Первый властелин единого Китая. Китайский мудрец Конфуций. 5 класс
Урок 26. Первый властелин единого Китая. Китайский мудрец Конфуций.
Цель урока: подвести учащихся к пониманию значения образования единого Китая и изобретений китайцев. Продолжить формирование умений строить рассказ на основе текста, видеоматериалов; навыков соотношения исторических фактов во времени. Воспитывать уважение к труду и культуре древних людей.
Тип урока: Комбинированный
Оборудование: учебник, атлас, иллюстрации
Ход урока
Оргмомент
На сегодняшнем занятии мы познакомимся с традициями и обычаями Древнего Китая, узнаем о судьбе великого китайского мыслителя Конфуция.
Проверка домашнего задания
Беседа с вопросами
Изучение нового материала
Китай находится в Восточной Азии. Великие реки Китая, Янцзы и Хуанхэ, похожи на реки Тигр и Евфрат. Они очень бурные, несут много ила и песка, часто внезапно разливаются, разрушая дамбы и смывая почву с полей. Освоение долин этих рек началось около 2000 г. до н. э. в среднем течении Хуанхэ. Позднее, около 1700 г. до н. э., здесь возникли первые государства, правители которых часто враждовали между собой. Но жители всех этих государств считали себя одним народом, потому что имели единую культуру и сходные обычаи
Как и другие народы, китайцы верили в сверхъестественные существа: в богов, духов, чудовищ, крылатых змеев – драконов. Но самым высшим существом для них было Небо. Они считали Небо предком правителя, поэтому царя в Китае называли «Сын Неба», а подчиненную ему страну – «Поднебесной».
Об обычаях древних китайцев рассказывал мудрец Конфуций (рис. 1), которого очень почитали в Китае.
Конфуций родился на востоке страны, в княжестве Лу, в знатной, но обедневшей семье. Отец его был храбрым офицером. Ко времени рождения Конфуция, последнего сына, ему было 70 лет, а через два года он умер. Семья бедствовала, и Конфуций рано стал трудиться, осваивая разные ремесла. Был он крепок телом и высок, отличался любознательностью и трудолюбием. В молодости получил должность надзирателя амбаров и государственных земель. К нему часто обращались за советами. Постепенно он превращался в учителя, в частности, учителя музыки. Имя, данное ему при рождении, – Кун Цю – благодарные ученики переиначили на Кун Фуц-зы, что значит «Почтенный учитель Кун».
(В Европе утвердилась латинизированная форма – Конфуций.) Он путешествовал по Китаю и благодаря своим обширным знаниям пользовался уважением. Вернувшись на родину, Конфуций уже в зрелом возрасте был назначен наместником города, а затем стал верховным судьей княжества. Несмотря на то, что дела его шли успешно, он ушел в отставку и отправился в странствия вновь. У него было, согласно преданию, 3 тысячи учеников, из которых 12 находились при нем постоянно. Порой ему угрожала смертельная опасность, но он никогда не терял мужества и спокойствия. Последние свои годы провел на родине и умер под сенью деревьев на берегу тихой речки. Записок он не оставил. Изречения Конфуция были записаны его учениками и последователями (рис. 2).
Рис. 2. Изречения Конфуция
Поучения Конфуция дошли до нас в виде древнекитайских книг, написанных на узеньких дощечках из расщепленного бамбука. Тонкую кисточку или палочку обмакивали в черную тушь и наносили иероглифы сверху вниз. Если делали ошибку, то соскабливали написанное ножом. Потом в дощечках делали отверстия и продевали бечевку. Связка бамбука и была древнекитайской книгой (рис. 3).
Ученый китаец должен был запомнить тысячи иероглифов, обозначавших отдельные слова. Так же как в египетской письменности, в Китае иероглифы произошли из рисунков, и иногда в их форме еще можно угадать первоначальное изображение.
Разумную организацию общества Конфуций видел в сохранении традиций: «Если не соблюдать издревле установленных обрядов или тем более отменить их, то все перемешается и наступит разлад». Сам он воспринимал обряды не как средство умилостивить богов, а как элемент самодисциплины и порядка.
Конфуций считал, что воспитанного человека легко узнать по его поведению. Учтивый китаец перед входом в дом снимал туфли и шел босиком. Идти в туфлях по циновкам, расстеленным на полу, считалось просто неприличным. Сидели китайцы либо на той же циновке, либо на низком сидении, но непременно подогнув под себя пятки. Сидеть свесив ноги, а тем более вытянув их вперед, могли только совершенно невоспитанные люди. Уже в древности китайцы овладели искусством есть с помощью двух палочек. Этот обычай они сохраняют и поныне.
Древние китайцы сооружали на голове сложные прически, собирая волосы в пучок. Тех же, кто ходил с распущенными волосами, они считали дикарями. Обычно китайцы носили халат, у простых людей халаты были из дешевой материи. Знатные богачи одевались в халаты шелковые, с красивой вышивкой цветами и фигурами драконов (рис. 4).
Конфуций учил, что не только в семье, но и во всем государстве должен соблюдаться порядок в отношениях между старшими и младшими. Воспитанный китаец со всеми вежлив, он не грубит тем, кто ниже его по положению, и не заискивает перед теми, кто выше. Но он ведет себя с теми и с другими, хорошо зная свое место, – со старшими почтительно, а с младшими благосклонно. Конфуций учил, что государство подобно большой семье. Подданные должны уважать правителя как отца. Но и правителям Конфуций советовал относиться к подданным как к своим детям. Мудрый правитель не мучает людей суровыми наказаниями, а терпеливо воспитывает их – прежде всего своим примером.
Правителю вовсе не к лицу жестокость, достаточно отеческого наставления. «Казнить кого-либо, вместо того чтобы наставить его на истинный путь – бесчеловечно», – говорил Конфуций.
На территории Великой Китайской равнины издревле существовали несколько государств, правители которых часто враждовали друг с другом. В 221 г. до н. э правитель одного из китайских государств – Цинь, разбив поодиночке своих соперников, объединил весь Китай под своей властью. Он стал называть себя Цинь Шихуан – «первый властелин Цинь». Территория государства была разделена на 36 областей во главе с наместниками, назначаемыми царем.
Цинь Шихуан (рис.5) начал походы против соседних стран. Привлекали его южные земли на побережье Южно-Китайского моря. На севере противниками Китая были племена гуннов. Чтобы удержать отвоеванные у гуннов земли и обезопасить торговые пути от их набегов, началось строительство Великой Китайской стены (рис. 6). Ее возводили из каменных глыб кирпичей и утрамбованной земли. Высота стены была с двух-трехэтажный дом, ширина такая, что поверху могли разъехаться две повозки. В стене были смотровые щели и бойницы – отверстия для стрельбы. Великая Китайская стена протянулась на тысячи километров.
Для того чтобы содержать огромную армию, нужно было много средств. Китайские земледельцы отдавали сборщикам налогов две трети собранного урожая, а сами жили впроголодь.
За малейшую, даже незначительную провинность человека били по пяткам бамбуковой палкой или отрезали ему нос. Если преступление казалось серьезным, могли казнить, заживо сварить в котле. За проступок одного человека наказывали всех его родственников, а также несколько семей соседей. На них ставили клеймо, как на государственных рабов, и посылали на строительство Великой стены. В виде особой милости, лишь для провинившихся вельмож, существовало почетное наказание. Цинь Шихуан посылал им меч, чтобы они покончили жизнь самоубийством в собственном доме.
Кто-то рассказал императору о старцах, которые за всю жизнь не сделали ни одного злого дела, прослывших за это праведниками, живущих 200 и 300 лет. Одного из старцев привели к правителю, но когда старец открыл рот, все увидели, что у него нет языка. Язык был отрезан ещё 30 лет назад за то, что он осуждал правителя за жестокость. Император и его советник Ли Сы приказали сжечь все книги, а несколько сот ученых – почитателей Конфуция – закопать живьем в землю. Он приказал уничтожить всех, кто думал, что прежде жилось лучше, чем при нем.
Император стал совсем дряхл. Нос его запал, голос сделался хриплым, как у шакала. Вот тогда и явился во дворец учёный по имени Лу Шен. Он сказал: «Пусть ни один чиновник не знает, в каком из 37 дворцов ты живёшь, ни один слуга не зайдёт в покой, где ты спишь, и никто не видит, как ты ешь, – в этом секрет бессмертия». Начались страшные годы правления невидимки. Ужас охватил жителей Поднебесной. Никогда ещё законы императора не выполнялись так тщательно.
Однажды во дворце Шацю появился удушливый запах. Когда вонь сделалась невыносимой, было решено открыть дверь. Там был труп владыки Поднебесной. Цинь Шихуана похоронили в огромной подземной гробнице, убили и захоронили с покойником всех его жён, которые не родили ему детей. В гробнице поставили в ряд 6 тысяч воинов рост человека в полном вооружении – охранять покой своего властелина. Загробная армия, вооружённая мечами, копьями, луками, должна была на поверхности земли охранять вход в огромную гробницу (рис. 7).
Сын Цинь Шихуана начал своё правление с казни своих братьев. Терпение народа истощилось, вооружившись палками и мотыгами, люди собирались в отряды, воины переходили на сторону восставших.
Не удалось наследникам Цинь Шихуана править «десятки тысяч поколений», народ сверг ненавистных угнетателей, новым правителям пришлось пойти на уступки народу, облегчить его положение.
IV. Закрепление изученного материала
Определите местоположение Древнего Китая.
Какие правила приличия должен был соблюдать воспитанный китаец?
Как китайцы должны были относиться к правителям, и как правители должны были относиться к простому народу?
Чем китайская письменность похожа на письменность других государств древности? Чем отличается?
Когда произошло объединение Китая?
С какой целью было начато строительство Великой Китайской стены?
Почему Цинь Шихуан расправился с последователями Конфуция?
Почему правление наследников Цинь Шихуана оказалось недолговечным?
V. Домашнее задание.
§ 22, вопросы и задания, подготовиться к КР, повт. § 13-22
Рис. 1. Конфуций ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Рис. 4. Традиционная одежда и прически
Рис. 6. Великая Китайская стена
Рис. 7. Могила Цинь Шихуана
Рис. 5. Цинь Шихуан
Конфуций
Традиционная одежда и прически
Цинь Шихуан
Великая Китайская стена
15