КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ ПИСЬМЕННОЕ СЛОЖЕНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ БЕЗ ПЕРЕХОДА ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК


Тема: ПИСЬМЕННОЕ СЛОЖЕНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ БЕЗ ПЕРЕХОДА ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК
Цели деятельности учителя Познакомить с письменным приемом сложения двузначных чисел; показать место расположения десятков и единиц при решении выражений в столбик
Тип урока Комбинированный
Планируемые образовательные результаты Предметные: знают: устные приемы сложения и вычитания двузначного числа с однозначным и двузначного числа с двузначным; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; как записать двузначные числа при сложении их в столбик; отличительные особенности задачи; геометрические фигуры; как найти периметр многоугольника; умеют: складывать и вычитать двузначные числа, используя устные приемы сложения и вычитания, складывать двузначные числа, производя запись в столбик; решать задачи и выражения изученных видов; соотносить текст задачи с ее краткой записью; находить периметр прямоугольника.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): познавательные: способны понимать учебную задачу, отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, устанавливать причинно-следственные связи; регулятивные: оценивают свои достижения на уроке; коммуникативные: слушают собеседника и ведут диалог; умеют вступать в речевое общение.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать мышление, вычислительные навыки, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками
методы и формы обучения Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, парная
Образовательные ресурсы http://www.liveinternet.ru/users/byxtelka/post104646979 – Цитатник
Оборудование Магнитная доска
Наглядно-демонстрационныйматериал Схемы краткой записи задач различного вида
Основные понятия и термины Сложить, вычесть, слагаемое, сумма, значение суммы, уменьшаемое, вычитаемое, разность, значение разности, задача, краткая запись, чертеж, геометрические фигуры, прямоугольник, периметр
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Осуществляемая деятельность
учащихся Формы организации совзаимодействия Формируемые умения
(универсальные учебные действия) Промежуточный контроль
1 2 3 4 5 6 7
I. Организационный момент Эмоциональная, психологическая
подготовка
к уроку Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку Демонстрируют готовность
к уроку Фронтальная Регулятивные: контролируют свои действия Наблюдение
II. Каллиграфическая минутка Правильное написание числа, знание цифр, необходимых для записи числа Прописывает образец на доске:
47 47 47 47 47…
58 58 58 58 58…
– Что вы заметили?
– Пропишите строчки чисел у себя в тетрадях Слушают учителя, отвечают
на вопросы, записывают число в тетради Фронтальная Регулятивные: контролируют свою деятельность и оценивают ее.
Познавательные: выделяют необходимую информацию.
Коммуникативные: умеют слушать
и слышать, достаточно точно выражать свои мысли.
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося Уст-
ные ответы, наблюдение
III. Уст-
ный счет Развитие навыков устного счета 1. «Цепочка».
– Проверьте, все ли в цепочке верно?
Слушают учителя; считают устно, выполняя арифметические действия сложения Фронтальная Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров; при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклас- Уст-
ные ответы
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7
2. Какой знак пропущен?
6 * 2 = 5 * 3 8 * 2 = 18 * 8
8 * 3 = 11 * 0 7 * 4 = 6 * 5 и вычитания; анализируют, обосновывают свою точку зрения; составляют равенства сников.
Познавательные: владеют математическими терминами: уменьшить, увеличить, прибавить, вычесть, порядок возрастания; знают таблицу сложения и вычитания в пределах 20 IV. Подготовка к восприятию нового материала.
Сообщение темы
и целей Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка
к усвоению изучаемого материала Предлагает найти значение суммы 45 + 23
(с подробным объяснением).
Объяснение: представим число 23 в виде суммы разрядных слагаемых 20 и 3. Удобно к первому слагаемому сорок пять прибавить двадцать, а затем к полученному результату прибавить три.
45 + 23 = 45 + (20 + 3) = (45 + 20) + 3 =
= 65 + 3 = 68.
– До сих пор мы с вами пользовались различными устными приемами сложения двузначных чисел. Сегодня вы узнаете один из письменных приемов сложения двузначных чисел, научитесь складывать числа, используя данный прием Познавательная: слушают учителя.
Коммуникативная: вступают
в диалог с учителем и одноклассниками.
Регулятивная: выделяют и осознают то, что знают и что предстоит усвоить Фронтальная Регулятивные: под руководством учителя формулируют учебную задачу урока.
Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель; осознанно строят речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по диалогу, доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету Уст-
ные ответы
V. От-
крытие новых знаний Знакомство
с новым приемом сложения Предлагает рассмотреть запись на доске:
45
+ 23
68 Наблюдают, логически рассуждают, обобщают, делают выводы Фронтальная Регулятивные: контролируют свою деятельность и деятельность одноклассников, при необходимости вносят корректировки.
Познавательные: анализируют Уст-
ные ответы
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7
– Рассмотрите внимательно запись.
– Вы заметили, что в ней тоже записана сумма чисел 45 и 23?
– Расскажите, как это сделано.
– Как расположены единицы слагаемых? (Единицы расположены под единицами.)
– Как расположены десятки? (Десятки расположены под десятками.)
– Где стоит знак действия? (Слева от слагаемых.)
– Что в записи заменяет знак равенства? (Черта.)
– Как располагается значение суммы? (Под чертой; единицы записаны под единицами, десятки под десятками.)
Далее поясняет, что при сложении в столбик вычисления начинают делать с единиц и сравнивают объекты, делают вы-
воды.
Коммуникативные: знают правила ведения диалога; уважают в общении как партнеров, так и самих себя.
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося VI. Первичное закрепление знаний Отработка
изученного
приема сложения.
Задание 1
(с. 4 учебника, ч. 2). С целью отработки приема сложения двузначных чисел в столбик предлагает выполнить задание 1.
Приглашает одного ученика выполнить работу на доске (с подробным объяснением). Слушают учителя, выполняют необходимые действия, логически рассуждают. Фронтальная. Познавательные: создают алгоритм деятельности; структурируют знания.
Коммуникативные: слушают, слышат и понимают партнеров по речевому общению; уважают всех участников образовательного процесса.
Личностные: понимают важность приобретаемых знаний и умений. Уст-
ные ответы.
Наблюдение.
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7
Самостоятельная работа:
задание «Проверь себя»
(с. 4 учебника, ч. 2). Предлагает обучающимся самостоятельно
с последующей взаимопроверкой выполнить задание «Проверь себя». Работают самостоятельно, осуществляют взаимоконтроль. Индивидуальная,
парная. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль, корректировку и оценивание своей деятельности и деятельности партнера. Наблюдение.
Физкультминутка Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо-влево, влево-вправо
Клонятся цветы и травы.
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте.
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг.
Вот и кончилась игра.
Заниматься нам пора Выполняют
элементарные физические
упражнения
(в соответствии в текстом стихотворе-
ния), повторяя их за учителем Фронтальная Регулятивные: контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников
Наблюдение
II. Ра-бота над задачами Решение задач изученных видов.
Задача 2 (с. 4 учебника, ч. 2) – Прочитайте текст задачи 2.
– Что в задаче известно?
– О чем спрашивается?
– Какая это задача: простая или составная?
– Назовите данные и искомое числа.
– Рассмотрите внимательно схемы (вывешивает на доску различные схемы задач).
– Есть ли среди них та, которая соответствует прочитанной вами задаче?
– Запишите задачу кратко. Слушают учителя, отвечают
на вопросы, доказывают, почему данный текст является задачей; соотносят текст задачи со схемой; выполняют краткую запись; Фронтальная
Индивидуальная Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров по образовательному процессу, при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников; способны к саморегуляции.
Познавательные: создают алгоритмы деятельности; устанавливают причинно-следственные связи, Уст-
ные ответы,
наблюдение
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7
– Решите задачу по действиям, с пояснениями.
Решение:
1) 4 – 3 = 1 (м) – на передник;
2) 4 + 1 = 5 (м) – всего.
– Запишите решение задачи выражением.
4 + (4 – 3) = 5.
– Сформулируйте и запишите ответ задачи объясняют, каким образом следует выполнить решение, обосновывают выбор арифметических действий для решения задачи; записывают решение, дают ответ на поставленный вопрос строят логическую цепочку рассуждений.
Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по речевому высказыванию, обосновывать свою точку зрения; при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; осознают важность получаемых знаний и приобретаемых умений VIII. Ра-
бота
с геометрическим материалом Распознавание и изображение геометрических фигур – Начертите в тетрадях прямоугольник
со сторонами 4 и 2 сантиметра.
– Как найти периметр прямоугольника?
– Найдем периметр данного прямоугольника.
– Начертите треугольник, имеющий такой же периметр.
– Каковы стороны вашего треугольника?
Под руководством учителя учащиеся записывают данную геометрическую задачу; чертят заданную фигуру; повторяют понятие периметра, самостоятельно находят периметр многоугольника Фронтальная.
Индивидуальная Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнера; при необходимости корректируют деятельность, выделяют то, что уже усвоено, и то, что необходимо усвоить.
Познавательные: анализируют объекты, выделяя их существенные признаки; моделируют.
Коммуникативные: владеют диалогической речью; уважают в сотрудничестве как партнера, так и самого себя; не создают конфликтов. Наблюдение
Окончание табл.
1 2 3 4 5 6 7
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать самостоятельность, внимание, наблюдательность IX. Ре-
шение
выражений Развитие навыков счета.
Работа в парах:
задание 3
(с. 4 учебника, ч. 2) Предлагает обучающимся работать в парах. На данном этапе урока можно предложить выполнить задание 3, которое способствует развитию навыков счета, закреплению изученных школьниками приемов сложения и вычитания
Решают числовые выражения
в парах; осуществляют взаимоконтроль и взаимопроверку Групповая (пар-
ная) Регулятивные: прогнозируют результаты собственной деятельности, контролируют и оценивают себя; способны к мобилизации волевых усилий.
Познавательные: строят логическую цепочку рассуждений, доказывают. Коммуникативные: умеют полно и грамотно выражать свои мысли, правильно строить речевое высказывание.
Личностные: осознают важность полученных знаний; приобретают мотивацию к учебной деятельности; овладевают начальными навыками адаптации в обществе Наблюдение
X. Ре-флексия учебной деятельности Обобщение полученных
на уроке сведений, оценивание – Чему научил вас сегодняшний урок?
– Все ли вам было понятно?
– Что особенно понравилось?
– Что вызвало затруднения?
– Как вы сегодня работали? Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Фронтальная Уст-
ные ответы