Доклад на тему Творческая образовательная среда школьников как средство развития одаренности (на МО)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Антипаютинская школа-интернат среднего общего образования





Выступление на МО
педагога дополнительного образования

«Творческая образовательная среда
школьников как средство развития одаренности»










Приготовила:
Хабибуллина Анна Анатольевна
педагог дополнительного образования



с. Антипаюта, 2016 г

«Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».

Повышенный творческий потенциал одаренного ребенка естественным образом указывает нам тот путь, по которому необходимо идти, чтобы построить адекватную методику обучения таких учащихся. Творческое обучение в противовес «репродуктивному» основано на мышлении «без образца» и предполагает собственную активность ребенка по выявлению проблемы, постановке задачи, поиску и осуществлению ее решения. Более того, спонтанное творческое поведение, ярко проявляемое в исследовательской активности маленьких детей, высокая любознательность и творческое отношение к действительности являются характерной, можно сказать естественной формой познания для всех здоровых детей раннего и дошкольного возраста. Эта первая и естественная форма научения и является формой творческого обучения. Удивительно, что потребность в новизне, любознательность, стремление к исследованиям и знаниям являются врожденными для каждого здорового ребенка. Но еще более удивителен тот факт, с какой легкостью все это теряется в школьном возрасте. Этот факт, подмеченный уже в XVII веке, привел целый ряд философов, педагогов и психологов к мысли о том, что главная задача обучения в школе и за ее пределами - поддержание и сохранение исследовательских и творческих склонностей ребенка. С другой стороны, творческое обучение явно не может рассматриваться как привилегия одаренных и талантливых детей, а является идеалом, к которому должна стремиться система образования.
Идея творческого обучения привела к созданию различных моделей такого обучения. Каждая такая модель представляет собой определенную схему достижения конечной цели - творческой реализации личности. Во всех моделях заключительным этапом, как правило, является вовлечение учащегося в постановку и решение реальных, им же выношенных проблем, иными словами развитие и осуществление способности к самостоятельной творческой работе в той или другой области.
Одна из главных особенностей творчества состоит в том, что его нельзя специально организовать. Акт творчества происходит непредсказуемо. Однако, не имея возможности повлиять на творчество непосредственно, мы можем создать благоприятные условия для его возникновения, организовать психолого-педагогическую среду, в которой вероятность возникновения творческих проявлений у учащихся существенно возрастает. Поэтому главной задачей образовательного учреждения является создание в своих стенах творческой среды, в которой инициируется и развивается творческая деятельность учащихся как механизм развития личности.
В настоящее время наибольшие возможности для реализации обучения, основанного на исследовательской деятельности учащихся, предоставляет система дополнительного образования. По мнению А.Г. Асмолова, роль дополнительного образования совершенно уникальна. Во-первых, отмечает он, дополнительное образование - это образование, занятое расширением экологии детства. Во-вторых, дополнительное образование это «образование возможности быть», возможности быть личностью.
Принципиальное отличие дополнительного образования заключается в том, что благодаря отсутствию жестких стандартов работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности и цели обучения в средство развития способностей учащихся - телесных, познавательных, личностных, духовно-нравственных. Целью в этом случае становится создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся проявить заложенное в нем от природы творческое начало, т.е. обрести способность быть субъектом своего развития.
Учитывая разнообразие социальных, образовательных и психологических функций дополнительного образования, цели проектирования и моделирования образовательной среды в УДО предполагают, с одной стороны, определение вместе с целями собственно обучения целей социализации. В последнем случае речь идет о формировании у учащегося способности быть субъектом (носителем) тех способов и тех видов деятельности, которые необходимы ему для успешного вхождения и активной жизни в современном обществе. Соответственно, целями дополнительного образования являются:
- передача учащимся знаний-умений-навыков, соответствующих их интересам и склонностям, т.е. формирования субъекта общих знаний- умений-навыков;
- развитие у учащихся специальных способностей, соответствующих определенным видам культурно-исторических видов человеческой деятельности, т.е. формирование субъекта предметно-специализированных знаний-умений-навыков;
- развитие у учащихся способностей, которые соответствуют типу деятельности, ведущему для данного возраста, т.е. формирование субъекта деятельности ведущего типа (игровой, учебной, общения, допрофессиональной подготовки);
- создание образовательных условий (системы возможностей), необходимых учащимся для проявления своих потенциальных возможностей, развития их склонностей, интересов и способностей в разных сферах деятельности человека, т.е. формирования субъекта своего развития (физического, интеллектуального, личностного, социального).
Поддержка детского творчества выступает как мощное средство развития личности. В процессе такого образования неисчерпаемы возможности создания благоприятных условий для развития способностей и талантов каждого ребенка. Но для того, чтобы процесс был эффективным, целенаправленным, нужно уметь определять приоритеты и соотносить образовательный процесс с выбранными целями. Методика и технология обучения должны подбираться индивидуально для каждого ребёнка, характер и содержание взаимодействия педагогов и учащихся должны носить естественный, доверительный оттенок.
В процессе наших занятий кружка «Страна мастеров», я направляю творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
В результате обучения в кружке предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.
Проверка усвоения знаний и умений производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.

уђ Заголовок 115