Конспект открытого урока по русскому языку на тему Словообразование (6 класс)


Тема урока: Закрепление темы «Словообразование».
Цель урока:
Обучающая: обобщить и углубить полученные знания о словообразовании; закрепить умение делать разбор слова по составу и словообразовательный разбор; формировать навыки самостоятельной работы учащихся; учить применять полученные на предыдущих уроках знания при выполнении практических заданий.
Развивающая: развивать и совершенствовать орфографическую зоркость; развивать речь, мышление учащихся; обогащать словарный запас.
Воспитывающая: воспитывать любовь и уважение к русскому языку, бережное отношение к слову. Продолжить формирование умения работать в коллективе, принимать совместное решение, оценивать свою работу и работу товарищей.
Тип урока: урок – обобщение.
Вид урока: комбинированный.
Методы урока: монологический, диалогический, исследовательский, наглядный, словесный, интерактивный, частично – поисковый, практический.Межпредметная связь: информатика, физическая культура.
Применение 7 модулей:
Новые подходы в преподавании и обучении
Оценивание для обучения и оценивание обучения
Использование ИКТ в преподавании и обучении
Оборудование: интерактивная доска, презентация Power Point, флипчарты.
Прогнозируемый результат: формировать всесторонне развитую конкурентоспособную личность, владеющую знаниями о словообразовании.
План урока:
I.Организационный момент.Приветствие учащихся, проверить посещаемость.
II. Психологический настрой к уроку.
III.Сообщение темы и цели урока.IV.Актуализация знаний. «Великолепная семёрка».
V. Обобщение и систематизация знаний изученного материала.1. Игра «Составь слово»
2. Разгадывание загадки
3. Задание по группам
4. Игра «Третий лишний»
5. Физминутка6. Задание на флипчарте7. Задание на взаимопроверку
VI. Подведение итогов урока.
Тест
VII. Рефлексия.
VIII. Комментирование оценок.
IX. Домашнее задание.
Ход урока
I.Организационный момент.Здравствуйте, ребята! Садитесь. Кто сегодня отсутствует на уроке?
II. Психологический настрой к уроку.
Всем, всем - добрый день! Прочь с дороги, злая лень! Не мешай учиться, Не мешай трудиться!
Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно.
III.Сообщение темы и цели урока. И начать сегодняшний урок я хочу с эпиграфа.
Слово делится на части,
             Ах, какое это счастье!
              Может каждый грамотей                                                                                   Делать слово из частей.
(На сцену выходят Приставка, Суффикс, Окончание, Корень спорят между собой)
Приставка: Я в слове самая главная.
Окончание: Это почему, ты главная, тебя иногда в слове вообще не бывает. Нет, главный я, я, я! (Бьет себя в грудь.)
(Выходит суффикс. Кричит издалека.)Суффикс: Ни приставка, ни окончание в слове не главные, так как не всегда бываете в слове, так же как и я. Ребята, кто же имеет особое место?
(Появляется Корень)
Корень: Я то знаю, как может измениться слово, если неправильно выделен корень.
В любом слове непременноЕсли корня в слове нет.Чепуха мгновенно!
Что же делать, ребята? Давайте же поможем нашим друзьям разрешить спор, и вот как раз пришло время проверить, как наши участники знают состав слова. Но вначале попробуем определить цель нашего урока. Сформулируйте каждый для себя цель урока.
Правильно, ребята, сегодня мы с вами завершаем изучение большого раздела – словообразование, и цель нашего урока – повторить основные способы словообразования, уметь делать разбор слова по составу и словообразовательный разбор.
А сейчас мы должны с вами разделиться на группы: вот из этого цилиндра вы должны вытащить разноцветные ленточки – красные, синие, зелёные. Красные собираются в одну группу, синие – в другую и зелёные – в третью.
IV.Актуализация знаний. «Великолепная семёрка».
Чтобы сконцентрировать наше внимание к уроку, проведём с вами разминку для ума, которая называется «Великолепная семёрка».

За этими номерами спрятаны вопросы, на которые вы должны быстро и грамотно ответить:
1). Что такое словообразование? (раздел науки о языке, который изучает способы образования слов).
2). Что такое морфемика? (раздел науки о языке, который изучает строение слов).
3). Что такое корень? (главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов).
4). Что такое приставка? (часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов).
5). Что такое суффикс? (часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов).
6). Что такое окончание? (изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении).
7). Что такое основа? (часть слова без окончания).
V. Обобщение и систематизация знаний изученного материала.А теперь, ребята, давайте вспомним способы образования слов. Какие вы знаете способы образования слов?
приставочный
суффиксальный
приставочно-суффиксальный
сложение (основ или целых слов)
сложение сокращенных основ

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Составь слово». Условие игры – нужно сконструировать слова с помощью отдельных морфем. Открываем тетради, записываем сегодняшнее число и выполняем это упражнение письменно. Какая группа первая запишет слово, поднимает руку и даёт полный ответ.
Выделите морфемы в словах.
От глагола понёс взять приставку,
от глагола дарить корень,
от существительного кружок суффикс.
Какое слово получилось?  (подарок)
От глагола побелел взять корень,
от прилагательного маленький суффикс,
от прилагательного синий окончание (беленький)
От глагола пришёл взять приставку,
от глагола улетел взять корень,
от глагола бежит окончание (прилетит)
В следующем задании попробуем забить шайбу в ворота, разгадайте загадки, отгадаете, значит шайба забита. При ответе объясните способ образования отгадки, то есть слова.
2664460-212090Закручу, зажурчу,  В небеса улечу.
(Самолет)
Висит немая,Бранит лентяя(Стенгазета)
Всем поможет,Всех спасетЧеловек в халатеНо уколы больше любитСтавить нам в палате.
(Медсестра)
Мойдодыру я родня,Отверни, открой меня,И холодною водоюЖиво я тебя умою.
(Водопровод)
Другое задание по группам:
Вы должны сделать словообразовательный разбор слов и определить, какими способами они образуются. Можно совещаться, но так, чтобы не мешать своим товарищам. Какая группа готова, поднимает руку.
Развесёлый ← весёлый (приставочный способ)
Овражек ← овраг (суффиксальный)
Подсвечник ← свеча (приставочно-суффиксальный)
Бег← бегать (бессуффиксный)
Лесовоз ← лес возит (сложение основ)
Продтовары ← продуктовые товары (сложносокращённое слово)
Игра «Третий лишний». Найдите в каждой группе слово, не являющееся однокоренным.
Рисунок, рисовать, рисовая (каша).
Водитель, вода, водить.
Запах, пахать, пахарь.
Море, измор, морской (берег).
Правильные ответы: (рисовая, вода, запах, измор.)
Электронная физминутка:

Отдохнули, продолжим работу дальше.
Разберите слова по составу: малинка, ягодный, самовар, подорожник, стрелочка, русский.
Сгруппируйте слова в соответствии со способами словообразования (задание на флипчарте):
Сельский, подводный, отбежать, отголосок, соавтор, приехать, переговорить, студентка, синеватый, подберёзовик, ельник, жемчужина, распевать, учительница.Приставочный: ______________________________________________________
Суффиксальный: _____________________________________________________
Приставочно-суффиксальный: ________________________________________
Задание на взаимопроверку:
(Ученики заполняют карточки “Запиши правильный ответ”).
№ Вопрос Ответ
1 Часть слова, которая служит для образования формы слова, называется –  
2 Какое окончание в слове “договорилась” ? 
3 Какой корень в слове “досрочный” ?4 Какое окончание в слове “видел” ?       5 С помощью какого суффикса образовано слово “охотник” ?        6 Какой корень в слове “маленький” ?7 Слово белизна образовано _______________ способом 8 Каким способом образовано слово “героизм” ?        - Передайте друг другу свои листочки, проверьте друг друга. Внимание на экран: поставьте оценку – (нет ошибок -5; за 1-2 ошибки –4; за 3 –3, больше –2).
А теперь, давайте вместе проверим, а вы проверьте друг у друга и выставьте оценки.
– Поднимите руку, кто написал на 5; на 4; на 3.
VI. Подведение итогов урока.
Опять внимание на экран, отвечаем на вопросы теста. Если ответили неправильно, тут же находим правильный ответ, и выполняем работу над ошибками.
Вопрос №1: Что изучает словообразование?
способы образования словчасти речичасти словзвуки речи
Вопрос №2: Образование нового слова с помощью суффикса:
приставочный способсуффиксальный способбессуффиксныйсложение основ
Вопрос №3: Образование нового слова с помощью приставки:
суффиксальный способприставочно-суффиксальный способприставочный способбессуффиксный способ
Вопрос №4: Образование нового слова с помощью одновременного прибавления приставки и суффикса:
приставочный способсуффиксальный способприставочно-суффиксальный способбессуффиксный способ
Вопрос №5: Укажите слово, образованное суффиксальным способом:
сбежатьподберёзовикберёзовыйпрогулять
Вопрос №6: Укажите слово, образованное приставочным способом:
унестиподосиновикмостикзимний
Вопрос №7: Укажите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом:
прогулятьпотрястисвязатьподделка
Вопрос №8: Укажите слово, образованное сложением основ:
газопроводподосиновикподберёзовикподлесок
Вопрос №9: Укажите способ образования слова смешной:
приставочный суффиксальныйприставочно-суффиксальный бессуффиксный
Вопрос №10: Укажите способ образования слова обход:
4429760812165приставочныйсуффиксальныйприставочно-суффиксальный бессуффиксный
VII. Рефлексия: (Яблоня, яблоки, листья, цветы.)
- Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.
Если урок для вас прошел интересно, прикрепите к дереву плоды – яблоки.
Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.
Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки.
VIII. Комментирование оценок.
IX. Домашнее задание:
прочитать слова:
пр..ятно,   пр..рода,  пр..спокойно,  пр..шли,  пр..ветливо, пр..чудливыеназвать те, которые образованы приставочным способом, вставить пропущенные буквы, объяснить.
Написать сочинение-миниатюру на тему «Прогулка по зимнему лесу», используя все записанные слова.