Презентация Теория и технология Способа диалектического обучения


Способ диалектического обучения – принципиально новый подход к учебному процессу (Патент №126 от 29.03.1996 г.Экспертного Совета Международного педагогического изобретательства). Способ диалектического обучения, который является результатом применения диалектики к выявлению закономерностей учебного процесса как специфической человеческой деятельности, запатентован в Международном центре педагогических изобретательств. Авторы способа диалектического обучения Зорина Валентина Лазаревна окончила в 1970 г. Абаканский государственный педагогический институт, в 1980 г. Московский государственный педаго­гический институт,кандидат педагогических наук, доцент, заведующая центром "Теория и технология Способа диалектического обучения" Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования.Имеет более 50 научных работ. Область научных интересов: диалектика учебного процесса. Достоинство способа глубоко научное, философское обоснование, как содержания образования, так и средств достижения цели – преобразование сознания, общества, природы через диалектику идей, отношений, орудий труда. Основной критерий целесообразности любого способа обучения Оптимизация На современном этапе социально-экономического развития страны меняется основная задача школы: в условиях когда идёт постоянная смена устаревших знаний для воспроизводства производительной силы общества необходимо воспитывать мыслящих людей СДО, основанный на диалектике идей (преобразование сознания), диалектике отношений (преобразование общества), диалектике средств (орудий) учебного труда (преобразование природы), способствует переходу от сообщённых знаний к выводным и представляет собой принципиально новый подход к учебному процессу. Главная задача современного образовательного процесса - подготовка рабочей силы для современного производства, потребности которого определяются тремя критериями: люди должны быть грамотными (уметь писать и читать), практичными (знать законы функционирования и развития природы и общества) и мыслящими, то есть умеющими анализировать, синтезировать понятия (формулировать суждения) и органически соединять формальную, диалектическую логику и теорию познания. Способ диалектического обучения (словесно-логический способ обучения) использует третий тип необходимости – естественное принуждение, высшей формой которого является самопринуждение, яркая состязательность, различные формы материализации оценки знаний включают в активную работу каждого ученика. Актуальность использования способа диалектического обучения Логика помогает правильно рассуждать. Сила ее в том, что она дает возможность получать новые знания без наблюдения или опыта, а лишь при помощи размышления и рассуждения. Новые знания не получаются из ничего, а выводятся из уже имеющихся. Логика помогает систематизировать (классифицировать) и обобщать знания. Недостатки современного образовательного процесса В современном учебном процессе усилия учащихся направляются на усвоение формы сознания (язык), но содержание сознания (мысль) в большинстве случаев и не предполагается, потому что государственная политика исключает логику из учебного процесса вообще, а форма сознания без его содержания не имеет смысла. Происхождение учебного процесса Учебный процесс произошел (вычленился) от процесса производства и унаследовал от него все основные законы функционирования и развития. Функционирование и развитие учебного процесса определяются функционированием и развитием процесса производства (социальный заказ: переход бытия учебного процесса в бытие процесса производства), потому что учебный процесс - это целенаправленный процесс подготовки новой рабочей силы, то есть способности человека трудиться (производство духовных и материальных средств для жизни общества). Необходимые изменения Учебный процесс должен опережать процесс производства, для чего наряду с языком и чувствами задействовать мысль как основное средство учебного труда. В этой связи необходим переход от непосредственного обучения (индивидуальный труд - простая кооперация) к опосредствованному обучению (сложная кооперация). Иначе говоря, осуществить переход от уровня общения в системе "учитель - ученик" (автократия) к уровню общения в системе "ученик - ученик" (демократия) Существенные признаки современного урока СДО б) применение проблемных вопросов двух видов (вопрос-понятие, вопрос-суждение) и не допущение непроблемных вопросов, особенно вопросов с частицей „ли", для которых характерно нарушение целенаправленности; в) ярко выраженная мыслительная состязательность между учащимися на основе выводных знаний с выходом на внутрипредметные и межпредметные связи (сборники понятий и образов и анкеты обратной связи как продукты свободного интеллектуального труда): процесс обучения становится подобным процессу научного открытия, при ликвидации призывов и упреков. г) оправданная смена деятельности в течение урока каждого учащегося посредством членения оценки, которая, с точки зрения И.М.Сеченова, снимает утомляемость и обеспечивает полную самоотдачу; д) поведение учащихся: нормальная дикция (развитие органов речи); выразительная мимика, жестикуляция (язык жестов) и прямая осанка (условие для самовыражения). «Фигуры" образовательного процесса 1. Типы принуждения (необходимости) как типы дисциплины;естественное, духовное и физическое, формирующие, соответственно, убеждение, веру, страх.2. Формы труда: индивидуальный труд, простая кооперация исложная кооперации с выходом на полное развитие индивидуальностикаждого учащегося (три уровня общения как диалектика человеколюбияпри передаче информации).3. Ступени познания: чувственное и логическое познание (диалектика опыта и теории или индукции и дедукции посредством анализа и синтеза)4. Формы мысли: понятие (категория как предельное обобщение и термин как предельное членение) и суждение (посылка как исходное суждение и умозаключение как выводное суждение)5. Средства обучения: язык, чувства и мысли (диалектика покоя и движения, образующая систему обобщенных видов ориентации в окружающем мире - слово, понятие и образ). Способы познания (двумерная методология, единая для всехнаук): материализм, идеализм, диалектический материализм (историяфилософии как фактический выход из духовного рабства) Способы обучения (трехмерная методика как путь достиженияцели с выходом на любой предмет и пробуждение протестующей мыслиучеников): словесно-догматический, словесно-наглядный и словесно-логический (способ диалектического обучения) с ориентацией намышление понятиями и образами. Трехмерная идеальная модель учителя Первое измерение - это мысль как средство сознания. Второе измерение представлено чувствами как средствами восприятия. Третье измерение проявляется в языке как средстве общения. Учитель современной школы, пользуясь языком, должен знать закон одновременной зависимости языка от памяти и мышления (язык при обслуживании памяти должен быть художественно-образным (нарушение логики) язык при обслуживании мышления должен быть чистым и предельно точным (соблюдение логики)). Сущность способа диалектического обучения определяется социальным заказом нашей эпохи, в которой поступательное развитие общества вслед за сменой экономической эпохи принципиально меняет социальный заказ учебному процессу, в результате чего поднимает его на мировой уровень. Своеобразие социального заказа образовательному процессу Учебный процесс должен опережать процесс производства(переход от непосредственного обучения к обучению опосредствованному,то есть переход от момента жизни к процессу всей жизни).В учебном процессе должна умножаться опосредствованнаяориентация в окружающем мире (слово как дополнение к понятию иобразу) с опорой на прежнюю непосредственную ориентацию (ощущение,восприятие и представление). Коренное преобразование учебного процесса обнаружило необходимость:1) выдвинуть на первое место диалектику как абсолютное движение и всеобщую взаимосвязь (мышление), а на второе - место метафизику как относительный покой и относительную обособленность (память). Диалектика (тождество и противоречие) устраняет односторонность! метафизики в познании окружающего мира.2) поднять производительность труда учителя и учащихся с первого уровня обобществления труда (индивидуальный труд - простая кооперация) на второй уровень (простая кооперация - сложная кооперация), как исходное для повышения производительности труда вообще. Способ диалектического обучения позволяет на основе единой методологии осуществлять переход: от ставки на память и сообщенные знания (зубрежка) к ставке намышление и выводные знания (развитие); от слова (язык) через понятие (науки) к категории (философия);от двумерной деятельности к трехмерному труду;от непосредственного обучения (автократия)опосредствованному обучению (демократия);от простого (формального) воспроизводства к расширенному(реальному) воспроизводству знаний;от внешнего принуждения к самопринуждению;от необъективной оценки знаний, выводимой учителем, кматериализованной (объективной) самооценке учащихся. Технология СДО сборник понятий  сборник образов   сборниками суждений   субтесты Сборник понятий  сборник образов  сборниками суждений субтесты