Семинар для учителей «Развитие разных видов одаренности в урочной деятельности».
Семинар для учителей работающих в 5-х классах
«Развитие разных видов одаренности в урочной деятельности».
Как правило, одаренность воспринимается как дар Божий, как гарант успешности во взрослой жизни. Однако, к сожалению, «одаренный» не является синонимом слова «успешный». По данным А. М. Матюшкина (1993), около 30% американских учащихся, отчисленных из школ за неуспеваемость, составляют дети одаренные и сверходаренные.
И только немногие одаренные дети, вырастая, становятся успешными (Winner, 2000).
Да и в школе ситуация неоднозначна. Вопреки надеждам и ожиданиям взрослых, далеко не все одаренные дети становятся победителями олимпиад и отличниками. Более того, некоторые из них оказываются в числе неуспевающих учеников, «трудных» школьников.
Учет психологических особенностей одаренных детей и адаптация процесса обучения в соответствии с их индивидуальными особенностями далеко не всегда приводят к положительным результатам.
И многие дети, и подростки из числа выявленных одаренных школьников все чаще и чаще попадают на консультацию к психологу по поводу академической неуспеваемости.
Среди причин такого положения могут быть:
Уникальность, непохожесть, исключительность каждого одаренного ребенка, обусловливающие необходимость индивидуального подхода к нему, а не только интенсификацию и ускорение обучения.
Недостаточная теоретическая подготовка и отсутствие практического опыта некоторых педагогов и психологов, работающих с одаренными детьми.
Неготовность специалистов принимать далеко не всегда удобного в общении одаренного ребенка, иногда — страх потерять авторитет, оказавшись некомпетентным при взаимодействии с эрудированными, нетрадиционно мыслящими учениками.
Личностные особенности ребенка.
Конфликт стиля подачи учебного материала учителем и восприятия информации учеником.
Межличностный конфликт ребенка со сверстниками или с учителем.
Снижение учебной мотивации вследствие несоответствия познавательных потребностей и реальной учебной программы и т. п.
По каким признакам взрослые люди — родители и педагоги — могут определить одаренность ребенка?
Чаще всего в литературе описываются следующие признаки одаренности:
повышенная активность (некоторым одаренным детям требуется меньше времени для сна);
высокая познавательная активность (задают много вопросов, разбирают игрушки, часы, приборы и др.);
генерирование новых идей (придумывают необычные способы использования предметов, выдумывают игры и развлечения и др.);
мгновенное схватывание сущности информации, подхватывание идеи и развивитие ее;
быстрое реагирование на происходящие события;
создание новых, необычных стратегий деятельности;
склонность к анализированию ситуации;
склонность к выявлению закономерностей;
высокая скорость обучения;
способность к самообучению;
неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов;
высокая требовательность к результатам собственного труда;
способность заниматься сразу несколькими делами, следить за несколькими предметами.
Эти характеристики могут являться признаками одаренности, но не диагностическими критериями.
В литературе выделяют следующие виды одаренности.
1.В соответствии с основными видами деятельности ребенка:
в практической деятельности — одаренность в ремеслах, спортивную и организационную;
в познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов (в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.);
в художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность;
в коммуникативной деятельности — лидерскую одаренность;
и наконец, в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
2.По степени «сформированности одаренности»:
актуальная одаренность (ребенка уже достиг определенных результатов);
потенциальная одаренность (ребенок имеет лишь определенные психические возможности для высоких достижений, для проявления которых необходимы благоприятные условия).
3.По «форме проявления»:
явная одаренность (достижения ребенка очевидны);
скрытая одаренность (замаскированная форма, когда более явными оказываются определенные проблемы, например поведение при гиперактивности).
4.По широте проявлений в различных видах деятельности:
общая одаренность (в разных видах деятельности);
специальная одаренность (в конкретных видах деятельности).
5.По критерию «особенности возрастного развития»:
ранняя одаренность;
поздняя одаренность.
Некоторые учителя, даже понимая, что ребенок—неординарный, что у него есть ряд удивительных способностей, основные свои силы тратят на его «усреднение», «переделывание». И когда это не получается — из-за мощного сопротивления самого ребенка, не принимающего никаких ограничений, — начинают открытую войну. Причем военные действия надолго остаются в памяти как воюющих сторон, так и всех детей в классе. Об одном таком «сражении» вы можете прочитать в письме «Волосатая Булочка» (см. Приложение 1).
Упражнения на развитие разных видов одаренности
в урочной деятельности
Найти точку роста
Для успешной работы с одаренным ребенком педагоги пытаются найти его сильную сторону и дать ему возможность проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности. Проявить сильную сторону означает возможность отступать от школьной программы, не ограничиваться ее рамками. Следование данному принципу выявило проблему: часто точка роста лежит вне школьной программы.
Выявление индивидуальных особенностей
Одаренность не лежит на поверхности. Учителя должны хорошо овладеть методикой ее определения. Большинство педагогов чрезмерно доверяют тестированию, имеют недостаточно сведений об учащихся. Считается, что ребенок с высоким интеллектом должен превосходить остальных по всем школьным предметам. Следовательно, учителя ждут от него наибольшей эмоциональной и социальной зрелости и убеждены, что ему не нужна специальная помощь.
Воспитание лидерских качеств
Творческая личность характеризуется умением самостоятельно выбирать сферу деятельности и двигаться вперед. В учебном учреждении этому способствует продуманная методика обучения, предназначенная не только для передачи знаний, но и для выработки «умения мыслить».
В своей работе на уроке учитель может использовать:
Метод вживания. Позволяет учащимся посредством чувственно- образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.
Метод эвристических вопросов. Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.
Метод сравнения. Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учеными, философами и т. д.
Метод конструирования понятий. Способствует созданию коллективного творческого продукта - совместно сформулированного определения понятия.
Метод путешествия в будущее. Эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.
Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.
Метод придумывания. Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт в результате определенных творческих действий.
Метод «если бы…». Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.
«Мозговой штурм» (А. Ф. Осборн). Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.
Метод инверсии, или метод обращения. Способствует применению принципиально противоположной альтернативы решения. Например, объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри.
Использование развивающих игр при организации внеурочной деятельности
Все занятия, рассчитанные на повышение креативности, основываются на следующих принципах: научить человеческий мозг, во-первых, задавать необычные вопросы, во-вторых, искать неожиданные ответы и экспериментировать с образами и идеями.
Пять самых знаменитых упражнений, которые необходимо регулярно выполнять, а в идеале – ежедневно.
«И все-таки у них много общего». Задание: Возьмите наугад два существительных, которые принадлежат к совершенно разным сферам лексики. Для простоты можно воспользоваться словарем, открыв его наугад и ткнув пальцем в первое попавшееся слово. Выбрав два понятия, которые, казалось бы, не имеют между собой ничего общего, попытайтесь «нащупать» между ними какую–нибудь связь. Любым способом. Даже если понадобится придумать совершенно невероятную историю, сюжет которой свяжет эти два слова между собой. Это упражнение тренирует мозг на сознание непривычных комбинаций и учит пользоваться «ингредиентами», находящимися в разных его секторах. Например:
«Что общего между глазом и водопроводным краном»?
Оба слова - из четырех букв;
В обоих случаях буква «А» - третья по счету;
При помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана – глаз помыть;
И то и другое может блестеть;
Из них иногда льется вода;
Когда они портятся, из них подтекает.
Вывод: ремонт глаза в тысячу раз дороже, чем ремонт крана.
«Безумный генетик». Для этого упражнения понадобится листок бумаги и ручка (карандаш). Внимание! Здесь важен процесс, а не результат.
Задание: нарисуйте фантастическое животное, которое будет содержать как можно больше признаков разных реальных животных.
Работая над этим художественным произведением, вы убедитесь, что богатая фантазия может иметь вполне механическое происхождение. Главное - «задушить» логику и здравый смысл, которые будут мешать в работе.
«Сумасшедший архитектор». Задание: необходимо нарисовать дом. Для этого вам понадобится, прежде всего, произвольно выбрать любых 10 слов (можно из словаря, можно наугад назвать). Задача такая: вы архитектор, к вам обратился заказчик, который готов заплатить большие деньги за эскиз своего жилья. Его условие: в эскизе должны быть представлены… (далее следует 10 выбранных слов). Рисуйте дом прозрачным, чтобы внутри можно было разместить мебель.
Например: «Кастрюля» - отлично, дом будет иметь форму кастрюли. «Ворона»… пусть крыльцо будет черным, как ворона. «Кресс – салат»? Отведем комнату под зимний сад и посадим там полезное растение.
Рисуя, пусть схематично, старайтесь одновременно представлять, как это могло бы быть в действительности.
«Десять плюс десять». Возьмите любое существительное и напишите в столбик 10 прилагательных, которые к нему подходят.
Например, «шляпа – большая, зеленая, теплая, модная, красивая и т. д.». Это легко. А вот теперь попробуйте написать в другой столбик десять прилагательных, которые этому существительному не подходят. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Та же шляпа не может быть, скажем, кислой. … Старайтесь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия (например, если вы написали «желтый», можете считать, что с цветовой гаммой покончено).
« И это называется…» Упражнение можно повторять несколько раз в день. Каждый раз, когда ваше внимание привлекает что-либо, вообразите, будто видите это на картине. А теперь придумайте картине подходящее название. Можно короткое, можно развернутое. Главное, чтобы оно понравилось вам самим.
Например, «Вид из окна, когда у меня плохое настроение» и т. д.
Упражнения для развития творческого восприятия
Помогают ученику раскрыть свои возможности и найти личный путь творческого развития.
Упражнение «На одну букву». Учитель считает до тридцати, дети в это время находят и запоминают все предметы в классе, название которых начинается, например, с буквы «С».
Упражнение «На несколько букв». Необходимо определить характеристики представленного предмета, начинающиеся на три выбранные буквы.
Упражнение «Переключение внимания». Ученики рассматривают предмет в руке, по команде переводят взгляд на стену. Затем опять – на предмет в руке, стараясь продолжать ход своих мыслей с того же места, где остановились, а не сначала. Промежутки между командами постепенно сокращаются от минуты до нескольких секунд.
«Что нового?» Проверяя степень развития наблюдательности и одновременно снимая напряжение, учитель спрашивает у учеников в начале урока: «Что нового вы заметили сегодня в нашем классе?».
«Метафоры». Учитель спрашивает, что видят ученики при слове «гаснуть». Это упражнение можно выполнять письменно.
«Наполнение слов». Ученики пытаются понять, на что похоже то или иное слово, что оно им напоминает, какое оно. Раскрывая образный смысл слов, добиваются того, что слово становится наполненным, оживает в воображении.
« Цепочка ассоциаций». Оттолкнувшись от какого – либо слова, отыскиваем ассоциации, которое оно вызывает, потом ассоциации, которые вызывает одно из возникших слов.
«Рассказ по картинкам». Предложите ребенку придумать рассказ, используя ряд картинок. Пусть он предложит продолжение рассказа. Усложните это задание, добавив ряд иллюстраций, на первый взгляд, не связанных между собой.
«Составь комикс». Попросите ребенка составить комикс. Для этого можно использовать готовые картинки или придумать самим и нарисовать их.
«Музыка». Ребенку предлагается прослушать музыку. Затем ему дают четыре краски: красную, зеленую, синюю, желтую. Используя эти краски, ребенок должен изобразить услышанную музыку и озаглавить рисунок.
«Неоконченный рисунок». Ребенку предлагается ряд кружочков (линий, квадратиков, крестиков и т. д.). Его задача – каждому кружочку придумать, используя различные элементы, какой – либо образ. Повторяться нельзя.
«Придумай название». Необходимо придумать как можно больше названий для рассказа, сказки или рисунка. Можно использовать для названий пословицы, поговорки, крылатые фразы.
«Рифмоплет». Сначала предложите ребенку придумать слова, окончания которых звучали бы одинаково (палка – галка); затем - сочинить двустишия на заданные рифмы; потом подобрать рифму и закончить заданные двустишья. В завершение игры можно попросить ребенка сочинить стихотворение неограниченной длины, используя как можно больше необработанных рифм.
«Архимед». Предложите ребенку для решения ряд проблем, его задача – найти как можно больше решений. Проблемы могут быть такими: «Как вырастить пальму возле дома? Как развести сад на луне? Как сосчитать все звезды? Как приготовить машину для приготовления уроков?».
Приложение 1
ВОЛОСАТАЯ БУЛОЧКА
Все мальчишки в нашем классе любили играть в футбол и в кепсы. Все любили уроки физкультуры и компьютерные «стрелялки».
Но Влад не любил ни «стрелялки», ни футбол, ни кепсы.
Он любил читать энциклопедии, рассуждать о Вселенной, придумывать шифры и неведомые языки. Но больше всего на свете он любил МАТЕМАТИКУ. Он мог часами, учась в 7-м классе, решать уравнения из учебника для студентов 1 -го курса университета.
Он с упоением рассказывал о новой формуле, которую ему удалось вывести.
Но вот на уроках алгебры и геометрии все его упоение куда-то девалось... Он решал примеры, но получал за их решение только «3» или даже «2», потому что, по словам Лидии Петровны, «все делал не так». Когда он пылко пытался доказать учителю, что его решение проще и красивее, его называли «невоспитанным хамом». Когда он просто молчал, скрипя зубами (он с трудом сдерживал возмущение), его называли «упрямым ослом». Когда он пропускал уроки, его отчитывали за прогулы, вызывали на педсовет и грозили выгнать из школы. И даже когда Влад стал победителем городской олимпиады по математике, учительница вместо поздравлений и исправления оценки в школьном журнале (у него уже стояла «двойка» в четверти по алгебре) стала еще больше его притеснять.
Однажды Влад по, обыкновению, опоздал на урок. Он с трудом ходил, поскольку с самого детства довольно сильно прихрамывал. И всегда старался прижаться к стенке, когда лавина школяров неслась со звуками звонка на урок по коридорам. В результате он сам оказывался в классе далеко не всегда вовремя.
В этот раз он вошел, запыхавшись, в класс, держа в руках купленную в буфете булочку, извинился и направился к своему месту.
Учительница спросила его, какие важные дела не позволили ему прийти без опоздания. Влад честно сказал, что стоял в очереди в столовой за булочкой.
Учительница, онемев от такого «глупого» оправдания, резко подошла к нему вплотную и спросила: «Ты что, БОЛЬНОЙ? Ты в школу ходишь учиться, а не есть булочки!»
При слове «БОЛЬНОЙ» Влад побледнел, приблизился еще ближе к учительнице и выкрикнул: «Да, больной, больной, больной!»
Он уже топал ногами, слезы катились по щекам. Булочка, которую он мял в руках, выпала и покатилась по полу.
Он поднял ее и стал очищать от налипшего мусора.
Класс молчал...
И в тишине учительница громко и отчетливо сказала: «Садись, Булочка. Волосатая Булочка!»
Влад схватил стул, замахнулся на учителя, но бросил его с грохотом и, хромая больше обычного, выскочил из класса.
И тут другой мальчишка, выдумщик и весельчак Вовка, вскочил зачем-то на парту и, не выбирая слов и выражений, в исступлении закричал: «Он не булочка, не волосатая булочка, он умный, вы, все учителя, мизинца его не стоите. Это ВЫ ВСЕ ВОЛОСАТЫЕ БУЛОЧКИ!!!»
На педсовет пришли все: Влад, Вовка. И их заплаканные мамы.
Мама Вовы