Урок математики во 2 классе Устное сложение и вычитание без перехода через десяток 
Тема: Устное сложение и вычитание без перехода через десяток
Цель: Закрепление знаний.
Задачи: совершенствование умения выполнять сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток; создать условия для формирования умения решать задачи; способствовать развитию логического мышления, смекалки; развивать вычислительные навыки, познавательные умения: умения наблюдать, анализировать, делать выводы, 
               развивать адекватную самооценку собственной деятельности, создать условия для привития познавательного интереса к математике; 
               воспитывать культуру общения «ученик – учитель», «ученик-ученик», чувство взаимопомощи и поддержки.
Тип урока: обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, разноуровневые карточки, тест, маршрутные листы, (использование новой формы организации урока)
Ход урока
I Орг. момент. 				(Слайд 1)	
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться
Доброе  утро!				 
Доброе утро, солнцу и птицам
Доброе утро улыбчивым лицам
	                                       Сегодня мы вновь отправляемся в страну «Математика».
II Эмоциональный настрой на урок       (Слайд 2)		
	Талап, талап, талап – Хей!
	Талап, талап, талап – Хей!
	Талап, талап – Хей! Хей! Хей!
	Настроенье каково? – Во!
         Поприветствуйте друг друга хорошим настроением, добрыми улыбками. Скажите другу другу «У нас все будет хорошо».
III Целеполагание. Маршрутные листы. Тест. Разминка.         (Слайды 3-4)
 Найти квадрат. На квадрате задание. Расшифруйте. Вы узнаете о чем  будем говорить на уроке математика		
А   Ч    Е  Н  Д    В    З    Ы    У    Н  
33  20   9  15   99  78   49  10   57   35
Наибольшее двузначное число (99 – Д)
Какое число следует за числом  77? (78 – В)
Число, состоящее из 5 дес. и 7 ед. (57 – У)
Какое число предшествует 50? (49 – З)
Найдите сумму чисел 30 и 5 (35 – Н)
30 увеличить на 3 (33 – А)
Какое число стоит между числами 19 и 21 (20 – Ч)
Дети любят математику..
Нравится им все решать
7 примеров, три задачи
И уравнений даже пять
Сколько выполнят заданий?
Попробуйте их сосчитать.  (15 – Н)
Уменьшаемое 12, вычитаемое 2. Найдите значение разности  (10 – Ы)
Наибольшее однозначное число (9 – Е)
- Какое слово получилось? (двузначные)
Правильно, сегодня мы продолжим изучать двузначные числа, читать и записывать, находить значения числовых выражений, решать задачи, уравнения, вспомним какие геометрические фигуры знаем.
- Какое число вы считаете «лишним»? Почему?
-  А почему их называют двузначными?
- Что означает каждая цифра в записи данных чисел?
IV Математический диктант.				(Слайды 5-6)            
Определим следующее задание по геометрической фигуре. У этой фигуры три угла, три вершины, три стороны.
7дес.2ед., 2дес.7ед., 4дес.0ед., 9дес.9ед., 10дес., 1дес.5ед., шестьдесят восемь, девяносто, двенадцать.
- Проверьте.
V   Устный счет.
          1. Найти фигуру, у которой больше всех углов, сторон, вершин.      (Слайды 7-8)
- Сначала убрать лишнюю букву, потом переставить буквы и угадать число.             
          2. Эта фигура лишняя Почему? Работа по таблице.          	(Слайды 9-10)
        - Какого десятка не хватает в таблице?
        - Как можно получить 90, используя данные числа?		    
- Как можно назвать их одним словом? 
VI  Физминутка         		(Слайды 11-12)
- Кто сопровождал нас на каждой страничке?
И это не случайно. На каждом уроке мы несколько минут с вами уделяем природе нашего родного края. На какие группы делятся птицы? Что происходит осенью? А как ведут себя домашние птицы? 
- Назвать фигуру, у которой все углы прямые, но это не квадрат.
- Как надо ухаживать за домашними птицами?
VII  Работа в тетради. 			(Слайд 13)
1. Что изменилось? А значит поменяем вид работы.
				     с.41, №6. Задача.
2. Уравнения            (Слайды 14,15,16)
- Что неизвестно и как найти
3. Разноуровневые выражения.                (Слайды 17-18)
- А следующую назовите сами. Почему так называется?
У вас на столах лежат карточки (четырехугольники) с заданиями  Выберите себе карточку и    выполните задание: 
 Голубая карточка – легкие задания
 Зеленая – задания средней трудности
 Желтая  - сложные задания 			
4. Индивидуальная работа по карточкам.
26 – 6 =                             50 -  *  = 40         		50* * = 40
58 + 0 =                             35 +  * = 36           		35 * * = 30
     73 – 70 =                            64 + * = 68       	 	 68 * * = 60
VIII  Рефлексия                  (Слайд 19)
- Кому понравился урок – возьмите смайлик-колобок с улыбкой – прикрепите к доске; кому урок понравился, но у вас были тревожные моменты – возьмите смайлик, который меньше улыбается и прикрепите к доску, ну а если вам было скучно, урок не понравился – возьмите грустный смайлик и тоже прикрепите на доску					
IX  Задание на дом
	с. 41, №7 
X Итог урока.        		(Слайды 20-21)                    		
Маршрутный лист по теме «Устное сложение и вычитание 
без перехода через десяток»
Цель: умение отличать двузначные числа, проводить различные операции с  ними
Вспомни чем отличаются двузначные числа от однозначных. Зачеркни лишнее число:
22, 10, 35, 90, 6, 76.
Хочу напомнить, что двузначные числа состоят из десятков и единиц, сумма это  +. Разложи на сумму разрядных слагаемых числа:
58 = 				77 = 				40 = 
Вычислить:
30 + 20 = 			80 – 50 = 			100 – 60 = 	
70 + 30 = 			40 – 40 =			90 + 0 =
Вспомни правило «Если к числу +1, надо назвать следующее при счёте. Если из числа – 1, то надо назвать предыдущее». Найди значение выражений:
12 + 1 = 				40 – 1 = 			20 + 1 =
33 + 1 =				15 – 1 =			91 – 1 =
Вспомни счет в пределах 100. Чем число ближе к нулю, тем оно меньше. Чем число дальше от нуля, тем оно больше. Сравни:
25 * 27		48 * 50		99 * 100		11 * 17		43 * 34
Замени слова числами:
6 дес. 2 ед. = 			8 дес. 5 ед. = 			9 дес. 0 ед. =
Помни, что все десятки оканчиваются 0. Запиши десятки в порядке убывания:
Напоминаю, что буквенные выражения содержат букву. Подчеркни числовые выражения:
30 – а 		40 + 20		80 – 1 		99 + с  
Если ты выполнил все задания правильно, то получаешь оценку «5», если справился с шестью заданиями, то – «4», если одолел только четыре задания, то «3». 
Спасибо за работу! 
Маршрутный лист по теме «Устное сложение и вычитание 
без  перехода через десяток»
Цель: проверка знаний и умений по теме
Вспомни счет в пределах 100. Расположи числа в порядке возрастания.
33, 12, 48, 10, 99, 40, 100.              __________________________________
С какими разрядами мы познакомились? Их два. Разложи числа на сумму разрядных слагаемых:
32 = 				66 = 					80 = 		
Найти значение выражений:
40 – 20 + 70 = 				80 + 10 – 50 = 
36 – 6 + 1 = 				100 – 60 + 4 =     
Вспомни какая фигура называется «многоугольник». Сколько здесь   многоугольников?___________
Что значит сравнить выражения? Сразу знак поставить нельзя. Сначала надо посчитать.
43 – 3 * 45 – 2 			15 – 5 * 10 + 1
28 + 1 * 89 – 40 			94 + 4 * 100 – 1 
Напоминаю, что сложение проверяем вычитанием, а вычитание либо сложением, либо вычитанием. Заполни таблицу:
Уменьшаемое
78
60
Вычитаемое
10
20
Значение разности
90
70
3
60
Замени числами:
1дес. 3 ед. = 			8дес. 0ед. =				7дес.2ед. =  
Напоминаю «Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из значения суммы вычесть известное слагаемое». Реши уравнение:         х + 20 = 26
Если ты выполнила все задания правильно, то получаешь оценку «5», если справилась с шестью заданиями, то – «4», если одолела только четыре задания, то - «3».   
Спасибо за работу!
Тесты «Устное сложение и вычитание без перехода	
через десяток» 2 кл.
1. Выбери ряд чисел в порядке убывания.
	А) 40, 50, 60, 70	В) 69, 68, 67, 66
	Б) 98, 87, 99,68	Г) 39, 49, 59,69
2. Найди соседей числа 39.
А) 38 и 40		В) 37 и 38
	Б) 40 и 41		Г) 37 и 40
3. Значение какого выражения равно 58?
А) 60 - 10		В) 50 - 8
	Б) 50 + 8		Г) 60 – 8
4. Найди пропущенное число: 93 - 
· = 90
 	А) 90			В) 30
	Б) 3			Г) 10
5. Реши уравнение: 84 – х = 4
       А) 88			В) 70
	Б) 4		   	Г) 80
6. Какое число состоит из 7дес. 3ед.
А) 37			В) 73
	Б) 70			Г) 30
7. Реши задачу по краткой записи
	Машин – 24
					?
	Комбайнов – 20 
А) 4			В) 44
	Б) 34			Г) 14
8. Найди верное равенство:
А) 10 – 5 + 4 = 1		В) 48 – 8 + 40 = 20
	Б) 30 + 20 – 50 = 0	            Г) 70 + 5 – 5 = 80
9. Какая самая крупная единица времени?
А) год			В) час
Б) сутки 		Г) век
10. В каких утверждениях есть ошибки?
А) летние месяцы: июнь, июль, август                                                  
Б) зимние месяцы: декабрь, январь, февраль, 
		В) осенние месяцы: сентябрь, январь, ноябрь			
                     Г) времена года: зима, весна, лето, осень
11. Какое утверждение верно?
		А) 1час = 60 мин	В) 1 неделя = 5 суток
		Б) 1сут = 12 ч		Г) 1 год = 10 мес
12. Выбери правильное решение к задаче.
В магазин привезли 10 ящиков моркови, а лука на 10 ящиков больше. Сколько ящиков лука привезли в магазин?
А) 10 – 10 = 0 (ящ)		В) 10 + 10 =20 (ящ) 
		Б) 20 – 10 = 10 (ящ)		Г) 20 + 10 = 30 (ящ)
13. Сравнить:    50 + 20 * 80 – 50 
А) <			В) +
		Б)  >			Г) =
14. Значение какого выражения равно 4?
А) 4 +4 		В) 20 + 20
		Б) 10 - 6		Г) 60 – 20
15. Найти прямоугольники	
А) 1 и 4		В) 1 и 2               Б) 2 и 3		Г) 3 и 4
 4
 3
2
1