Деловая игра «Заседание Ученого Совета»

«Открытая защита КП и оценка их эффективности»
Цели:
Образовательные: обобщить и систематизировать знания по дисциплине «Печи и сушила».
Развивающие: развить умение применять знания межпредметных дисциплин, умение высказывать и отстаивать собственное мнение, умение технических грамотно аргументировать свои предложения по проекту.
Воспитательные. умение найти общее решение спорных ситуаций мирным путём.
План урока
1. Организационный момент 2 мин
2. Вступительное слово преподавателя 5 мин
3. Представление присутствующих 3 мин
4. Защита проектов 70 мин
5. Подведение итогов. 10 мин.

Длительный курс дисциплин «Основы термодинамики и теплотехники», «Печи и сушила» завершается выполнением курсового проекта. Работа эта очень сложная и интересная, так как требует глубоко знания вышеупомянутых дисциплин, а также знаний дисциплин «Технологии огнеупоров», «Технологии силикатов», «Механического оборудования», «Охраны труда», «Экономики отрасли». Каждому студенту было выдано индивидуальное задание, состоящее из двух частей: РПЗ и графической части. РПЗ включает теоретическую часть, т.е. характеристику продукта, анализ физико-химических, аэродинамических процессов, сопровождающих сушку или обжиг, а также описание устройства и режима работы печи или сушила. Расчетная часть включает необходимые расчеты по проекту: определение основных конструктивных параметров тепловых агрегатов, определение расхода топлива, и подтверждение тепловой эффективности работы теплового агрегата- определение его КПД. А так же подбирались вентиляторы и дымососы.
Защита выполненных проектов проводится с элементами деловой игры. Проекты будут представлены «Проектно-конструкторским бюро». Принимает защиту – Ученый Совет, выдает рецензии и рекомендации по внедрению в производстве.

Слово зам.председателя Ученого Совета:
Добрый день. Сегодняшнее заседание Ученого Совета, посвящено повышению качества тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий. Задачей специалиста технолога является установление причин полученного брака, а также предупреждение его выпуска в перспективе. Тепловые процессы в данном производстве являются одними из самых сложных и ответственных, т.к. в результате получается материал, с новыми свойствами, например, шамот или уже готовое изделие. От качества их проведения зависит успех работы производства в целом. Кроме, того данные процессы являются весьма энергоемкими и составляют порядка 60% от всей себестоимости продукции. Успешно спроектированный, смонтированный и установленный тепловой агрегат во многом облегчает работу всего производства в целом. Таким образом, на заседании, проектно-конструкторское бюро, должно представить рационально спроектированные тепловые агрегаты, из которых наиболее удачные будут предложены к внедрению в производство. Итак, давайте начнем.
Секретарь: К защите приглашается
1.Сумина Татьяна Николаевна «Проект туннельной печи для обжига красного строительного кирпича Р= 8 т/ч»

2.Завалишина Екатерина Леонидовна, которая выполняла «Проект туннельной печи для обжига шамотных ковшевых изделий Р= 110000 т/год»

3. Герасимов Евгений Юрьевич «Проект шахной печи для обжига глины на шамот Р=3 т/ч»

4. Боронтова Екатерина Валерьевна «Проект шахтной печи для обжига известняка Р= 5 т/ч

5. Шедогубова Ольга Леонидовна «Проект вращающейся печи для обжига керамзита Р=12 т/час»

6. Брынкин Вадим Николаевич «Проект вращающейся печи для обжига боксита Р=7т/ч

7. Бабкин Сергей Игоревич « Проект сушильного барабана для сушки глины Суворовского месторождения Р=13 т/ч»
Вопросы по туннельной печи
1. Недостатки теплового агрегата. Чем компенсируете?
2. Какова производительность по сравнению с другими видами тепловых агрегатов.
3. Как производится схема садки изделий.
4. Какой расход топлива?
5. Каков кпд теплового агрегата?
6. Как определяли кпд?
7. В чем первичная опасность обслуживания?
8. Каков процент брака изделий.
9. Чем руководствовались при разработке температурного режима?
10 Способы герметизации рабочего канала печи?
11. Назначение подподого коридора.
12. Что такое режим обжига?
13.Что такое температурный режим обжига?
14. Что такое кривая обжига?
15. Что такое теплотворность топлива?
Шахтные печи
1. Каково качество получаемого продукта?
2.. Какая футеровка в печи?
3. Что делают с отработанной футеровкой после замены?
4. Чем руководствовались при разработке температурного режима?
5. Зачем брикетируют глину?
6. что является критерием качества шамота?
7. От чего оно зависит?
8. Какой загрузочный аппарат используют и почему?
9. Как располагаются горелки в печи?
10. В какой еще печи ведут обжиг сырья?
11.Какая лучше печь? Обоснуйте.
12. Какие мероприятия по охране окружающей среды предприняты в проекте.
Вращающиеся печи
1. Каковы недостатки вращающихся печей?
2.Как защищаете окружающую среду от высокого пылеуноса?
3. Как утилизируется тепло отходящих дымовых газов?
4. Каков расход топлива ?
5.Быстро ли изнашивается футеровка? Как восстанавливается?
6. Как образуется теплоноситель?
7.Укажите достоинства агрегата.
8.Каковы недостатки?
9. Почему используется в качестве топлива газ? Может ли использоваться другое топливо?
Сушильный барабан
1. Как выполняется сушка?
2. Что является теплоносителем?
3. Зачем разбавляют дымовые газы для сушки?
4. Почему в качестве топлива был выбран природный газ?
5. Каково назначение внутрибарабанных устройств?
6. Перечислите мероприятия по охране окружающей среды.
7. По какому принципу осуществляется сушка песка?
Вывод по защите Туннельной печи
Представленные проекты по туннельным печам, получились весьма удачными. Этот вывод я делаю на основании представленных расчетов, которые отражают тепловую, а следовательно, и экономичность работы печи. Агрегаты автоматизированы и механизированы , печи имеют высокую производительность. Особую ценность проектов представляет то, что режимы работы и сама конструкция были спроектированы на основании проведенных исследований видов брака обжига. То есть спроектированные туннельные печи, позволят проводить обжиг керамического кирпича, шамотного кирпича при минимальном количестве брака обжига. Данные печи, будут рекомендованы к внедрению в производство.
Вывод по шахтной печи
Во-первых, хочу поблагодарить Вас за представленные интересные проекты. Особое внимание заслуживает шахтная печь для обжига шамота (извести). Этот тепловой агрегат имеет оптимально спроектированные технико-экономические показатели. Установка нескольких печей позволит сэкономить производственные площади, и обеспечить необходимую производительность. В целом, шахтная печь для обжига шамота рекомендуется к внедрению в производство. Обжиг извести (шамота) в шахтной печи спроектирован менее удачно, я думаю агрегат необходимо доработать и представить на следующем заседании.
Вывод по вращающейся печи
Представленный проект по вращающейся печи весьма актуален. Продуманы мероприятия по защите от пылеуноса, предложены установки для утилизации тепла отходящих дымовых газов. Обоснован выбор топлива. Теплотехнику Ольге Леонидовне необходимо более уверено его защищать, а в целом проект достойный внедрения в производство и я, считаю, что продукт – керамзит получится высокого качества.
Вывод по сушильному барабану.
Проекты по сушильным барабанам выполнены на достойном уровне. Проанализированы процессы, влияющие на качество продукта. Выбран верно способ взаимоперемещения материала и теплоносителя. Предложены мероприятия по защите охраны окружающей среды. К недостаткам следует отнести, что необходимо было выполнить тепловой расчет и определить кпд и расход топлива. К следующему заседанию, надеюсь, они будут подработаны и повторно представлен агрегат.
Вывод по защите
Большое спасибо всем за работу, за представленные проекты. Напомню, что заседание Ученого Совета посвящалось тому, что необходимо было предложить оптимальные условия проведения тепловых процессов с целью повышения качества тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий. Было представлено достаточное количество и тепловых агрегатов и приемов их рациональной эксплуатации для получения качественного продукта. Проведены исследования в направлении снижения брака обжига и улучшения качества структуры и продукта в целом. Я считаю , что заседание прошло плодотворно и эффективно. Проекты не предложенные к внедрению в производство необходимо доработать и повторно представить к защите. Цель заседания достигнута.













фИО
Вид топлива
Расход топлива
Автоматизация и механизация
Качество продукта
кпд
Затраты на строительство
Экологичность теплового агрегата
Особенности
ремонта

Сумина Татьяна
Туннельная печь для обжига керамического кирпича









Завалишина Екатерина
Туннельная печь для обжига ковшевого кирпича









Герасимов Евгений
Шахтная печь для обжига шамота









Боронтова Екатерина
Шахтная печь для обжига извести









Шедогубова Ольга
Вращающаяся печь для обжига керамзита









Брынкин Вадим
Вращающаяся печь для обжига боксита









Бабкин Сергей
Сушильный барабан для сушки глины









Габова Елена
Сушильный барабан для сушки глины












Подведение итогов































Методические рекомендации.
1.Объект имитации и его состояние, достигаемое в результате игры.
Объектом имитации является расширенное оперативное совещание в цехе производства шамотных огнеупоров. Собрание проводится для выявления, обсуждения и анализа причин, повлекших увеличение несчастных случаев в цехе за 2007 год. На собрании присутствуют представители администрации, ИТР, рабочие, проверяющий инспектор. Результатом собрания является предложение мероприятий, направленных на снижение количества несчастных случаев.

2.Цель и задачи деловой игры.
Погрузить студентов в атмосферу производственного совещания, заранее чётко определить круг прав и обязанностей каждого присутствующего на совещании, сформировать умения и навыки решения конкретных производственных ситуаций, обобщить, закрепить и систематизировать знания по предмету «Охрана труда». Установить связь межпредметных дисциплин «Печи и сушила», «Технология огнеупоров», «Мех.оборудование». Воспитать умение адаптироваться в коллективе, профессиональный такт, чувство субординации, умение прийти к общему решению мирным путём.

3.Комплект ролей.
1. Инспектор по ОТ (проверяющий)- выносит главную проблему на обсуждение и путем подбора ситуационных задач помогает найти ответы на главный вопрос совещания.
2. Главный инженер. Обозначает главную проблему совещания, ведёт совещание и подводит его итоги.
3. Инженер по ОТ предприятия. Участвует в дискуссиях, раскрывает положение дел на предприятии.
4. Старший инженер по ТБ в цехе. Участвует в дискуссиях. Раскрывает процедуру расследования несчастных случаев.
5.Начальник цеха. Участвует в дискуссиях, раскрывает необходимость проведенной реконструкции цеха.
6.Теплотехник. Участвует в дискуссиях, объясняет, напоминает суть опасности работы тепловых агрегатов.
7. Секретарь. Внимательно следит за дискуссиями, ведёт протокол совещания, выставляет оценки участникам.
А также,
Мастер 1 смены, мастер 2 смены, мастер 3смены- дробильно-помольного отделения
Старшие Рабочие смен, ответственные за безопасную эксплуатацию оборудования:
Стругача, ленточного конвейера, дезинтегратора, шаровой мельницы.
Мастер 1 смены, мастер 2 смены, мастер 3 смены – смесительно-формовочного участка.
Старшие Рабочие смен , ответственные за безопасную эксплуатацию оборудования:
Бегуна, питателя, пресса.
Мастер 1 смены, мастер 2 смены, мастер 3 смены – сушильно-печного отделения.
Старшие Рабочие смен, ответственные за безопасную эксплуатацию оборудования:
Вагонеток, туннельного сушила, туннельной печи. – все активно участвуют в обсуждениях, задают вопросы, отвечают на вопросы, выдвигают предложения.

4.Основные правила.
Каждый присутствующий на совещании, в соответствии с наделёнными полномочиями изучает постановку проблемного вопроса инспектора ОТ :»Что послужило причиной повышения количества несчастных случаев на производстве за 2007 по сравнению с 2006г. Через повестку совещания, под руководством главного инженера ведется обсуждение и анализ производственных ситуаций. Право голоса определяется поднятием руки и с позволения главного инженера.

5.Система игровых оценок.
В течении всего занятия секретарь ведёт протокол совещания, в котором фиксирует накопление и правильность ответов. В конце совещания преподаватель по результатам протокола выставляет оценки с предварительными комментариями.

6..Графическое представление деловой игры.





13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415























7.Документальное обеспечение.
Инструкции по технике безопасности, фотоматериалы, производственные ситуации, анализ производственного травматизма с СОЗа, пример заполнения Акта Н-1, бланки актов Н-1, сообщение по защите окружающей среды в следствии большого пылеуноса сушильного барабана, плакаты : «Схема трёхступенчатого контроля», «Структурная технологическая схема основных переделов производства шамотных огнеупоров», «Повестка совещания», «Недостатки по ТБ», «Мероприятия по ТБ»














































Урок-обобщение по теме: «Производственный травматизм»

Цели:
Образовательные: сформировать умения и навыки решения конкретных производственных ситуаций, обобщить, закрепить и систематизировать знания по предмету «Охрана труда», познакомиться с профессиями, рассмотреть иерархические ступени охраны труда, составить акт по форме Н-1.

Развивающие: развить умение применять знания межпредметных дисциплин, умение высказывать и отстаивать собственное мнение, развить умение решать ситуационные задачи.


Воспитательные. Воспитать умение адаптироваться в коллективе, любовь к профессии, воспитать профессиональный такт, умение найти общее решение спорных ситуаций мирным путём.


Ход урока.

Организационный момент. Вступительное слово преподавателя (5 мин.).
Представление присутствующих на совещании. Повестка (5 мин).
Положение дел ОТ на предприятии (5 мин).
Исследовательская деятельность ЦЛАМа
Решение производственных задач (15 мин).
Расследование несчастных случаев (10 мин).
Итог игры
Тест
Подведение итогов занятия(5 мин).



























Самоанализ урока.
Тема «Производственный травматизм» замыкает изучение дисциплины «Охрана труда» и обобщает весь курс знаний этого предмета. Для того, чтобы полноценно закрепить и систематизировать знания по изучаемой дисциплине я решила провести занятие в форме деловой игры. Я считаю, что такая форма урока ставит её участников в реальную ситуацию, погружает играющих в модели реальной профессиональной деятельности, формируя умения и навыки решения конкретных производственных ситуаций, без овладения которыми студенты не смогут проявлять свою профессиональную пригодность. Попутно студенты знакомятся с иерархическими ступенями профессий, которые присутствуют в цехе от административного аппарата до рабочего. В ходе обсуждения ситуаций студенты учатся высказывать и отстаивать своё мнение, находят общие пути выхода из возникшей проблемы. На таких занятиях студенты наиболее активно устанавливают междисциплинарные связи по предметам «Технология огнеупоров», «Печи и сушила», «Механическое оборудование» и т.д.
Кроме того, параллельно с ОТ по предмету «Печи и сушила» выполняется КП, в котором одним из заданий является анализ ОПФ и мероприятия по улучшению условий производства, а также безопасные приёмы обслуживания тепловых агрегатов. А в перспективе эти вопросы, но более углубленно изучаются при ДП. И по окончании третьего курса студенты уходят на производственную практику «Получения профессии», где реально столкнуться с производственными условиями работы. Я считаю, что такого рода занятия позволят легче адаптироваться в производственной структуре, а также к тем опасностям, которые подстерегают на заводе. Производственные ситуации были представлены в учебном масштабе, может быть в условиях реального производства они не всегда уместны, но такое направление работы позволяет всё-таки нам войти в практическое производство, прочувствовать проблемы делового коллектива .


Инспектор ОТ

Главный инженер

Инженер по ОТ

Начальник цеха

Старший инженер по ТБ

Технолог цеха

Теплотехникк

Дробильно-помольное отделение

Смесительно-формовочное отделение

Сушильно-печное отделение

Мастер 3 смены, рабочие

Мастер 1 смены, рабочие

Мастер 2 смены, рабочие

Мастер 3 смены, рабочие

Мастер 1 смены, рабочие

Мастер 2 смены, рабочие

Мастер 1 смены, рабочие

Мастер 2 смены, рабочие

Мастер 3 смены, рабочие



15