Доклад на тему «Музей – центр нравственного и патриотического воспитания.»
Министерство образования и науки РФ
Бай-Талская средняя школа
Доклад на тему
«Музей – центр нравственного и патриотического воспитания.»Очур-оол Алдынай Юрьевна
Август 2010г.
Слово «музей» происходит от греческого musеiоn и латинского museum – храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.
Своеобразным музейным учреждением является и школьный музей, поскольку он ведет в меру своих возможностей поисково-собирательскую работу, экспонирование и пропаганду имеющихся коллекций в соответствии с учебно-воспитательными задачами школы. Школьные музеи, работающие на общественных началах, создаются в общеобразовательных школах, детских домах, школах-интернатах, домах и дворцах пионеров, при станциях юных туристов.
Содержание социальных функций музеев постоянно обогащается. В наши дни музеи осуществляют свои функции в условиях неуклонного возрастания роли человеческого фактора. Усиливается значение деятельности музеев в жизни общества, в воспитательной работе.
По существу, музей может активно участвовать в формировании лучших человеческих качеств – нравственности, порядочности, совестливости, ответственности, милосердия, которые особенно недостает нашему обществу и которые всегда ценились человеком.
Мы привыкли считать, что в музее человек, прежде всего, получает знания, и многие годы считали, что в этом заключается основное направление работы музея с детьми. Мы не, оценивали влияние музея на нравственную сферу человека формирование его как личности. Постепенно мы осознаем, что не только получение новой информации – главное в работе музея, но и ее творческое осмысление и освоение. А это требует разработки новых приемов, методики, углубления содержания направленных на активизацию подростка, ребенка в музее. Именно в детском возрасте закладываются основы личности, формируются духовность, мировоззренческие позиции, палитра культурных запросов и потребностей.
Будущее зависит от того, как мы воспитаем сегодняшних детей и подростков, которым предстоит стать уже взрослым населением страны и решать проблемы государственного строительства.
Деформации общественной жизни, о которых мы много говорим, читаем, пишем в последнее время, оказали самое него непосредственное влияние на личные качества не одного поколения людей. Подавлялось всякое инакомыслие, а значит, и творчество, дерзание, самобытность, процветало же лицемерие, равнодушие, безответственность. Обществу предстоит грандиозная работа, в том числе его организациям и учреждениям. Музеи же хранят подлинники – вещи, переписку, письма, рукописи людей, чья жизнь и деятельность являют пример стойкости человеческого духа, бескорыстного служения идеалам; пример высоких помыслов, душевных порывов. В музеях и реликвии прошедших эпох, выполненные талантливыми, зачастую безвестными мастерами, вызывающие гордость потомков. Все это работает на воспитание личности, ее ценностных ориентаций. И важно научить человека понимать каждый предмет в контексте определенных исторических, культурных, общечеловеческих ситуаций.
Опыт отечественных, зарубежных музеев показывает, что чем раньше музей входит в жизнь человека, тем большее место он занимает в дальнейшем, стимулируя культурные потребности и запросы формируя вкусы, нравственные и мировоззренческие ориентации.
При этом велика роль музеев в усвоении школьниками богатого исторического опыта, изучаемого ими на уроках истории, обществоведения литературы и др. Именно этим объясняется понимание значения музеев в школьном образовании первых лет советской власти, когда реализовывалась ленинская концепция единой трудовой школы, а музей был включен в этот процесс. Изучение края органично входило в эту структуру. Понять общие процессы в развитии страны помогал местный музей на своем конкретном краеведческом материале. Работа со школьниками была ориентирована на углубление знаний, полученных в процессе изучения того или иного курса обучения с проекцией на особенности социального, исторического культурного развития края. Это давало возможность сделать абстрактное знание предмета личности значимым для каждого учащегося подчеркнуть его связь с землей, на которой он живет и учится со страной, в которой он родился.
За долгие годы развития музеев сложились определенные формы коммуникации с детьми. И одна из самых распространенных – экскурсия. В стоящее время это устоявшаяся форма, имеет отработанную методику, вариативность она меняется в соответствии с требованиями времени.
Если мы обратим взгляд в прошлое, то увидим, как появлялась и развивалась эта традиционная сегодня для музеев работа с детьми. Возникнув в начале ХХ века, экскурсия наиболее полно отвечала запросам как взрослой, так и детской аудитории. Первые экскурсии в музее преследовали цель объяснить отдельные сокровища, представленные в экспозиционных залах; в роли экскурсоводов выступали ученые, хранители музейных коллекций. Постепенно под экскурсионной работой начинают понимать «раскрытие» выставленного материала в соответствии с той или иной темой экскурсии. Возникает необходимость объяснительных надписей, которые стимулировали бы восприятие экспозиции.
Необходимо отметить, что экскурсии, ориентированные на конкретную личность ребенка с учетом его возрастных и психологических особенностей, в какой-то степени способствуют общему воспитанию человека, включающему, как известно, на основе формирования исторического сознания нравственное, патриотическое, эстетическое, трудовое. Не будем выделять аспекты воспитания, так как все взаимосвязано: например, воспитание любви к Родине – ведь это не только патриотизм, но и нравственность, мораль. А разве не к этому относится воспитание ответственного отношения к трудовой деятельности, выбору профессии, охране памятников истории и культуры, бережного отношения к природе состоянию ресурсов, которым обеспокоена планета? А воспитание элементарной порядочности, не говоря уж о благородстве на примерах жизни наших замечательных соотечественников, которым посвящаются музеи, отдельные экспозиции, выставки?
В арсенале музейных средств сложились и другие формы работы со школьниками, само появление которых способствует раскрытию возможностей музеев, участвующих в решении такой важной проблемы, как формирование личности. Музейные специалисты насчитывают более ста модификаций форм просветительной работы, многие из которых могут быть определены как клубные – групповые и массовые. Это комплексные тематические мероприятия, всевозможные встречи, уроки труда, мужества, профориентации, факультативы, устные журналы, кружки, любительские объединения, музейные клубы, музейные праздники и т. д. И самое главное, независимо от того, кружок это или клуб, факультатив или урок мужества, олимпиада или устный журнал, работа не должна вестись формально. Каждый пришедший в музей ребенок должен почувствовать внимание, уважение к себе, ему прежде всего, должно быть интересно. Только в этом случае можно формировать историческое сознание, воспитывать нравственность, духовность, патриотизм и другие качества, составляющие непреходящие ценности человечества.
Например, встреча с ветеранами войны запоминается на всю жизнь. Школьники, участвующие в мероприятии душой ощутят ужасы войны и благодарность к воинам – освободителям. И когда мы говорим о значении патриотического воспитания, закладывающего основы нравственности, духа, то такая встреча – наглядная иллюстрация действенности подобных форм работы с детьми и подростками.
Но патриотическое воспитание – это и воспитание гордости за свой народ, его мужество и талантливость, отвагу и доброту, причем на конкретных примерах.
Широкий диапазон имеющихся уже в арсенале форм и методов работы с разновозрастной детской аудиторией показывает, что музей как культурное и научное учреждение обладает громадными воспитательными возможностями. Это и «Книга памяти», и своеобразный университет, и культурный центр, то есть учреждение полифункциональное, чутко реагирующее на потребности социума и отдельной человеческой личности, у которой еще формируются мировоззрение, нравственные идеалы, иерархия ценностей.
Включившись в воспитательный, культурный процесс преобразования страны, музей принимает на себя ответственную задачу, от решения которой во многом будет зависеть интеллектуальный уровень будущего взрослого населения.
Таким образом, музей – это прежде всего, учреждение культуры, то есть, центр нравственного и патриотического воспитания.
Список использованной литературы:
Фатеев А. В. Учитель в музее // Преподавание истории в школе. – 2007. - N 8. - С. 11-15.
Тарханова Т. А. Музеи - неисчерпаемый национальный ресурс // Профессиональное образование. - 2008. - N 2. - С. 18-20.
Белякова Л. М. Музейная педагогика : новый взгляд на образование // Дополнительное образование и воспитание. – 2006. - N 5. - С. 17-21.
Гетманская Е. В. Воспитательный потенциал музейной педагогики // Внешкольник. – 2007. - N 1. - С. 45-46.