Методические рекомендации.Методика Карта одаренности(А.И.Савенкова)


Методика «Карта одаренности» (А. И. Савенков)
Инструкция: «Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
(++) – если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;
(+) – свойство заметно выражено , но проявляется непостоянно;
(0) – оцениваемое и противоположенное свойство личности выражены не четко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
(-) – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположенное оцениваемому.
Если вы затрудняетесь дать оценку какому-то качеству, потому что у вас нет для этого сведений, оставьте соответствующую вопросу клетку в бланке ответов пустой.
Лист вопросов:
1.Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
2.Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные оригинальные решения.
3.Учиться новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
4.В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
5.Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
6.Любит сочинять рассказы или стихи.
7.Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного или других.
8.Интересуется механизмами и машинами.
9.Инициативен в общении со сверстниками.
10.Энергичен , производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
11.Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
12.Не боится новых попыток, всегда стремиться проверить новую идею.
13.Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, чтобы запомнить, когда видит хорошую картину, слышит музыку. 14.Становится вдумчивым и очень серьезным у, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
15.Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
16.Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
17.Интересуется актерской игрой.
18.Может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.
19.Сохраняете уверенность в окружении большого количества незнакомых людей.
20.Любит участвовать в спортивных играх и соревнованиях.
21.Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
22.Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и др. вещи).
23.Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не заноют.
24.Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
25.Хорошо поет.
26.Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
27.Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
28.Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
29.Легко общается с детьми и взрослыми.
30.Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
31.Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
32.Способен увлечься , уйти «с головой» в интересующее его занятие.
33.Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен был бы учится в более старшем классе, чем учиться сейчас.
34.Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домов на игровой площадке.
35.В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии, чувств.
36.Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
37.Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
38.Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
39.Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
40.Бегает быстрее всех в классе.
41.Любит решать трудные задачи, требующие умственного усилия.
42.Способен по разному подойти к одной и той же проблеме.
43.Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
44.Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
45.Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, гида можно слушать музыку.
46.Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния главных героев, их переживания, чувства.
47.Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
48.Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
49.Часто руководит играми и занятиями других детей.
50.Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
51.Наблюдателен , любит анализировать события и явления.
52.Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
53.Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или два.
54.Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроения.
55.Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
56.Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники) , и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
57.Стремиться вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем- то с увлечением рассказывает.
58.Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
59.Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
60.Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
61.Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
62.Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанные варианты.
63.Умеет делать выводы и обобщения.
64.Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
65.В пении и музыке стремится выразить вои чувства и настроение.
66.Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
67.С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные состояния.
68.Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных проектов (модели летательных аппаратов, автомобили, корабли)
69.Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
70.Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх.
71.Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
72.Продуктивен , чем бы не занимался, способен предложить большое количество самых разнообразных идей и решений.
73.В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и т.д.)
74.Может высказывать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
75.Сочиняет собственные оригинальные мелодии.
76.Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
77.Любит игры- драматизации.
78.Быстро и легко осваивает компьютер.
79.Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
80.Физически выносливее сверстников.
Обработка результатов:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60
61 62 63 64 65 66 67 68 69 70
71 72 73 74 75 76 77 78 79 80
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные баллы характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:
1.Интеллектуальная;
2.Творческая;
3.Академическая;
4.Художественно-изобразительная;
5.Музыкальная;
6.Литературная;
7.Артистическая;
8.Техническая;
9.Лидерская;
10.Спортивная.
Для наглядности можно построить «профиль одаренности».
Методика «Карта одаренности» (А. И. Савенков)
Профиль одаренности------------------------------------------------------------ Виды одаренности:
1. Интеллектуальная; 6. Литературная;
2. Творческая; 7. Артистическая;
3.Академическая; 8. Техническая;
4.Художественнщ-изобразительная; 9.Лидерская;
5. Музыкальная 10.Спортивная.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60
61 62 63 64 65 66 67 68 69 70
71 72 73 74 75 76 77 78 79 80
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10