Конспект урока по русскому языку на тему: « Словообразование имен прилагательных» ( 2 урок по этой теме) 6 класс.


Конспект  открытого   урока   русского языка в 6 б  классе.
Составила Ященко Н.А.
Тема: « Словообразование имен прилагательных»   ( 2 урок по этой теме)
Урок- практикум.
Цель: закрепить умения определять способ словообразования;
         учить распознавать способ образования прилагательных;
         закрепить умения определять значение суффиксов;
         развивать умение строить словообразовательные модели и словообразовательные цепочки;
         орфографический повтор;
         работа с текстом (элементы анализа)
Оборудование: презентация “Основные способы образования слов”, проектор, компьютер, экран, доска.
                                        Ход урока
1 .Мобилизующее начало. Приветствие класса и деление на три группы : первая- приставки, вторая  - умники, третья- суффиксы. Соревнуются первая и третья команды, вторая команда-Эксперты  готовит вопросы, отвечает на вопросы , если команды не знают ответ, оценивают ответы. За каждый верный ответ по 2 балла. Карточки индивидуальные нескольким учащимся экспертам- 4 штуки .  ( 5 минут)
2.  Тема урока на доске записанная. Сообщение темы урока и целей. Запись в тетрадь.( 2 минуты)
Мы продолжаем работу над словообразованием имен прилагательных.
Дети формулируют цели урока:
- закрепить на практике  полученные ранее знания о морфологических  способах образования имен прилагательных;
-повторить правописание орфограмм.
3. Проверка домашнего задания. Заранее подготовленные сообщения ( 5 минут)
 Первый вариант: Какую роль играют приставки в словах? Какое значение может иметь приставка в прилагательном?
Третья команда:Какую роль играбт суффиксы в словах? Какое значение может иметь суффикс в  прилагательном?
4. Игра «Перевоплощение»
По презентации повторить способы образования прилагательных( из Экспертов)
 
5. Первое задание  для команд словарный диктант. (5 минут)
 
Воробьи, соловьи, семья, зимняя вьюга, гостья, съёжиться, объединить- правописание разделительного ь и ъ знака.
Шов, трущоба, обжора, тонкого шелка, большой, ежовый, шел-   о-ё после шипящих.
 
Какая орфограмма  объединяет первые 7 слов, а какая вторую группу слов.
 Выделите морфему в которой присутствует данная орфограмма. Садитесь, ребята.
К доске выходят 2 эксперта и исправляют ошибки, ставят баллы за выполненное задание. - Как вы понимаете  выражение «Сочетание прилагательного с существительным»? На каких примерах словарного диктанта вы можете это продемонстрировать.
Экспертам  задают вопросы. По 3 вопроса. Оценивают знания Ставят  отметки
5. Работа с текстом. - Как вы считаете, прилагательное – это важная часть речи?
- Какую же функцию выполняет эта часть речи?
Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам работу с текстом. Раздаю детям  текст без прилагательных.
6.Вопросы  командам по тексту.
-Что такое текст?
-Какова тема данного текста? Природа
-Стиль? Художественный
-Тип?  Повествование.
Сопоставьте с текстом на экране.
Какую же функцию выполняет прилагательное?
Выпишите  из текста прилагательные  разберите их по составу и укажите способ образования .-Проверьте всели прилагательные вы выписали.
 
Летний  вечер. Поднебесная синь теряется  в багряном зареве заката. Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту  звонкие сумерки. На отмелях голосят лягушачьи хоры, слышатся всплески рыб, плаксивые крики чаек. На песчаную  отмель опустилась  стая длиннохвостых ласточек. Каждая в серо-каштановом сюртуке с белоснежной манишкой. И трудно поверить, что для своих гнезд эти птички роют двухметровые норы в прибрежных обрывах.
Значение каких слов вам трудно объяснить? Манишка, сюртук. Через проектор показать картинки , изображающие манишку и сюртук.Объяснить их лексическое значение. Показать ласточку.
Выключить проектор.
 
Физминутка в 12.00 или в 12.05
 Каждая команда читает по одному слову – эксперты оценивают по1 баллу за правильное слово.
7. Работа со словообразовательными цепочками. Учебник стр 95 № 215
Лень- ленивый- ленивец
Спесь- спесивый- спесивец  (надменный, высокомерный человек)
Угол- угловатый- угловатость
Трус- трусоватый- трусоватость
Корысть- корыстный-  бескорыстный (выгода, материальная польза)
Цена- ценный- бесценный- бесценность.
Основа  от которой образуется новое слово называется производящей, а та которая образовалась производная.
8. Составьте словосочетания со словами. Как вы считаете эти слова будут отличаться друг от друга. Каждый суффикс добавляет слову свое значение. (Слова записать на доске) : Костный, костлявый,  костяной. ( 4 минуты)
-ян- обозначает материал, из которого сделан предмет- костяной браслет.
-н- обозначает относящийся к чему –либо  - костный мозг.
-ляв- имеющий какое-либо свойство-исхудалый -  костлявый человек.
 
9.Бой за очки. Эксперты задают вопрос по 5  вопросов каждой команде. (5 минуут)
Эксперты ведут подсчет очков.( 3 минууты)
10.Кто больше составит прилагательных из морфем.
Красн-  -оват-(-ый), шерст-, -ян-(-ой), пред-, -воен-, -н-(-ый), орл- ,-ин-(-ый),
Не-, -хорош-,(-ий), болот- , -ист-(ый).
Резерв.№ 216
Домашнее задание № 210 , параграф учить, повторить информацию о существительном и прилагательном.
11. Рефлексия. Возвращаемся к цели нашего урока.
 Команды составляют кластер.
Суффиксальный         приставочный        приставочно-суффиксальный 
                               Имя прилагательное.
Сложение с соединительной гласной           сложение без соединительной гласной             Сложение с одновременном  присоединением
-Трудно ли вам было сегодня работать?
-С какими заданиями справились легко?
-Какую орфограмму повторим на следующий урок?
Очень занимательноеИмя прилагательное.Трудно будет без него,Если пропадет оно.Ну представь-ка себе это!Как без признаков предметаБудем спорить, говорить,Веселиться и шутить?Что тогда получится?Стоит разве мучиться?Не скажем мы "прекрасное",Не скажем "безобразное",Не скажем маме "милая","Красивая", "любимая".Отцу, и брату, и сестреНе сможем говорить нигдеЭти замечательныеПри-ла-гательные.Чтобы все отличным стало,
Разных признаков немало.Будем всюду замечатьИ к месту в речи их вставлять.