Доклад на тему: Выявление и развитие физических способностей у младших школьников


МБОУ «Комсомольская средняя школа №2»
Выявление и развитие физических способностей
у младших школьников
Автор: Ребрушкина Татьяна Николаевна,
учитель физической культуры,
КСОШ №2»

2016 год
ВВЕДЕНИЕ
Правильно организованный процесс физического воспитания немыслим без систематического контроля за состоянием занимающихся.
Тестирование двигательных возможностей школьников является одной из важнейших областей деятельности физкультурных педагогов и научных работников.
В физическом воспитании двигательным тестам уделяется всевозрастающее внимание. Они становятся все более значащим средством получения необходимой информации о возможных достижениях. Эту информацию физкультурная практика использует как основу для управления достижениями учащихся.
Характерной чертой тестов является то, что она основывается на математическом аппарате.
Тестом в физическом воспитании называется измерение или испытание, проводимое с целью определения состояния или способностей человека на данный момент.
Тестом в физкультурной практике может быть названо только то измерение или испытание, которое отвечает следующим требованиям:
- должна быть определена цель применения теста;
- следует определить надежность и информативность теста;
- для тестов необходима система оценок;
Тестирование двигательных возможностей человека помогает решению ряда сложных педагогических задач: выявлять уровни развития кондиционных и координационных способностей, оценивать качество технической и тактической подготовленности. На основе результатов тестирования можно: сравнивать подготовленность, как отдельных учащихся, так и целых групп; проводить отбор, для участия в соревнованиях; осуществлять в значительной степени объективный контроль за обучением школьников; выявлять преимущество и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации занятий; наконец, обосновать нормы (возрастные, индивидуальные) физической подготовленности школьников. Научить самих школьников определять уровень своей физической подготовленности и планировать необходимые для себя комплексы физических упражнений;
- стимулировать учащихся к дальнейшему повышению своего физического состояния (формы);
- знать не столько исходный уровень развития двигательных способностей, сколько его изменение за определенное время;
- стимулировать учащихся, добившихся высоких результатов, но не столько за высокий уровень, сколько за запланированное повышение личных результатов.
Целью нашей работы является:
Составление банка тестов для более полной информации об уровне развития физических качеств у младших школьников.
Задачи нашей работы:
Охарактеризовать тест как информационную категорию для выявления уровня развития физических качеств у младших школьников.
Подобрать тесты по изучению уровня развития физических качеств у младших школьников.
1. Тест как информационная категория для выявления уровня развития физических качеств
1.1 Характеристика тестов
В соответствии с социально-экономическими особенностями современного общества, его дальнейшим развитием и исходя из сущности общего среднего образования цель физического воспитания состоит в том, чтобы содействовать формированию всесторонне развитой личности. Основное средство достижения этой цели - овладение школьниками основами личной физической культуры, под которой понимается органическое единство знаний, потребностей и мотивов, оптимальный уровень здоровья, физического развития, разностороннее развитие двигательных способностей, умения осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Для оценки уровня физической работоспособности применяются разнообразные методики, большинство из которых представляют собой ту или иную физическую нагрузку с последующим измерением различных показателей функционирования организма.
Проблема тестирования уровня физической подготовленности человека в настоящее время - одна из наиболее разработанных в теории и методике физического воспитания. Вместе с тем, недостаточно изученными остаются вопросы возрастных особенностей развития.
В разные годы разработкой вопросов тестирования физических способностей занимались такие известные ученые, как Благуш П., Бондаревский Е. Я., Ханкельдиев Ш. X., Зациорский В. М., Лях В. И., Кофман Л. Б., Мейксон Т. Б., Марищук В. Л., Блудов Ю. М и другие. [Благуш П, Зациорский В]. Учеными исследованы различные физические состояния и уровни физической подготовки детей и взрослых, даны рекомендации по оценке физических способностей различных категорий испытуемых. Если суммировать информацию о тестировании, представленную в литературе, то можно сформулировать несколько основных положений, касающихся общих подходов к этому процессу.
Термин тест в переводе с английского языка означает проба, испытание.
Тесты дают информацию прежде всего о степени сформированности специальных и специфических физических (скоростных, координационных, силовых, выносливости, гибкости) способностей.
Система использования тестов в соответствии с поставленной задачей, организацией условий, выполнением тестов испытуемыми, оценка и анализ результатов называется тестированием.
Тесты должны отвечать специальным требованиям:
- стандартность;
- надежность;
- информативность;
- наличие системы оценок.
Тесты, удовлетворяющие этим требованиям называют добротными.
Тесты, в основе которых лежат двигательные задания, называют двигательными (моторными).
Различают три основных группы тестов:
1. Контрольные упражнения - это могут быть дистанции бега, либо время пробегания дистанций.
2. Стандартные функциональные пробы - это регистрация ЧСС, оценка скорости пробегания дистанций при частоте сердечных сокращений 160 уд/мин.
3. Максимальные функциональные пробы.
В различных науках существуют разные подходы к организации тестирования. В русле факторных исследований создавались многофакторные батареи тестов способностей, позволяющие измерять индивидуальный уровень каждой из способностей. Тестовая батарея состоит также из нескольких отдельных тестов, результаты которых сводятся в одну окончательную оценку, рассматриваемую в одной из оценочных шкал. Выделяют также тесты достижений.
В физическом воспитании с помощью учебного теста оценивается способность к двигательному обучению (по разности окончательной и начальной оценок за определенный период обучения технике движений).
Тестовая серия дает возможность один и тот же тест использовать в течение длительного времени, когда измеряемая способность существенно улучшается. При этом задачи теста по своей трудности последовательно повышаются.
С помощью комплексного теста оценивается несколько признаков или компонентов разных или одной и той же способности.
При самой строгой стандартизации результаты теста должны обладать достаточной надежностью, т.е. высокой степенью совпадения результатов при повторном тестировании одних и тех же людей в одинаковых условиях.
Тесты, удовлетворяющие требованиям надежности и информативности, называют добротными, или аутентичными (достоверными).
Для того чтобы по результатам теста можно было с достаточной уверенностью различать между собой двух (или более) испытуемых или говорить о том, что несовпадающие результаты двух измерений одного и того же человека свидетельствует об изменении его состояния, тест должен обладать надежностью.
Под надежностью теста понимают степень точности, с которой он оценивает определенную двигательную способность независимо от требований того, кто ее оценивает. Надежность проявляется в степени совпадения результатов при повторном тестировании одних и тех же людей в одинаковых условиях; это стабильность или устойчивость результата теста индивида при повторном проведении контрольного упражнения.
Под надежностью теста понимается способность давать неизменные результаты при повторном измерении одних и тех же лиц, находящихся в одном и том же состоянии. По ряду причин ни один тест не может дать абсолютного совпадения результатов при повторном измерении.
Причины, снижающие надежность теста, следующие:
изменение состояния испытуемых (утомление);
неконтролируемые изменения внешних условий и аппаратуры (изменение температуры, влажности воздуха, скорости ветра, атмосферного давления, колебание напряжения в сети измерительных приборов и др.);
изменение состояния лица, проводящего измерение (или замена его другим лицом);
несовершенство самого теста (например, броски мяча в баскетбольную корзину до первого промаха).
Естественно, что не все тесты обладают достаточной надежностью, более того, один и тот же тест в разных условиях и на разном контингенте испытуемых может иметь различную надежность. Таким образом, понятие "надежность теста" может относиться к различным аспектам и в зависимости от того, какая из причин, снижающих надежность теста, является основной, его можно разделить на несколько разновидностей: воспроизводимость, стабильность и согласованность.
При проведении тестирования необходимо соблюдать следующий порядок проведения тестов:
1. На гибкость.
2. На быстроту.
3. На силу.
4. На скоростную выносливость.
5. На силовую выносливость
6. На физическую работоспособность.
7. На общую выносливость.
1.2 Методические принципы тестирования
Чтобы получить достаточно надежные и объективные результаты тестирование должно проводиться с достаточной точностью и возможной тщательностью. При этом затраты времени должны быть минимальными. Поэтому к тестированию необходимо тщательно готовиться. Необходимо предварительно уточнить комплекс тестов, их надежность и информативность, выяснить возможность выполнения теста в данных условиях, узнать, существуют ли нормативы, которые можно использовать для оценки результатов тестирования.
Избранные тесты целесообразно занести в информационные карточки, которые являются основой организации и оценки. Использование карточек имеет большое преимущество перед протокольной формой записи. Рекомендуется на оборотке карточки поместить нормативы для используемых тестов.
Если требуется, то нужно составить и распространить единую инструкцию проведения тестов.
Помещение или площадку, где будет проходить тестирование, следует тщательно подготовить. Необходимо заранее наметить места для выполнения отдельных тестов и порядок, в котором испытуемые будут их выполнять. При этом легкие тесты должны предшествовать трудным.
Измерения должны выполняться по точной инструкции (сколько попыток, средний или лучший результат и т.д.).
Необходимо обеспечить безопасность испытуемых. Перед началом тестирования следует объяснить испытуемым цель тестирования, ознакомить с заданиями, если необходимо и возможно – дать выполнить пробные попытки.
Во время тестирования нужно своевременно подбодрить робких спортсменов и побудить равнодушных к точному выполнению теста.
При повторных тестированиях особое внимание нужно уделить соблюдению одинаковых условий (время суток, прием пищи, последовательность выполнения тестов). Природные условия также могут оказать влияние на результаты тестирования (ветер, температура, влажность воздуха, атмосферному давление, высота над уровнем моря, разница во времени при дальних переездах и т.п.).Подведение результатов тестирования необходимо делать немедленно и сообщать их испытуемому с понятным для него объяснением.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
тест физический школьник выносливость
Подводя итог нашей работе, отметим, что тестирование является одним из наиболее информативных методов выявления физических способностей и контролем за развитием уровня физических качеств. А так как физические качества являются основой формирование двигательных умений и навыков, применяемых в жизнедеятельности, и свидетельствуют о физической подготовке школьника, что очень важно в младших классах, то их необходимо правильно развивать и вести систематический контроль за их уровнем развития, то есть проводить контрольные испытания (тесты). Главная цель тестирования состоит в получении данных для определения наилучших способов организации школьного урока физкультуры. Он должен быть построен с учетом не только уровня обученности школьника, но и его индивидуальных (в том числе наследственных) способностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. – М.: "Физкультура и спорт", 1988
Благуш П. К теории тестирования двигательных способностей. – М.: "Физкультура и спорт", 1982
Гандельсман А.Б., Смирнов К.М. Физическое воспитание детей школьного возраста. – М.: "Физкультура и спорт", 1966
Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету "физическая культура". – М.: изд. Центр "Академия", 2004
Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. – М.: "Физкультура и спорт", 1969
Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. М.: Советский спорт, 2004
Матвеев А.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории. – М.: Просвещение, 1991
Попков В.Н. Тестирование и оценивание. – Омск.: Изд-во СибГУФК, 2004
Смирнов Ю.И., Полевщиков М.М. Спортивная метрология. – М.: издательский центр "Академия", 2000
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: изд. Центр "Академия", 2000
Размещено на Allbest.ru