Конспект урока по русскому языку на тему: « Словообразование имен прилагательных» ( 2 урок по этой теме) 6 класс.
Конспект открытого урока русского языка в 6 б классе.
Составила Ященко Н.А.
Тема: « Словообразование имен прилагательных» ( 2 урок по этой теме)
Урок- практикум.
Цель: закрепить умения определять способ словообразования;
учить распознавать способ образования прилагательных;
закрепить умения определять значение суффиксов;
развивать умение строить словообразовательные модели и словообразовательные цепочки;
орфографический повтор;
работа с текстом (элементы анализа)
Оборудование: презентация “Основные способы образования слов”, проектор, компьютер, экран, доска.
Ход урока
1 .Мобилизующее начало. Приветствие класса и деление на три группы : первая- приставки, вторая - умники, третья- суффиксы. Соревнуются первая и третья команды, вторая команда-Эксперты готовит вопросы, отвечает на вопросы , если команды не знают ответ, оценивают ответы. За каждый верный ответ по 2 балла. Карточки индивидуальные нескольким учащимся экспертам- 4 штуки . ( 5 минут)
2. Тема урока на доске записанная. Сообщение темы урока и целей. Запись в тетрадь.( 2 минуты)
Мы продолжаем работу над словообразованием имен прилагательных.
Дети формулируют цели урока:
- закрепить на практике полученные ранее знания о морфологических способах образования имен прилагательных;
-повторить правописание орфограмм.
3. Проверка домашнего задания. Заранее подготовленные сообщения ( 5 минут)
Первый вариант: Какую роль играют приставки в словах? Какое значение может иметь приставка в прилагательном?
Третья команда:Какую роль играбт суффиксы в словах? Какое значение может иметь суффикс в прилагательном?
4. Игра «Перевоплощение»
По презентации повторить способы образования прилагательных( из Экспертов)
5. Первое задание для команд словарный диктант. (5 минут)
Воробьи, соловьи, семья, зимняя вьюга, гостья, съёжиться, объединить- правописание разделительного ь и ъ знака.
Шов, трущоба, обжора, тонкого шелка, большой, ежовый, шел- о-ё после шипящих.
Какая орфограмма объединяет первые 7 слов, а какая вторую группу слов.
Выделите морфему в которой присутствует данная орфограмма. Садитесь, ребята.
К доске выходят 2 эксперта и исправляют ошибки, ставят баллы за выполненное задание. - Как вы понимаете выражение «Сочетание прилагательного с существительным»? На каких примерах словарного диктанта вы можете это продемонстрировать.
Экспертам задают вопросы. По 3 вопроса. Оценивают знания Ставят отметки
5. Работа с текстом. - Как вы считаете, прилагательное – это важная часть речи?
- Какую же функцию выполняет эта часть речи?
Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам работу с текстом. Раздаю детям текст без прилагательных.
6.Вопросы командам по тексту.
-Что такое текст?
-Какова тема данного текста? Природа
-Стиль? Художественный
-Тип? Повествование.
Сопоставьте с текстом на экране.
Какую же функцию выполняет прилагательное?
Выпишите из текста прилагательные разберите их по составу и укажите способ образования .-Проверьте всели прилагательные вы выписали.
Летний вечер. Поднебесная синь теряется в багряном зареве заката. Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту звонкие сумерки. На отмелях голосят лягушачьи хоры, слышатся всплески рыб, плаксивые крики чаек. На песчаную отмель опустилась стая длиннохвостых ласточек. Каждая в серо-каштановом сюртуке с белоснежной манишкой. И трудно поверить, что для своих гнезд эти птички роют двухметровые норы в прибрежных обрывах.
Значение каких слов вам трудно объяснить? Манишка, сюртук. Через проектор показать картинки , изображающие манишку и сюртук.Объяснить их лексическое значение. Показать ласточку.
Выключить проектор.
Физминутка в 12.00 или в 12.05
Каждая команда читает по одному слову – эксперты оценивают по1 баллу за правильное слово.
7. Работа со словообразовательными цепочками. Учебник стр 95 № 215
Лень- ленивый- ленивец
Спесь- спесивый- спесивец (надменный, высокомерный человек)
Угол- угловатый- угловатость
Трус- трусоватый- трусоватость
Корысть- корыстный- бескорыстный (выгода, материальная польза)
Цена- ценный- бесценный- бесценность.
Основа от которой образуется новое слово называется производящей, а та которая образовалась производная.
8. Составьте словосочетания со словами. Как вы считаете эти слова будут отличаться друг от друга. Каждый суффикс добавляет слову свое значение. (Слова записать на доске) : Костный, костлявый, костяной. ( 4 минуты)
-ян- обозначает материал, из которого сделан предмет- костяной браслет.
-н- обозначает относящийся к чему –либо - костный мозг.
-ляв- имеющий какое-либо свойство-исхудалый - костлявый человек.
9.Бой за очки. Эксперты задают вопрос по 5 вопросов каждой команде. (5 минуут)
Эксперты ведут подсчет очков.( 3 минууты)
10.Кто больше составит прилагательных из морфем.
Красн- -оват-(-ый), шерст-, -ян-(-ой), пред-, -воен-, -н-(-ый), орл- ,-ин-(-ый),
Не-, -хорош-,(-ий), болот- , -ист-(ый).
Резерв.№ 216
Домашнее задание № 210 , параграф учить, повторить информацию о существительном и прилагательном.
11. Рефлексия. Возвращаемся к цели нашего урока.
Команды составляют кластер.
Суффиксальный приставочный приставочно-суффиксальный
Имя прилагательное.
Сложение с соединительной гласной сложение без соединительной гласной Сложение с одновременном присоединением
-Трудно ли вам было сегодня работать?
-С какими заданиями справились легко?
-Какую орфограмму повторим на следующий урок?
Очень занимательноеИмя прилагательное.Трудно будет без него,Если пропадет оно.Ну представь-ка себе это!Как без признаков предметаБудем спорить, говорить,Веселиться и шутить?Что тогда получится?Стоит разве мучиться?Не скажем мы "прекрасное",Не скажем "безобразное",Не скажем маме "милая","Красивая", "любимая".Отцу, и брату, и сестреНе сможем говорить нигдеЭти замечательныеПри-ла-гательные.Чтобы все отличным стало,
Разных признаков немало.Будем всюду замечатьИ к месту в речи их вставлять.