План-конспект урока по обществознанию на тему Социальная мобильность
конспект открытого урока.
Тема: «Социальная мобильность»
Цели урока:
Образовательная - познакомить учащихся с понятием социальная мобильность, усвоить типы социальной мобильности, узнать причины и «лифты» социальной мобильности;
Развивающая - содействовать развитию умения критически мыслить, выделять главное, сравнивать, систематизировать, развивать воображение, публично излагать свои мысли;
Воспитательная - воспитание самостоятельности, умения искать и находить материал необходимый для принятия собственных решений, умение применять полученные знания на практике.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: Учебник для 11 классов А. И. Кравченко Обществознание; раздаточный материал.
Основные понятия: социальная мобильность, социальный статус, вертикальная мобильность, горизонтальная мобильность, каналы социальной мобильности.
Ход урока:
I. Организационный момент. Вступительное слово учителя.
II. Проверка знаний и умений учащихся.
На прошлом уроке мы изучили тему «Социальная стратификация».
Фронтальный опрос:
Что такое социальная стратификация? (Это то же самое, что социальное расслоение.)
Назовите исторические типы стратификации. (Рабство, каста, сословие – закрытое общество; классы – открытое общество).
Охарактеризуйте каждый из них. В чём разница между закрытым и открытым обществом.
Какое классовое деление вам знакомо?
В газетах пишут о том, что в некоторых современных странах существует рабство. Приводятся реальные судьбы и условия содержания рабов. Как вы думаете, в чём сходство и в чём различие античного и современного рабства?
III. Подведение учащихся к изучению новой темы.
Только человек сопротивляется направлению гравитации:
ему постоянно хочется падать вверх.
Фридрих Ницше
Да, вся наша жизнь это движение вперёд, к цели. Ребята, а какие цели перед собой ставите вы?
Каждый из вас хочет быть успешным, состоявшимся в жизни человеком. Как же этого добиться?
Пожалуй, полностью готовых рецептов нет, но сегодня на уроке мы с вами попытаемся ответить на очень важные вопросы: Что помогает человеку занять более высокую социальную позицию в обществе? Найти своё призвание, стать успешным?
И наша сегодняшняя тема: «Социальная мобильность».
IV. Изучение новой темы.
Прежде всего давайте ответим на вопрос, что означает термин «мобильный»?
MOBILIS – в переводе с латинского означает «подвижный».
Социальная мобильность это изменение индивидом или группой своей социальной позиции в социальном пространстве. В научный оборот понятие было введено П. Сорокиным в 1927 г. Он выделил два основных типа мобильности: горизонтальную и вертикальную.
(Стенд «Тиры социальной мобильности»)
Горизонтальная мобильность это переход индивида от одной социальной позиции к другой, находящейся на одном и том же уровне. Примером может служить перемещение из одного гражданства в другое, из одной профессии в другую, имеющую в обществе сходный статус. К разновидностям горизонтальной мобильности часто относят мобильность географическую, которая подразумевает перемещение из одного места в другое при сохранении имеющегося статуса (переезд на другое место жительства, туризм и т.п.). Территориальная, религиозная, семейная, политическая.
Вертикальная мобильность предполагает совокупность социальных перемещений, которая сопровождается повышением или понижением социального статуса индивида. В з
·ависимости от направления перемещения различают восходящую восходящую мобильность (социальный подъем) и нисходящую мобильность (социальное падение).
Вертикальная мобильность может быть групповой и индивидуальной.
Питирим Сорокин сравнивал индивидуальную нисходящую мобильность с падением человека с корабля, а групповую нисходящую мобильность – с кораблём, затонувшим со всеми, находящимися на борту.
Групповая мобильность имеет место в случае, когда перемещения совершаются коллективно, и целые классы, социальные слои изменяют свой статус. Чаще всего это случается в периоды кардинальных изменений в обществе, например социальных революций, гражданских или межгосударственных войн, военных переворотов, смены политических режимов и т.п. Индивидуальная мобильность означает социальное перемещение конкретного человека и связана прежде всего с достигаемыми статусами.
Талантливые личности рождаются во всех социальных слоях и классах. Если не существует барьеров для социального достижения, можно ожидать большую социальную мобильность, когда некоторые люди быстро поднимаются и получают высокий статус.
Как вы думаете, что может способствовать индивидуальной восходящей мобильности?
Пути и механизмы, позволяющие людям подниматься наверх, называются каналами (лифтами) социальной мобильности.
Каналами социальной мобильности могут выступать: школа, образование в целом, семья, профессиональные организации, армия, политические партии и организации, церковь. Эти социальные институты служат механизмами отбора и селекции индивидов, поставляя их в нужный социальный слой. Безусловно, в современном обществе особое значение приобретает образование, институты которого выполняют функцию своеобразного «социального лифта», обеспечивающего вертикальную мобильность.
Но есть две группы населения, которые выпадают из относительно устойчивой социальной структуры общества – это люмпены и маргиналы. На эти темы нам студенты подготовили доклады.
(Выступление докладчиков).
Вопрос. Как вы думаете, в чём опасность люмпенизации населения?
Каковы причины этого процесса в нашей стране?
V. Первичное повторение о обобщение пройденного материала.
Задача.
После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил в университет. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учёбы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия.
Вопрос: 1. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет?
2. Какие факторы сыграли здесь решающую роль?
Ответ: 1. Процесс – вертикальная восходящая социальная мобильность.
2. Факторы – получение образования, брак с лицом более высокого статусного слоя.
VI. Обобщение пройденного материала.
Для закрепления понятия «социальная мобильность» выполните тест, который лежит у вас на столах.
VII. Итоги урока. Выставление оценок.
15