Сеял ли ветер Александр III?

«Сеял ли ветер Александр III?»
Класс: 11а (группа филологического и социально – гуманитарного профилей)
Технология проблемного обучения.

Цели урока:
Обобщить знания учащихся по теме «Внутренняя политика Александра III».
Продолжить развитие познавательных и творческих способностей учащихся.
Продолжить формирование метапредметных учебных умений (регулятивных, познавательных).
Способствовать осмыслению учащимися такого нравственного понятия как «ответственность».

Методы и приёмы:
Решение познавательных задач:
- проблемных – активизация самостоятельной деятельности учащихся по разрешению проблемных ситуаций, в результате чего происходит творческое овладение специальными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей; решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закономерность;
- логических – активизация абстрактно – логического мышления, формирование умений осмысливать сущность фактического материала.
2. Эвристическая беседа (развитие умения на основе уже имеющихся знаний, наблюдений, личного жизненного опыта подходить к новым понятиям, выводам и правилам, отвечая на специально поставленные учителем вопросы).
3. Рефлексия (составление синквейна).

Сегодня мы с вами продолжим разговор о правлении Александра III, сосредоточив своё внимание на некоторых аспектах его внутренней политики. Содержание этих аспектов, направление нашего сегодняшнего разговора я предлагаю определить совместно.

Я предлагаю вам следующую информацию: (слайд 1). Перед вами – изображение памятника Александру III, созданного скульптором – самоучкой Паоло Трубецким и установленного в Петербурге перед Московским вокзалом в 1909 году (слайд 2). Вскоре после появления памятника появились и комментарии (слайд 3):
На площади стоит комод,
На комоде – бегемот,
На бегемоте - обормот,
На обормоте - шапка.

Почти одновременно известный политический деятель В. Шульгин (слайд 4) писал об Александре III: «Принимая престол, которого он не желал, он сказал себе тихонько: «Не Боги горшки лепят» Потомки наши поставят на могиле Александра Третьего глиняный горшок. В нём будет вода, как слеза дождя. И в этой воде неумирающая красота скромной природы – трёхцветная, как знамя России: белые ромашки, синие васильки и красные маки. На этой глиняной вазе надпись золотом: «Царю – миротворцу от русских матерей». Он никогда не воевал. Он гнул железные подковы и проложил путь от Балтийского моря до Тихого океана Этому царю поставили памятник с надписью: «Создатель Великого Сибирского пути». И царь на памятнике одет не в порфиру, а в форму кондуктора железной дороги».

- Какую проблему поднимает приведённая информация? (неоднозначность, противоречивость оценки исторического деятеля).

- Почему возникает неоднозначность оценки? (причина – противоречивость проводимой политики).
-Как вы считаете, на какие вопросы можно и нужно дать ответ, рассматривая противоречивую политику? (причины проведения, проявление политики, последствия).

Прежде чем задать следующий вопрос, я познакомлю вас с высказыванием Г.В. Плеханова (слайд 5): ««Целых 13 лет Александр III сеял ветер. Его наследнику предстоит сделать всё, чтобы буря не разразилась».

- Что подразумевал Плеханов под «ветром» и «бурей»? (волнения, социальную напряжённость, революцию).

- Отталкиваясь от высказывания Г.В. Плеханова, сформулируйте основной вопрос, на который мы должны ответить, говоря о противоречивости политики Александра III? (каковы последствия? Или «сеял ли ветер Александр III?).

Именно так мы и сформулируем основную проблему сегодняшнего занятия (слайд 6).

Для решения главной задачи нам необходимо проанализировать определённую информацию. Ваша задача – определить, проявлением каких событий, процессов, являются предложенные фрагменты; определить, о чём идёт речь (слайды 7 – 10).

Материал, представленный на слайдах:
Часть1.
1. Проанализируйте данные таблиц и определите, проявления какого процесса иллюстрируют эти данные.
1.1.Состояние российской промышленности в 70-90-е г.г. 19 в.
Показатели
1877 год
1897 год

Добыча каменного угля (млн. пудов)
11
684

Добыча нефти
13
478

Выплавка чугуна
23
113

Выплавка стали
3
74

Производство железа
16
30


1.2. Численность наемных рабочих
Год
Количество рабочих

1861
Около 3 млн.

1897
Около 10 млн.


1.3. Состояние машиностроения
Год
Количество предприятий
Количество рабочих, занятых в отрасли (тыс. чел.)

1861
100
12,5

1897
680
120


1.4. Протяженность железных дорог
Год
Протяженность (тыс. вёрст)

1860
1,5

1871
10

1881
21

1891
28




(Ответ обучающихся: анализ информации позволяет говорить о процессе индустриализации, модернизации, развитии капиталистических отношений).

2. Из воспоминаний Б.Н. Чичерина «Земство и Московская дума» (слайд 11).
«Лишение университетов всяких корпоративных прав не имело ни теоретического, ни практического оправдания После разгрома университетов дошла очередь до местного управления Место выбранных непременных членов заступили назначаемые и увольняемые правительством земские начальники В первый раз бюрократия внедрялась в самое сердце уезда и забирала все местное управление в свои руки. Наконец, с довершением этой ломки мировые суды были уничтожены»

(Ответ обучающихся: 1) университетская контрреформа1884 г.; 2) ограничение земского и городского самоуправления: 1889 г. – введение института земских участковых начальников, 1890 г. – Положение о губернских и уездных земских учреждениях; 3) судебная контрреформа: ликвидация мировых судов. Все эти мероприятия способствовали усилению роли дворянства, сословности, увеличению роли государства в политической жизни страны).

3. Какое мероприятие внутренней политики Александра III В.И. Ленин мог оценить следующим образом (слайд 12): «Помещичья монархия Александра III пыталась опереться на «патриархальную» деревню и на «патриархальность» вообще в русской жизни»?

(Ответ обучающихся: 1893 г. – указ об укреплении общины, что способствовало консервации некоторых патриархальных элементов в жизни русской деревни).

Соотнесите полученную информацию, выводы и мнение современного историка Ю. Соловьева и определите, о каких направлениях проводимой политики идёт речь (слайд 13): «Вся система самодержавия сверху донизу раскалывалась сосуществованием этих двух взаимоисключающих главных направлений в проводимой политике. Отныне герб самодержавия – туловище о двух головах, глядящих в противоположные стороны, - приобретает вполне вещественное и роковое для самодержавия значение».

(Ответ обучающихся: взаимоисключающие направления – модернизация в экономике и укрепление докапиталистических отношений в политической сфере, патриархальных начал в деревне, укрепление сословности).

- О столкновении каких двух типов общества можно говорить в данном случае? (традиционного и индустриального).

- Какими могли быть последствия подобной политики? (перекосы в развитии различных сфер жизни общества, непропорциональность развития, что способствовало обострению проблем).

Сейчас я предложу вам информацию, которая покажется вам, как минимум, необычной. Все мы знаем, кто такой В.И. Ленин и как он относился к Александру III. Ленин пишет: «в России не было эпохи, про которую бы до такой степени можно было сказать: «наступила очередь мысли и разума», как про эпоху Александра III». В чём причина такой оценки периода правления Александра III? (это время зарождения марксизма).

Для проверки нашего предположения вновь обратимся к Ленину (слайд 14): «Именно в эту эпоху всего интенсивнее работала русская революционная мысль, создав основы социал – демократического миросозерцания». А мы добавим: революционная мысль повернула от народничества к марксизму. Действительно, марксизм, социал – демократия, организованное рабочее движение вскоре станут существенным фактором российской истории и в итоге приведут к революционным вихрям, которые закрутят Россию.

- Можем ли мы теперь дать ответ на поставленную в начале урока проблему? Каков этот ответ? (обучающиеся отмечают правоту Г.В. Плеханова, аргументируют свой ответ).

- На ваш взгляд, должен ли руководитель государства просчитывать последствия своей политики? (конечно, ведь на нём лежит ответственность за судьбу государства, народа; ради этого он должен даже поступаться своими идеологическими установками).

Теперь всю добытую на занятии информацию обобщите в синквейне. (Обучающиеся работают над составлением синквейна по теме занятия, затем читают их).

- Как вы считаете, рассмотрение каких вопросов, проблем стало бы логическим продолжением нашего сегодняшнего разговора на следующем уроке? (реформы и конрреформы в России, что сделал Николай II для нормализации ситуации в России, понимал ли он необходимость изменений и др.).

Домашнее задание (слайд 15): аргументировано докажите или опровергните суждение политолога А.Л. Янова: «Сущность русской истории состоит в борьбе реформы против контрреформы».








15