместное производство автомобилей с известными зарубежными автомобильными компаниями, что несомненно выведет российского автогиганта на совершенно новый качественный уровень развития.
И вот, совсем недавно, вышел в свет новый проект LADA PRIORA. Выбор названия не случаен специалисты рекламного агентства «Instinct BBDO» несколько месяцев проводили лингвистические исследования. Между прочим, имя сие происходит от латинского prior, что означает первый, старший.
Развитие «АвтоВАЗа»
АвтоВАЗ’ на сегодняшний день – крупнейший производитель легковых автомобилей в России. Он является верхушкой большой производственной пирамиды, состоящей из множества поставщиков, дилеров, дистрибьюторов, филиалов и дочерних предприятий как в России, так и за рубежом.
Волжский автозавод сумел пережить кризисы 1994 и 1998 годов, увеличить выпуск своей продукции, поднять качество выпускаемых автомобилей, а также разработать принципиально новые модели, имеющие успех не только на российском рынке, но и дающие реальные шансы выйти на мировой рынок.
2.1 Работа АО АвтоВАЗ’ в конце 20в. начале 21в.
Трудности для акционерного общества АвтоВАЗ’ начались задолго до 17 августа 1998 года – еще в первой половине 1994 года. Сложившаяся на тот момент экономическая ситуация, в которой ввоз автомобилей в страну оказался выгодней вывоза, привела к затовариванию отечественного рынка подержанными иномарками. В 1996 году было ввезено 457 тысяч импортных автомобилей, а в 1997 году – уже 620 тысяч, из них только 20% новых. Цены на них были относительно низкими, что, естественно, затрудняло АвтоВАЗу’ сбыт своей продукции. Но если в 1997 году Волжский автозавод сумел продать свою продукцию, а это более 740 тысяч автомобилей, то в первом полугодии 1998 года начал испытывать серьезные сложности со сбытом.
2000 год Волжский автозавод начал очень плодотворно. Между АО АвтоВАЗ’ и Херсонским автосборочным заводом подписан контракт на поставки в Херсон, на автосборочный завод комплектующих изделий для сборки автомобилей ВАЗ’ 2106. Подписана договоренность между Волжским автозаводом и ИжМашАвто’ о поставках в Ижевск комплектующих деталей для сборки Жигулей’ шестой’ модели. Еще в 1999 году на совместном с Волжским автозаводом и ИжМашАвто’ предприятии выпущено около 20 тысяч шестерок’. В 2001 году выпуск ВАЗ’ 2106 передано в столицу Удмуртии.
Всего в 2000 году на всех конвейерах Волжского автозавода собрано 708373 автомобиля из них на экспорт ушло 99 тысяч. По сравнению с 1999 годом увеличение составляет 5.18%.
На Волжском автозаводе не стали дожидаться создания совместного предприятия с Дженерал Моторс’ и решили производить новые внедорожники самостоятельно. Их выпускали и раньше, но только для заводских испытаний. Теперь же, ВАЗ’ 2123 получил сертификат соответствия. В течение 2001 года около 2 тысяч таких машин поступило на площадки дилеров.
С конца марта 2001 года завершен выпуск автомобиля ВАЗ’ 2106 на третьей линии главного конвейера Волжского автозавода. Начиная с апреля 2001 года по третьей линии пошли только автомобили десятого’ семейства, что означает достижение этой моделью проектной мощности – 220 тысяч автомобилей в год. Общее количество выпущенных за год автомобилей ВАЗ’ 2106 и модификаций по плану составляет 46 тысяч штук. Автомобиль ВАЗ’ 2106 выпускается с 1976 года, с начала выпуска изготовлено и продано 4140339 штук.
Сегодня стратегическим направлением деятельности Волжского автозавода является снижение объемов отходов и их переработка, а не захоронение. Так, в 2000 году более 58% отработанных материальных ресурсов обрело вторую жизнь’ на перерабатывающих предприятиях. Из вазовских отходов делают черепицу, строительные материалы и вещества, которые заменяют природные ресурсы. Автозавод же от превращения своих отходов в товар получает реальную выгоду.
Так, в 2000 году отработанные материальные ресурсы с Волжского автозавода отправлены на завод коттеджей, на Жигулевский комбинат строительных материалов, где они используются в производстве цемента. Наибольшую же экологическую и экономическую эффективность дает АвтоВАЗу’ переработка отслуживших материальных ресурсов металлургического производства и отходы очистных сооружений промышленных стоков. Полученный продукт – песчано–шламовая смесь имеет одобрение Госстандарта и находит применение на полигонах по захоронению отходов в качестве перестилающего вещества вместо природных материалов. Также автозаводом освоены технологии, которые позволяют не только отказаться от захоронения отработанных материалов, но и вернуть их в технологический процесс. На Волжском автозаводе действуют комплексы по регенерации масел, брака стержней и стрежневой смеси в металлургическом производстве.
2.2 Работа АО АвтоВАЗ’ за рубежом
Небольшое государство Латинской Америки Эквадор, расположенное на самом экваторе и являющееся крупнейшим поставщиком в нашу страну бананов и роз, вскоре может стать первым за океаном производителем автомобилей Волжского автозавода – Нивы’ и нестареющей шестерки’. Проект по созданию в эквадорской столице Кито производства по сборке популярных российских легковых автомобилей активно поддерживается правительством страны с древнейшей индейской культурой.
Выпуск Нивы’ и ВАЗ’ 2106 из сборочных автокомплектов, поставляемых из Тольятти, планируется организовать на сборочном заводе эквадорской компании Аймеса’, где уже изготавливаются отдельные модели Ниссан’ и Опель’ общим объемом до 70 тысяч штук в год. Инвестиции в проект полностью берет на себя Аймеса’.
Рентабельность проекта крупнейших легковых автомобильных компаний двух стран, несмотря на дороговизну доставки комплектов через океан, обещает быть высокой. Готовые автомобили, экспортируемые в Эквадор, облагаются налогом порядка 70% от стоимости каждой машины, куда входит контрактная цена плюс расходы на перевозку. Волжский автозавод получит и дополнительные льготы, если поможет в ближайшие 5 лет развернуть на предприятиях стран Андского пакта (Колумбия, Венесуэла и других) до 40% комплектующих для российских легковых автомобилей эквадорской сборки.
Первые 35 кузовов в сборе к автомобилю ВАЗ’ 21093 отправлены 25 февраля 1999 года с Волжского автозавода на Украину, в город Луцк. Транспортировка кузовов из Тольятти к месту сборки осуществляется на специальных кузововозах, спроектированных и изготовленных на АО АвтоВАЗтранс’, дочерней фирме Волжского автозавода.
В 2000 году Волжский автозавод успешно выполнил план экспорта. За 12 месяцев в ближнее и дальнее зарубежье отгружено почти 99 тысяч автомобилей, что значительно превышает показатель 1999 года, когда экспортные поставки составили около 51.5 тысяч машин. Кроме традиционных рынков сбыта, в 2000 году освоены новые – Сирия и Алжир. После непродолжительного перерыва, вызванного сменой фирмы–дилера, Волжский автозавод возобновил прямые поставки в Египет.
Автомобильный рынок страны пирамид давно и прочно освоен Жигулями’ и Ладами’. Своего пика поставки в Египет достигли в 1995 году, когда сюда было отправлено 15000 волжских автомобилей.
Первые автомобили, подготовленные по нормам Евро–3’, отгружены с Волжского автозавода в начале января 2000 года на экспорт. Их получателями стали дилеры Финляндии, Германии и Франции. Первые крупные продажи вазовских десяток’ за рубежом оправдали ожидания покупателей и дилеров.
Около десяти тольяттинских дилерских фирм приняли участие в тендере на поставку в Югославию автомобилей Нива’ – ВАЗ’ 2131. Он был организован зарубежной фирмой Маник ЛТД’.
В марте 2000 года, проведя тщательную предпродажную подготовку, Моторика’ отправила в Белград первый транш – 20 полноприводных пятидверных внедорожников. В мае по тому же адресу были отгружены остальные 30 автомобилей. До этого Моторика’ поставила партию тридцать первых’ в Словакию, и 20 машин – в Польшу.
11 марта 2001 года в столице Швейцарии Женеве завершил свою работу 71 международный автомобильный салон Салон Интернациональ Ауто’. В нем приняло участие более 300 фирм из 60 стран мира, которые представили около 900 брендов’ автомобилей. На салоне побывало более 718 тысяч посетителей, его работу освещали 4700 журналистов из разных стран мира.
Непосредственно покупательский интерес к вазовским моделям еще раз подчеркивает их конкурентоспособность на мировом уровне.
Деятельность
3.1 Основные производства
В состав производственных единиц ОАО «АвтоВАЗ» входят:
металлургическое производство (МтП);
прессовое производство (ПрП);
сборочно-кузовное производство (СКП);
механосборочное производство (МСП);
инструментальное производство (ООО ЛАДА ИНСТРУМЕНТ);
производство ремонта и обслуживания оборудования (ООО АВТОВАЗПРОО);
производство пластмассовых изделий (ППИ);
опытно-промышленное производство (ОПП);
производство пресс-форм и штампов (ППШ)
Процесс сборки автомобилей осуществляется на пяти линиях конвейера. Каждый автомобиль, выпущенный на автозаводе, проходит обкатку на автомобильном треке, представляющем собой две кольцевые трассы и отдельные участки с испытательным покрытием.
В 1966 по 1991 в состав «Волжского объединения по производству легковых автомобилей» входили 5 (пять) производств :
Белебеевский завод Автонормаль;
Димитровградский автоагрегатный завод;
Скопинский автоагрегатный завод;
АвтоВАЗагрегат;
ТЭЦ Волжского автозавода.
После развала СССР, в результате приватизации, все предприятия стали акционерными обществами и перешли к разным собственникам. В настоящее время указанные заводы продолжают поставлять свою продукцию как на ОАО «АвтоВАЗ», так и на другие автозаводы России.
«АвтоВАЗ» совместно с «General Motors» и Европейским Банком Реконструкции и Развития принял участие в создании совместного предприятия «GM-AvtoVAZ». Совместное производство началось с выпуска внедорожника «Chevrolet Niva» («Шевроле Нива»).
3.2 Научно-технический центр
8 апреля 1986 года состоялся визит М. С. Горбачёва в Тольятти, где Генеральный секретарь ЦК КПСС посетил автозавод. Результатом этого визита было решение о создании на базе флагмана отечественного машиностроения инжинирингового центра.
4 сентября 1986 года Правительством страны было принято решение о создании на автозаводе отраслевого научно-технического центра (НТЦ). В 19871994 годах были введены в строй его основные мощности: инженерный корпус, дизайн-центр, комплекс подготовки автомобилей к испытаниям, комплекс исследований электромагнитной совместимости, шумов и вибраций, аэроклиматический комплекс, корпуса опытно-промышленного и экспериментального производств. В 1996 году в НТЦ была принята в эксплуатацию полномасштабная аэродинамическая труба.
Первым руководителем научно-технического центра был
В. В. Каданников (в 19861988 годах).
7 сентября 2001 года, в честь 15-летия научно-технического центра, была открыта первая очередь технического музея. Сегодня это целый парк автомобильной и военной техники, где собраны уникальные экспонаты со всей страны. Музей открыт для посещения гражданами города.
После вхождения в число акционеров ОАО «АвтоВАЗ» французской компании Renault, принято решение о вхождении НТЦ ОАО «АвтоВАЗ» в состав глобального инженерного альянса с Renault/Nissan.
3.3 Показатели деятельности
Предприятие ориентировано на внутренний рынок, где является абсолютным лидером по продажам, и на страны СНГ. В 2004 году завод выпустил чуть более 712 тысяч, в 2005 году 721,5 тысяч автомобилей. В 2006 году выпущено 966 380 автомобилей и автокомплектов, продано 724 тысяч готовых автомобилей, в том числе 185 673 автомобилей и сборочных комплектов на экспорт. В 2007 году продано (по данным компании) 770 тысяч авто.
В 2008 году компания планировала выпустить 959,7 тыс. автомобилей и сборочных комплектов, в том числе 125 тыс. автомобилей Lada Kalina, более 210 тыс. автомобилей модели Lada Samara, 35 тыс. трехдверных внедорожников Lada 4х4 и 8 тыс. автомобилей «Lada 112 Coupe». Экспорт автомобилей и автокомплектов в 2008 году предполагалось увеличить до 194 тыс. единиц.
Выпуск автомобилей на одного работника составляет около 5 автомобилей в год, например у «Renault S.A.» этот показатель равен 19 автомобилей в год, а у Honda Motor 25 автомобилей и 88 мотоциклов в год, при соизмеримом количестве сотрудников.
Статистика производства автомобилей (в шт.)
Годы производства:
Модельный ряд
В настоящее время серийно выпускаются автомобили:
семейство Lada Kalina семейство легковых автомобилей, выпуск которых начался 18 ноября 2004 года;
седан Lada Granta бюджетный вариант седана Kalina, выпускаемый с 29 ноября 2011 года;
семейство Lada Priora седан, 5-дверный хетчбек и универсал;
семейство Lada Samara II («Лада Самара II») седан, 3-дверный и 5-дверный хэтчбеки с приводом на передние колёса;
Lada 4Ч4 («Лада 4Ч4») полноприводный автомобиль повышенной проходимости, до 2005 года именовавшийся «Lada Niva» («Лада Нива»).
Серийно выпускаемые двигатели:
модификации двигателя ВАЗ-2101 для «Лада Классик»;
модификации двигателя ВАЗ-2108 для «Лада Самара», «Лада 110» и «Калина»;
двигатель ВАЗ-2112 и его версии для «Лада 110», «Калина» и «Приора»;
версии двигателя ВАЗ-2121 для «Лада Нива»;
двигатель ВАЗ-1118 для «Лада Калина».
Кроме того, «АвтоВАЗ» продолжает выпуск комплектующих и запасных частей для моделей, снятых с производства или производящихся в других городах России и за рубежом.
Среди основных планов ОАО «АвтоВАЗ»:
2012 год на платформе B 0: совместный проект «Renault-АвтоВАЗ» автомобиль «Lada Largus».
2015 год хэтчбек сегмента B и кроссовер сегмента С,
2016 год новой модели Priora, кроссовера В-сегмента и седана С-класса.
2011 год «АвтоВАЗ» прекратил производство классических моделей (2105, 2107), а семейство Sаmara планируется снять с производства в 2014 году.
2020 год компания намерена производить 9 моделей на 3 (или 4) платформах в шести сегментах. На три модели Low Cost, новая «Приора» и C-класс будет приходиться 70 % объёмов производства, следует из программы.IV Перспективы развития АО АвтоВАЗ’
Календарь знаменательных дат АО АвтоВАЗ’
Январь
05.01.1993 Госкомитет Российской Федерации по управлению
государственным имуществом принял решение об учреждении
акционерного общества открытого типа АвтоВАЗ’.
14.01.1967 Вынут первый ковш грунта под первый объект Волжского
автозавода – корпус вспомогательных цехов.
Февраль
06.02.1971 Сдан в эксплуатацию главный корпус ВАЗа’.
22.02.1987 В Парке Победы заложена аллея воинов – интернационалистов.
Март
13.03.1989 Внешнеторговому объединению АвтоЛАДА’ присужден
международный приз совета торговых руководителей Трейд
Лидерз Клаб’ за выход на ведущие позиции в торговле и вклад в
развитие национальной экономики африканских стран.
03.03.1996 Хоккеисты тольяттинской Лады’ в год тридцатилетия своего
клуба и тридцатилетия АвтоВАЗа’ стали двукратными
чемпионами страны.
Апрель
11–15.04.1996 На инвестиционной выставке Технологии из России в Риме
АвтоВАЗ’ в своей экспозиции представил роторно–поршневой
двигатель для малой авиации, который привлек особое внимание
посетителей.
19.04.1970 На главном конвейере автозавода собрано шесть первых
автомобилей Жигули’.
Май
04.05.1966 В Турине состоялось подписание протокол об участии
итальянского автомобильного общества Фиат’ в создании в
Советском Союзе промышленного комплекса предприятий по
производству легковых автомобилей.
12.05.1992 Альпинисты АвтоВАЗа’ совершили восхождение на Эверест.
22.05.1996 В СКП собран 250 товарный автомобиль ВАЗ’ 2110 цвета
мурена’.
28.05.1987 Коллектив Волжского автомобильного завода удостоен приза
Золотой Меркурий’ за большой вклад в развитие производства
и международного сотрудничества. Эта престижная награда
присуждена ВАЗу’ в третий раз.
Июнь
06.06.1974 Волжский автомобильный завод награжден международной
премией Ингерсол–рэнд’. Эта награда присуждается
одноименной организацией (Италия). За создание крупнейших
сооружений ставших символом нашей эпохи’.
16.06.1980 Золотая медаль 53 Международной ярмарки в Познани
присуждена автомобилю ВАЗ’ 2121 Нива’.
22.06.1996 Состоялось третье собрание акционеров АО АвтоВАЗ’.
Июль
13.07.1971Создано Волжское объединение по производству легковых
автомобилей (АвтоВАЗ’).
20.07.1966 Принято правительственное постановление о строительстве
Волжского автомобильного завода.
Август
01.08.1972 Создано производственное управление
АвтоВАЗтехобслуживание’.
01.08.1995 Собран шестнадцатимиллионный автомобиль.
09.08.1969 Вышел первый номер заводской газеты Волжский
автостроитель’.
15.08.1966 Заключено генеральное соглашение о сотрудничестве в
разработке конструкции автомобиля, проекта автозавода и его
строительства в СССР между Министерством внешней торговли
СССР и акционерным обществом Фиат’.
Сентябрь
08.09.1966 Совет Министров СССР назначил зам. министра автомобильной
промышленности Полякова В.Н. генеральным директором
строящегося завода по производству легковых автомобилей в
городе Тольятти.
21.09.1971 Создано управление по экспорту и внешним связям ВАЗа’.
Октябрь
05.10.1974 Завод вышел на проектную мощность – 660 тысяч автомобилей в
год. Каждые 22 секунды с главного конвейера завода сходит
автомобиль, 2230 Жигулей’ в сутки.
06–16.10.1994 На Парижском автосалоне’ впервые было представлено
семейство десятых’ автомобилей.
Ноябрь
07.11.1973 Авторский коллектив архитекторов и инженеров – строителей
новых жилых районов города Тольятти удостоен Государственной
премии СССР.
19.11.1973 Открылся Тольяттинской центр технического обслуживания и
ремонта Жигулей’ – первый в ряду предприятии фирменной
сети автосервиса.
Декабрь
01.12.1967 Состоялась первая профсоюзная конференция работников
строящегося Волжского автозавода.
16.12.1996 Принято в эксплуатацию высотное знание заводоуправления.
20.12.1973 Завод награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Источник – пресс–центр АО АвтоВАЗ’: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Список основных информационных источников
Синцеров ЛМ /Отечественная автомобильная промышленность в эпоху
перемен/ газета География №8/1998 год
Синцеров ЛМ /История отечественной автомобильной промышленности/
газета География в школе №1/1995 год
3. Интернет–сайт АО АвтоВАЗ: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. Автомобильная страница глобальной поисковой интернет–системы
Яндекс: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5.Сервер агентства интернет–обозрений: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Полное официальное название Открытое акционерное общество «АвтоВАЗ»
Советский и российский промышленник, и государственный деятель. 20 декабря 1988 года на конференции трудового коллектива был избран Генеральным директором Волжского объединения по производству легковых автомобилей.
Римскими цифрами указано поколение автомобилей.
Рисунок 1Рисунок 7Рисунок 1015