Мастер-класс в контексте вербальной агрессии в педагогическом общении Манипулирование словами
Гейда Е. А.
Учитель русского языка и литературы
МБОУ Школы № 166 г. о. Самара
Мастер-класс в контексте вербальной агрессии в педагогическом общении
Манипулирование словами
1. ТрюизмыОчевидные высказывания. То есть те фразы, с которыми ученик автоматически согласится. Эти фразы применяются, чтобы без напряжения вызвать реакцию «Да». Затем вы высказываете свое желание. И так как он уже несколько раз согласился с вами, велика вероятность, что он легко согласится и с последним высказыванием.Например:– В школе специально для облегчения процесса обучения выстроили систему правил – Устав школы, который регламентирует нормы поведения и общения. Так, есть разделение по звонку на уроки и перемены. Сейчас прозвенел звонок на урок. Поэтому вы можете приготовиться к уроку и настроиться на учебную деятельность.
2. ДопущенияВаш приказ можно спрятать внутри вкусной вербальной конфеты. Его легко можно скрыть за совершенно невинной фразой. Таким образом, вы убьете двух зайцев: предпишите нужную вам реакцию и предупредите возражение. Помните, у Штирлица в фильме «Семнадцать мгновений весны» был случай, когда он зашел к Айсману узнать про рацию. После разговора он сказал: «Кстати, дружище, нет ли у тебя хорошего снотворного – совершенно перестал спать». Голос за кадром: «Штирлиц знал, что в разговоре запоминается последнее. И теперь, если у Айсмана спросят: „Зачем к тебе заходил Штирлиц?“ – он ответит: „За снотворным“.
Например:– Прежде чем ты почувствуешь, как сильно тебе хочется согласиться с моим предложением, ты вполне можешь прислушаться к своим мыслям.– Перед чем вы приступите к выполнению самостоятельной работы, вы можете проштудировать правила в учебнике, изученные в контексте темы.
3. Противопоставления.Предугадывание возражений, сомнений. Там, где мы предполагаем какие-то возражения, мы их озвучиваем первыми. И, таким образом, выбиваем почву из-под ног оппонента. Обозначив в речи возражение, мы тут же связываем его с той реакцией, которую хотим вызвать.
Например:– Когда ты размышляешь о том, выходить или не выходить к доске, решение уже принято.– И чем больше ты сомневаешься в необходимости подготовить пересказ, тем быстрее ты перескажешь и получишь хорошую оценку..4. Вопросы и утверждения, направленные на привлечение внимания.Добавьте в свои руководства позитивно окрашенные слова – и результат не заставит себя долго ждать!
Например:– Артем, мне очень интересно, как скоро ты поймешь, что урок уже идет и тебе необходимо включаться в работу вместе со всем классом?5. Выбор без выбора.Как и в предыдущем случае, у объекта возникает иллюзия того, что его понимают и поддерживают, уважают его мнение, оставляя ему самому право решить, как поступить в какой-либо ситуации.
Формулируйте:– Вы можете начать выполнять упражнение прямо сейчас, начать работу с ним завтра, или отложить работу с ним на вечер. Решайте сами, когда вы лучше с ним справитесь.6. Выбор без выбора (вариативно)Можно построить свое высказывание так, чтобы у ребенка создавалось впечатление, что у него есть выбор. На самом деле – выбор уже сделан.
Например:– Вы начнете уборку в кабинете сейчас или когда я вернусь из столовой?Для сознания вроде бы есть выбор. Каждый человек будет рад и обязательно выберет что-либо одно. Но ведь на самом деле никакого выбора нет.
Заголовок 315