Вариативный курс на тему Решение задач по химии в 8 классе
КОМУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОКТЯБРЬСКАЯ ОСНОВНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
На методическом совете школы руководитель РМО
Руководитель ШМО _________________ ____________
Рабочая программа
по вариативному курсу в 8 классе
«Решение задач по химии»
Количество часов: 17
Подготовил: Нахатов Б.С.
(учитель химии)
2016 г.
с. Луговое
1.Пояснительная записка.
Химия является одной из областей естествознания. Она изучает процессы превращения, состав, строение, свойства и практическое использование веществ. Без химических знаний сегодня невозможно представить картину мира, так как окружающий мир – это, прежде всего мир веществ, превращения которых составляют основу многих природных явлений.
Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач. В школьной программе существует эпизодическое включение расчетных задач в структуру урока, что снижает дидактическую роль количественных закономерностей, и может привести к поверхностным представлениям у учащихся о химизме процессов в природе, технике. Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной стороны химических процессов.
Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи, является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала.
Данная программа факультативного курса предназначена для учащихся 8 класса и рассчитана на 17 часов. Факультативный курс представлен в виде практикума, который позволит восполнить пробелы в знаниях учащихся по вопросам решения расчетных задач разных типов и позволит начать целенаправленную подготовку к сдаче итогового экзамена по химии.
Основным требованием к составлению или отбору задач является их химическое содержание, чёткость формулировки и доступность условия задачи, использование в условии задачи сведений практического характера.
Главным назначением данного курса является:
совершенствование подготовки учащихся с повышенным уровнем мотивации к изучению химии;
сознательное усвоение теоретического материала по химии, умение использовать при решении задач совокупность приобретенных теоретических знаний, развитие логического мышления, приобретение необходимых навыков работы с литературой.
Цели курса:
- конкретизация химических знаний по основным разделам предмета;
- развитие навыков самостоятельной работы;
- развитие умений логически мыслить, воспитание воли к преодолению трудностей, трудолюбия и добросовестности;
- развитие учебно-коммуникативных умений.
Задачи:
- совершенствование знаний о типах расчетных задач и алгоритмах их решения;
решение расчетных задач повышенной сложности;
формирование навыков исследовательской деятельности.
Особенности курса:
использование знаний по математике, физике, биологии;
составление авторских задач и их решение;
использование местного материала для составления условий задач.
Знания, умения и навыки, формируемые факультативным курсом:
По итогам факультативного курса учащиеся должны знать:
химические свойства разных классов неорганических и органических соединений;
признаки, условия и сущность химических реакций;
химическую номенклатуру.
По итогам факультативного курса учащиеся должны уметь производить расчеты:
по формулам и уравнениям реакций;
определение компонентов смеси;
определение формул соединений;
растворимости веществ;
вычисление объема газообразных веществ при н.у. и условиях, отличающихся от нормальных;
энтальпии веществ;
переход от одного способа выражения концентрации к другому.
2.Учебно-тематический план:
№
№
Название тем
Кол-во часов
дата
Введение. (2 часа)
1
1
Общие требования к решению и оформлению химических задач.
1
2
2
Использование знаний физики и математики при решении задач по химии.
1
Раздел № 1. Первоначальные химические понятия (13 часов)
3
1
Нахождение атомных и молекулярных масс.
1
4
2
Задачи на нахождение атомной массы по известной относительной атомной массе.
1
5
3
Задачи на нахождение относительной атомной массы по известной атомной массе.
1
6,7
4,5
Определение числа молекул по известной плотности вещества.
2
8
6
Задачи на закон постоянства состава веществ.
1
9,10
7,8
Вычисление массовой доли элемента в веществе по формуле.
2
11,
12
9,10
Определение массовых отношений элементов по формуле.
2
13,
14
11,12
Вывод формулы вещества по известным массовым отношениям.
2
15
13
Самостоятельная работа.
1
Расчёты по химической формуле вещества (или с использованием формулы вещества). (9 часов)
16
1
Вычисление количества вещества по известной массе (объёму, количеству частиц).
1
17,
18
2,3
Вычисление массы вещества и объёма газов (н.у.)
2
19,
20
4,5
Определение относительной плотности газа и молярной массы по известной относительной плотности одного газа по другому.
2
21
6
Понятие «доля» в химии. Массовая и объёмная доля компонента в системе.
1
22
7
Расчёты по химической формуле кристаллогидрата.
1
23
8
Вычисление массовой доли безводной соли и кристаллизационной воды в кристаллогидрате.
1
24
9
Самостоятельная работа.
1
Нахождение химической формулы сложного вещества.(7 часов)
25,
26
1,2
Определение простейшей химической формулы вещества по известным массовым долям элементов.
2
27,
28
3,4
Определение молекулярной формулы газообразного вещества по известным массовым долям элементов и относительной плотности его по другому газу.
2
29,
30
5,6
Определение молекулярной формулы вещества по продуктам сгорания.
2
31
7
Самостоятельная работа.
1
Расчеты, связанные с использованием различных способов выражения состава растворов. (13 часов)
32,
33
1,2
Приготовление растворов.
2
34,
35
3,4
Определение отдельных компонентов в растворах.
2
36,
37
5,6
Определение концентрации растворов и растворимости веществ.
2
38,
39
7,8
Вычисление молярной концентрации вещества в растворе.
2
40,
41
9,10
Приготовление раствора определенной концентрации.
2
42,
43
11,12
Вычисления, связанные с понятием «растворимость вещества».
2
44
13
Самостоятельная работа.
1
Расчеты по уравнениям химических реакций.
( 19 часов)
45,
46
1,2
Вычисление массы (количества) вещества объема газа по известному количеству (массе) одного из веществ, участвующих в реакции
2
47,
48
3,4
Вычисление массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из исходных веществ дано в виде раствора с определённой массовой долей растворенного вещества.
2
49,
50
5,6
Вычисление массы (объёма, количества вещества) продукта реакции по известной массе вещества, содержащего примеси.
2
51,
52
7,8
Вычисление массы (объема, количества вещества) продукта по данным об исходных веществах, одно из которых взято в избытке.
2
53,
54
9,10
Расчёты объемных отношений газов при химических реакциях.
2
55,
56
11,12
Вычисление массовой (объемной) доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
2
57,
58
13,14
Расчеты теплового эффекта химической реакции. Термохимические уравнения.
2
59,
60
15,16
Определение количественного состава смеси веществ.
2
61,
62
17,18
Вычисления по химическим уравнениям в условиях неполного взаимодействия исходных веществ.
2
63
19
Самостоятельная работа.
1
Строение атомов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. (3 часа)
64
1
Состав атомов.
1
65
2
Электронное строение атомов.
1
66
3
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
1
67
1
Обобщающий урок
1
68
2
Итоговое занятие
1
4. Список литературы:
Педагогам:
Абкин Г. Л. Задачи и упражнения по химии для средней школы. – м.: Просвещение, 1980.
Дайнеко В. И. Как научить школьников решать задачи по органической химии. – м.: Просвещение, 1987.
Ковальчукова О. В. Учись решать задачи по химии.- м.: Издательство «Поматур», 2002.
Кушнарёв А. А. Учимся решать задачи по химии. – м.: Школа – Пресс, 1996.
Хомченко Г. Б., Хомченко И. Г. Сборник задач для поступающих в вузы. – м.: ООО «Издательство новая волна», 1999.
Учащимся
Доронькин В. Н. Тесты по химии. – Москва: ИКЦ «Март», 2003.
Ерёмин В. В. и др. Справочник школьника по химии, 8-11 кл. – м.: Дрофа, 1996.
Каверина А. А., Добротин Д. Ю., Журин А. А. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Химия. – м.: Интеллект-центр,2003.
Каверина А. А., Добротин Д. Ю. и др. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Химия. – м.: Интеллект – центр, 2004.
Косова О. Ю., Егорова Л.Л. - Единый государственный экзамен. Химия: Справочные материалы, контрольно – тренировочные упражнения, расчётные задачи. – Челябинск: Взгляд, 2004.
Морозов В. Е. (составитель). Химия. Варианты контрольно – проверочных тестов и заданий с решениями, комментариями и ответами. – Волгоград: Учитель, 2003.
3.Методическое обеспечение:
Формы занятий: семинары, практикумы.
Методы: словесный, наглядный, практический, самостоятельная работа, проблемный, частично поисковый.
Дидактические материалы: тесты, карточки с алгоритмами для решения задач, карточки-задания для самостоятельных и контрольных работ; периодическая таблица химических элементов Д. И.Менделеева, таблица растворимости кислот, солей, оснований; электрохимический ряд напряжений металлов, ряд электроотрицательности элементов.
Заголовок 315