Сборник заданий в системе Способа диалектического обучения
КГАОУДПО «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»
Аттестационная работа
по программе «Развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий средствами
Способа диалектического обучения»
Система заданий по русскому языку к теме «Подлежащее и сказуемое»
Выполнил(а)
Учитель русского языка и
литературы
МАОУ гимназия №1
г. Канска
Смирнова Ольга Александровна
Проверил:
__________________________________
«____» ____________________ 2016 г.
Класс:
Учебник: полные библиографические данные
№ Система заданий Предполагаемые ответы учащихся Развиваемые предметные умения ПУУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ Сформулируйте проблемные вопросы к теме урока, которые будут отражать цель урока.
или
Сформулируйте проблемные вопросы к теме урока, ответы на которые позволят достичь цели урока (раскрыть тему урока).
ЛогПУУД:
Анализ объектов с целью выделения признаков (сущ.и несущ.).
ОУ ПУУД:
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ 1.
Прочитав выражения, установить, какие из них являются определением понятия, и доказать свою точку зрения:
Сказуемое — главный член предложения, который называет действие предмета или его состояние, чувства, отвечает на вопросы кто? что? и подчеркивается двумя линиями.
Главные члены предложения — это подлежащее и сказуемое.
Подлежащее — это существительное или местоимение в именительном падеже.
Первое выражение не является определением понятия «сказуемое», т.к. не смотря на то, что указан родовой признак (главный член предложения), и он истинный, среди видовых признаков один ложный (отвечает на вопросы кто? что?).
Второе выражение является истинным высказыванием, но не является определением понятия «главные члены предложения», т.к. нарушена структура определения: нет ни родового, ни видовых признаков, вместо них указаны виды главных членов предложения (подлежащее и сказуемое).
Третье выражение тоже не является определением понятия «подлежащее», т.к. нет родового признака (гл. член предложения), а из двух видовых признаков указан только один, необходимо добавить второй — обозначает, о чём (о ком) говорится в предложении. Определять существенные признаки главных членов предложения, подлежащего, сказуемого.
Устанавливать истинность признаков, принадлежащих главным членам предложения.
II вариант:
Определяют существенные признаки главных членов предложения, подлежащего, сказуемого.
Устанавливают истинность признаков, принадлежащих главным членам предложения.
ЛогУУД:
Анализ объектов с целью выделения признаков (сущ., несущ.).
Подведение под понятие.
Построение логической цепи рассуждений. Доказательство.
ОУ ПУУД: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письм. форме.
II вариант:
Анализируют объекты с целью выделения признаков (сущ., несущ.).
Осуществляют подведение под понятие.
Строят логическую цепь рассуждений и доказательство.
Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме
2. Сравнить указанные виды и найти основание (критерий) деления на данные виды:
Определять существенные отличительные признаки противоположных видов уравнений.
Определяют существенные отличительные признаки противоположных видов уравнений.
ЛогУУД:
Анализ объектов с целью выделения признаков (сущ., несущ.).
Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.
Построение логической цепи рассуждений.
ОУ ПУУД: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письм. форме.
II вариант:
ЛогУУД:
Анализируют …
Выбирают (выявляют) основания и критерии …
Строят логическую цепь …
ОУ ПУУД: Осознанно и произвольно строят речевое …
СРАВНЕНИЯ 3. Составить карточку №3, сравнив подлежащее и сказуемое
Карточка №3 (сравнение) по теме «Подлежащее и сказуемое»
По сравнению с подлежащим, которое называет предмет речи, сказуемое обозначает действие или состояние предмета речи.
Так же, как и подлежащее, сказуемое является членом предложения.
Как подлежащее, так и сказуемое – главные члены предложения.
Сравнивая подлежащее и сказуемое, можно сказать, что подлежащее отвечает на вопросы: кто? что?, а сказуемое отвечает на вопросы: что делает предмет? что с ним происходит?
Кроме подлежащего, и сказуемое может стоять в любом месте предложения.
Помимо сказуемого, второстепенные члены могут быть и у подлежащего.
У сказуемого бывает второстепенных членов больше, чем у подлежащего.
Не только подлежащее, а и сказуемое может быть выражено именем существительным.
Наряду со сказуемым и подлежащее может состоять как из одного, так и из двух и более слов.
Если подлежащее подчеркивается одной чертой, то сказуемое – двумя чертами.
В отличие от подлежащего, которое в предложении связывается в основном с определением, сказуемое связано с дополнением и обстоятельством.
Усваивают понятия подлежащее и сказуемое, учатся различать подлежащее и сказуемое
ЛогУУД:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
ОУ ПУУД:
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
Найти признаки, по которым можно сравнить подлежащее и сказуемое По функции (член предложения)
По степени значимости (главный член предложения)
По вопросу
По графическому обозначению
По способу выражения
По способности иметь второстепенные члены Усваивают понятия подлежащее и сказуемое, учатся различать подлежащее и сказуемое
ЛогУУД:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
ОУ ПУУД:
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
Определить правильность (корректность) сравнения: Подлежащее подчеркивается одной чертой, а сказуемое выражено глаголом
Сравнение является некорректным, так как для сравнения используются разные признаки
Усваивают понятия подлежащее и сказуемое, учатся различать подлежащее и сказуемое, графически их обозначать
ЛогУУД:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
ОУ ПУУД:
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
Сформулировав суждение на сравнение по карточке 3, ответить на вопрос-суждение: Каким образом подлежащее отличается от сказуемого? Сравнивая подлежащее и сказуемое, можно сказать, что подлежащее отвечает на вопросы: кто? что?, а сказуемое отвечает на вопросы: что делает предмет? что с ним происходит?
По сравнению с подлежащим, которое называет предмет речи, сказуемое обозначает действие или состояние предмета речи.
У сказуемого бывает второстепенных членов больше, чем у подлежащего.
Если подлежащее подчеркивается одной чертой, то сказуемое – двумя чертами.
В отличие от подлежащего, которое в предложении связывается в основном с определением, сказуемое связано с дополнением и обстоятельством.
Усваивают понятия подлежащее и сказуемое, учатся различать подлежащее и сказуемое
ЛогУУД:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
ОУ ПУУД:
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
Сформулировать суждения на сравнение подлежащего и сказуемого Так же, как и подлежащее, сказуемое является главным членом предложения.
Помимо сказуемого, второстепенные члены могут быть и у подлежащего.
Усваивают понятия подлежащее и сказуемое, учатся различать подлежащее и сказуемое
ЛогУУД:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
У ПУУД:
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ 4 Прочитать текст параграфа 3, с.11, выписать пары противоположных понятий. Установить несоответствие между противоположными понятиями и сформулировать противоречия по карточке 4. Устная и письменная формы речи
Свободный и ограниченный выбор слов
Неполные и полные предложения
Простые и сложные предложения
Произношение и правописание слов
Известно, что устную речь мы используем, когда произносим и слышим, а письменную, когда пишем и читаем.
Противоречие между тем, что в устной речи говорящий использует чаще неполные предложения, и тем, что в письменной речи он использует полные предложения.
Усваивают понятия устная и письменная форма речи, неполные и полные предложения, простые и сложные предложения, выявляют их различия формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Продолжить формулировку противоречия:
Известно, что слова оловянный, деревянный, стеклянный пишутся с двумя Н, а….
Известно, что слова оловянный, деревянный, стеклянный пишутся с двумя Н, а используется в них суффикс со значением «сделанный из», который в других прилагательных пишется с одной Н.
Усваивают правило написания Н и НН в отыменных прилагательных. Запоминают слова-исключения, формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Сформулировать противоречие, в результате которого появились
Части речи Части речи в русском языке возникли из противоречия между потребностью упорядочить слова русского языка, разделив их на группы, объединенные общим грамматическим значением и отсутствием такой возможности Выясняют причины возникновения в языке понятия части речи, определяют понятия части речи, грамматическое значение формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Предложить различные пути разрешения противоречия и выбрать самый рациональный из них
Сердце Татьяны Лариной терзало противоречие между любовью и чувством долга. Вспоминают сюжет романа «Евгений Онегин». Выясняют причины того, почему Татьяна Ларина отвергла Онегина формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Построить логическую цепочку рассуждений, ответив на вопрос-суждение
Каким образом в истории языка разрешилось противоречие между потребностью человека выразить в слове значение признака предмета по действию и отсутствием у имени прилагательного способности обозначать такие признаки. Противоречие в истории языка между между потребностью человека выразить в слове значение признака предмета по действию и отсутствием у имени прилагательного способности обозначать такие признаки разрешилось появлением в языке такой части речи, как причастие. Выясняют причины возникновения в языке понятия причастие, вспоминают определения понятия прилагательное, признаки прилагательных. Находят признаки причастий формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Установить причинно-следственные связи, выявив противоречия, лежащие в основе развития образа Обломова См. приложение 1 формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Прочитав текст параграфа 100, сформулировать основное противоречие Противоречие между необходимостью выразить цветовое разнообразие мира и отсутствием такой возможности у простых прилагательных привело к возникновению сложных прилагательных. Определяют понятие сложное прилагательное, определяют способ образование таких прилагательных формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Прочитав текст, найти противоречия, сформулировать их в виде суждений (по к-4)
Предположить, какие причины могли спровоцировать появление данных противоречий
Предположить пути разрешения данных противоречий формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ 1.Определить вид умозаключений, доказать свою точку зрения:
Олицетворение – троп.
Глагол ПЛАКАЛА (по отношению к березе) – олицетворение
Глагол ПЛАКАЛА - троп Все умозаключения, в которых мысль движется от общего к частному, являются дедуктивными
В данном умозаключении мысль движется от общего (троп) к частному (плакала)
Следовательно, данное умозаключение является дедуктивным Вспоминают определения понятий, троп, олицетворение ЛОГ ПУУД
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
подведение под понятия;
выведение следствий;
установление причинно-следственных связей,
построение логической цепи рассуждений, доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
ОУ ПУУД
3.По данным посылкам сформулировать вывод умозаключений
Все собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы.
Слово Канск – собственное имя существительное
Все собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы.
Слово Канск – собственное имя существительное
Следовательно, слово Канск пишется с заглавной буквы. Вспоминают определения понятий имя существительное, имя собственное. Заглавная буква. ЛОГ ПУУД
1)анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
2)синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;
3)выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
4)подведение под понятия;
5)выведение следствий;
6)установление причинно-следственных связей,
7)построение логической цепи рассуждений, доказательство;
8)выдвижение гипотез и их обоснование.
ОУ ПУУД
5.Ответить на вопрос-суждение в форме умозаключения:
Как доказать, что предложение ЗАПАХЛО ВЕСНОЙ
является простым безличным предложением Простое предложение, в котором нет и не может быть подлежащего, называется безличным
В предложении ЗАПАХЛО ВЕСНОЙ нет и не может быть подлежащего.
Следовательно, предложение ЗАПАХЛО ВЕСНОЙ является безличным. Вспоминают определения понятий предложение. Простое предложение, односоставное предложение, личное предложение, безличное предложение. Сформулировать несколько умозаключений разных видов. Определить виды умозаключений. Если глагол ПИСАТЬ – глагол 1 спряжения,
То глагол СВЕРЛИТЬ – глагол 2 спряжения. (непосредственное умозаключение по аналогии свойств)
Слово ДОЧЬ изменяется по родам, числам, падежам и относится к 3 склонению.
Слово МЫШЬ изменяется по родам, падежам и относится к 3 склонению.
Вероятно, слово МЫШЬ изменяется по числам (опосредствованное умозаключение по аналогии свойств)
Если слово в предложении поясняет сказуемое и обозначает обстоятельства совершения действия, то это слово является обстоятельством.
Если слово в предложении поясняет сказуемое обозначает предмет, на который направлено действие, то это слово является дополнением. (непосредственное умозаключение по аналогии отношений (причина-следствие)
Слово РЫСЬ в предложении РЫСЬ ИЗГОТОВИЛАСЬ К ПРЫЖКУ является подлежащим.
Слово ОГНЕТУШИТЕЛЬ в предложении ОГНЕТУШИТЕЛЬ СИРОТЛИВО ПРИТУЛИЛСЯ В УГЛУ является подлежащим.
Слова РЫСЬ и ОГНЕТУШИТЕЛЬ – главные члены предложения.
Следовательно, некоторые главные члены предложения являются подлежащими (опосредствованное индуктивное неполное умозаключение)
Все слова, которые не имеют самостоятельного лексического значения, не отвечают на вопросы, не имеют грамматического значения, являются служебными частями речи.
Предлоги, союзы, частицы не имеют самостоятельного лексического значения, не отвечают на вопросы, не имеют грамматического значения.
Следовательно, предлоги, союзы, частица являются служебными частями речи (опосредствованное дедуктивное умозаключение по 1 фигуре)
Басня содержит мораль.
В произведении «Сероглазый король» Анны Ахматовой нет такого композиционного элемента (морали).
Следовательно, произведение «Сероглазый король» Анны Ахматовой не басня. (опосредствованное дедуктивное умозаключение по 2 фигуре)
Все романы относятся к эпосу.
Все романы – прозаические произведения.
Некоторые прозаические произведения относятся к эпосу. (опосредствованное дедуктивное умозаключение по 3 фигуре)
Все сложные предложения содержат 2 и более грамматических основ.
Все сложные предложения являются предложениями.
Некоторые предложения содержат 2 и более грамматических основ. (опосредствованное дедуктивное умозаключение по 3 фигуре)
Задания на развитие общеучебных познавательных УУД 1 Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
Сформулируйте проблемные вопросы к теме урока «Главные члены предложения», ответ на данные вопросы будет целью урока. Что называется грамматической основой?
Что считается подлежащим?
Что понимается под сказуемым?
В чем заключается сущность грамматической основы? 2 Поиск и выделение необходимой информации
Найти в тексте параграфа существенные признаки понятий подлежащее и сказуемое и сформулировать их определения.
Сказуемое — главный член предложения, который называет действие предмета или его состояние, чувства, отвечает на вопросы кто такой предмет? Что он такое? Что делает предмет? Что с ним происходит? и подчеркивается двумя линиями.
Подлежащее – главный член предложения, который называет предмет речи, отвечает на вопросы именительного падежа кто? Что? И подчеркивается одной линией. 3 Структурирование знаний (т.е приведение знаний в определенную систему на основе установления логических связей)
Установить соответствие между определяемыми понятиями, их родовыми и видовыми признаками.
См. приложение 1.
4 Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
Сформулировав умозаключения, ответить на вопросы суждения:
Чем объяснить, что слово земля в предложении СПИТ ЗЕМЛЯ В СИЯНЬЕ ГОЛУБОМ является подлежащим?
Как доказать, что слово спит в предложении СПИТ ЗЕМЛЯ В СИЯНЬЕ ГОЛУБОМ является сказуемым? Главный член предложения, который отвечает на вопросы кто или что? и называет предмет речи – подлежащее.
Слово земля в предложении……отвечает на вопрос что и называет предмет речи.
Значит, слово земля в предложении…. является подлежащим.
Главный член предложения, который отвечает на вопросы кто такой предмет, предмет? и называет действие или состояние предмета речи – сказуемое.
Слово спит в предложении……отвечает на вопрос что делает предмет и называет состояние предмета речи.
Значит, слово спит в предложении….является сказуемым.
5 Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Составить алгоритм морфемного разбора слова Алгоритм морфемного разбора слова
1. Определить часть речи.
2. Если слово - изменяемая часть речи, то находим окончание, потом основу.
3. Если слово – неизменяемая часть речи, то находим только основу.
4. Подбором однокоренных слов находим корень
5. Выделяем приставки и суффиксы 6 Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Провести анализ помещенного в раздаточном материале алгоритма действий при нахождении грамматической основы предложения. 7 Определение основной и второстепенной информации
Выписать (назвать) понятие, знание которого проверяется этим заданием:
Подчеркнуть грамматические основы простых предложений, подписать, чем выражены главные члены предложения. Грамматическая основа, подлежащее и сказуемое.
8 Свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей
Подобрать в дополнительных источниках информации тексты к теме «Главные члены предложения». Составить сборник словесных образов, позволяющих описать понятия этой темы. См. приложение 2 9 Понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации
Определить стиль речи статьи.. 10 Умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты разных жанров
Составить план текста в виде суждений 11 Знаково-символические действия
Определить структуру суждений, выделить субъект, предикат и связку, обозначить их условными знаками
Грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого Грамматическая основа – субъект – S
Состоит – связка - /_\
Подлежащее и сказуемое – предикат - Р 12 Задания, развивающие умения находить и формулировать противоречия (проблемы) в изучаемом предметном материале и создавать способы их решения АНАЛИЗ И СИНТЕЗ 1 Сформулировав определение понятия подлежащее, выделить в содержании понятия родовой и видовой признаки Подлежащее - главный член предложения, который отвечает на вопросы кто или что? и называет предмет речи.
Родовой признак понятия подлежащее – главный член предложения
1 видовой признак – отвечает на вопросы кто или что?
2 видовой признак – называет предмет речи 2 Восстановить пропущенные понятия в высказывании 13 Восстановить пропущенные элементы в содержании понятий Сказуемое ….член предложения, отвечающий на вопросы….и называющий….предмета речи. 6 Найти ошибки в определениях понятий, обосновать свою точку зрения.
1.Подлежащее – это часть грамматической основы, которая состоит из подлежащего и сказуемого.
2.Подлежащее – слово, которое называет предмет речи. 12 Проанализировать содержание понятия и указать родовой и видовой признаки
Сс – единица языка (синтаксиса), представляющая собой соединение двух или более самостоятельных частей речи (исключая грамматическую основу), в котором одна является главным словом, а вторая - зависимым Родовой признак - Сс – единица языка (синтаксиса)
1 видовой признак - соединение двух или более самостоятельных частей речи (исключая грамматическую основу)
2 видовой признак – одна из частей речи – главное слово, вторая – зависимая.Приложение 1
Определяемое понятие Родовой признак Видовой признак
1. Грамматическая основа А. Главный член предложения 1. Называет действие или состояние предмета, его мысли, чувства.
2. Подлежащее В. Существительное 2. Содержит подлежащее и сказуемое
3. Сказуемое С. Структурный элемент предложения 3. Называет предмет речи
D. Глагол 4. Изменяется по падежам.