Презентация исследовательской работы по русскому языку «Мы почитаем всех нулями, а единицами – себя» (Наполеонизм в творчестве Достоевского)


Мир человека широк, многогранен, глубок и в своей таинственной необъятности открыт как бесконечному совершенствованию, так и беспредельному падению. Но в то же время мир един, что позволяет вести разговор о вполне определенных закономерностях и соответственно возможных путях его развития. К такому разговору и приглашает нас классическая литература, в которой озабоченность судьбами всего человечества и пристальное исследование души отдельной личности слиты в неразрывное целое. АКТУАЛЬНОСТЬ Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. Ф.М.Достоевский Цель работы – комплексное рассмотрение подхода Достоевского к видению мира человеком , формирование наполеоновской проблематики в художественном творчестве писателя. Предмет исследования –наполеоновская тема в романaх Ф.М.Достоевского. Объект исследования: творческий подход Достоевского к особенностям личности человека. Основными задачами являются: Определение ключевых понятий наполеоновской темы в творчестве Ф. М. Достоевского;Показ эволюции наполеоновской темы в творчестве Достоевского;Рассмотрение различных видов наполеонизма через образы героев-наполеонистов. Практическая значимость: исследовательская работа по творчеству Ф.М. Достоевского может быть использована для уроков литературы при изучении творчества писателей ХIХ века, для проведения дискуссий о смысле жизни и значении времени, для развития духовности современной молодежи. Основные темы в творчестве Достоевского Мир униженных и обездоленных.Наполеонизм и «право сильной личности». Тема двойников.Проблема добра и зла. Он выделял три основных момента в народной нравственности: 1. Чувство органической связи между людьми; 2. Братское сочувствие и сострадание; 3. Готовность добровольно прийти на помощь без насилия над собой и ограничения собственной свободы. Умами многих людей извечно владеет ложная идея наполеонизма — идея превосходства одних над другими, права сильной личности повелевать другими, решать их судьбы. 1.Наполеон2.Наполеоновская идея3. Наполеонист4 Наполеонизм Каковы слагаемые «наполеонизма»? В творчестве Достоевского в разной степени нашли свое отражение все эти составляющие наполеоновской темы. Наполеоновская тема проходит почти через всё творчество Достоевского. «Господин Прохарчин» (1846)Отдельные варианты «Двойника» (1846) и «Честного вора» (1848)«Белые ночи» (1848)«Дядюшкин сон» (1859)«Записки из Мертвого дома» (1860-1862)«Записки из подполья» (1864)«Преступление и наказание» (1866)«Идиот» (1868)«Бесы» (1872)«Подросток» (1875)«Братья Карамазовы» (1879-1880) «Записки из подполья» разделяют творчество Достоевского на два периода. До «Записок из подполья» Достоевский был еще психологом, хотя с психологией своеобразной, он — гуманист, полный сострадания к «бедным людям», к «униженным и оскорбленным», к героям «мертвого дома». С «Записок из подполья» начинается гениальная идейная диалектика Достоевского. От убийства старухи-процентщицы («Преступление и наказание») до целой сети разного рода убийств и самоубийств («Бесы») здесь ясно прослеживается чудовищный прогресс и развитие мысли Родиона Раскольникова. Фридриха Ницше не могла не заинтересовать эта метаморфоза и уж тем более сама идея, и он, внимательно прочитав "Бесов" Достоевского, правда на французском, конспектирует их довольно подробно, включая разговоры с Кирилловым, Шатовым, начиная, как это ни странно, с конца и продвигаясь к началу - от предсмертной записки Ставрогина до первых глав. То, что Ницше находит близким своим убеждениям и мыслям, он более четко, без психологического анализа, присущего Достоевскому, воплощает в своих работах. Между написанием "Заратустры" и написанием "Бесов" более десяти лет. И есть все основания предположить, что некоторые идеи Достоевского оказали влияние на ницшеанского Заратустру, послужили катализатором его возникновения. Мысли обоих писателей близки и порой пересекаются , превращаясь из параллелей в совпадения. Достоевский и Ницше Ницше, несомненно, ощущал в рассуждениях Ставрогина, Кириллова, Шатова ряд критических мотивов, близких его философско-историческим размышлениям. Можно думать на основании сделанных им выписок, что в полемической "парадоксальности" признаний мыслящих героев Достоевского, в афористической, остро отточенной форме, в которую автор облек их идеи, Ницше почувствовал также нечто родственное собственному своему парадоксализму, своей полемической и афористической манере. И все же немецкий философ-индивидуалист не менее остро почувствовал, что Достоевский и он сам, несмотря на интерес к сходным культурно-историческим процессам, а порою и близкие ассоциативные "ходы" при обдумывании вопросов прошлого и настоящего, в решающем и главном -- не единомышленники, а идейные антагонисты. «Кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них и законодатель… Так доселе велось и так всегда будет!» “Мотивы преступления Раскольникова сложны и многослойны, - отмечает Ю. Борев. – Прежде всего это бедность… Во-вторых, Раскольников хочет… решить для себя вопрос: кто он – тварь дрожащая или Наполеон. И, наконец, в-третьих, Раскольников хочет решить проблему, можно ли, преступив законы враждебного человеку общества, прийти к счастью… Стремясь художественно доказать свою концепцию, Достоевский и выдвигает тройственный характер мотивировки преступления Раскольникова. Автор всё время подменяет один мотив другим…”. Все мотивы Раскольникова стоит воспринимать сквозь призму наполеонизма. «Преступление и наказание»» Находясь во власти этой теории, Раскольников убежден, что на земле нет справедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей, пусть даже ценой насилия и кровопролития.«Обыкновенный» или «необыкновенный» он сам – вот вопрос, который более всего волнует Родиона Раскольникова. Обыкновенные люди Люди консервативные, чинные. Такие люди живут в послушании и любят быть послушными. Это материал, служащий единственно для зарождения себе подобных. Они слабы, бессильны и не способны изменить своей участи. Такие люди не могут заслуживать сожаления. Их жизнь ничего не стоит – она лишь может служить жертвой «особенным людям» для достижения их великих целей. Это многочисленный материал для избранных. Необыкновенные люди Эти люди устанавливают новый закон жизни, смело разрушают старое, их не останавливает даже необходимость пролить чью-то кровь на своем пути для достижения своих целей. Они имеют талант сказать новое слово и преступить закон во имя лучшего. Это избранные люди. Такими личностями были, например, Ликург, Соломон, Магомет, Наполеон, Теория о «делении людей на два разряда» «Идиот» Наполеоновская тема также занимает значительное место в романе «Идиот» и представлена в нем в нарративном (рассказ генерала Иволгина о Наполеоне), образном (образы героев-наполеонистов – Мышкина, генерала Иволгина, Ипполита и Гани) и сравнительно-историческом ключе. В структуре образов романа «Идиот» она построенаот более очевидных вариантов наполеонизма (генерал Иволгин), его сниженных и упрощенных форм (Ипполит, Ганя Иволгин) к наполеонизму высшего порядка, осложненному наиболее неоднозначным и противоречивым характером главное героя (князь Мышкин). «Идиот» В «Бесах» те же темы если не углублены, то значительно расширены и осложнены. Целое общество людей, одержимых мечтой о насильственном перевороте, чтобы переделать мир по-своему, совершают зверские преступления и гибнут позорным образом, а исцеленная Россия склоняется перед своим Спасителем. «Бесы» «Выходя из безграничной свободы, — говорит Шигалев, — я заключаю безграничным деспотизмом». Строгий хаос Раскольниковых чудовищной сетью опутывает весь роман. На роль сверхчеловека претендует каждый. «Подросток» Как и другие романы Достоевского, он посвящен проблеме молодого поколения. Аркадий Долгорукий, герой романа «Подросток», одержим идеей Ротшильда – он мечтал накопить миллион, чтобы потом властвовать над людьми. Однако непосредственность юношеских страстей и переживаний, «живая жизнь» заставляют Аркадия постоянно отклоняться от его «идеи». Итоговым произведением Достоевского по замыслу и охвату жизненных явлений, событий и проблем стал его последний роман “Братья Карамазовы”. Роман был неслучайно так назван. Достоевский хотел написать роман о братстве, но успел создать только первую его часть, в которой показывал распад братства и разложение семьи. «Братья Карамазовы» В произведениях Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал: это боль о человеке, который признает себя не в силах или, наконец, даже не в праве быть человеком настоящим, полным, самостоятельным человеком, самим по себе.Н. Добролюбов Главная идея Достоевского: нельзя прийти к благу через преступление. Он первым в мировой литературе показал гибельность индивидуалистических идей «сильной личности» и их безнравственность. ВыводыВсе герои Достоевского - он сам, различная сторона его собственного духа. Сложная фабула его романов есть раскрытие человека в разных аспектах, с разных сторон. Он открывает и изображает вечные стихии человеческого духа. «Достоевский принадлежит к тем писателям, которым удалось раскрыть себя в своем творчестве. В творчестве его отразились все противоречия его духа, все бездонные его глубины. Творчестве не было для него, как для многих, прикрытием того, что совершилось в глубине. Он ничего не утаил, и потому ему удалось сделать изумительное открытие о человеке. В судьбе своих героев он рассказал о своей судьбе, в их сомнениях – о своих сомнениях, в их раздвоениях – о своих раздвоениях, в их преступном опыте – о тайных преступлениях собственного духа… Особенность его гения была такова, что ему удалось до глубины поведать в своем творчестве о собственной судьбе, которая есть вместе с тем мировая судьба человека». Бердяев Из выступления Ф.М.Достоевского на открытии памятника А.С.Пушкина «…Человек, потрудись на родной ниве; найди себя в себе, овладей собой – и узришь правду .Эта правда в твоем собственном труде над собою. Победишь себя и станешь свободен и начнешь великое дело, и других свободными сделаешь и узришь счастье, и поймешь наконец народ свой и святую правду его». Список используемой литературы Т.Касаткина «Характерология Достоевского»Н.Подосокорский «Наполеоновская тема в романе Достоевского «Идиот»Н.Бердяев «Миросозерцание Достоевского»Д.Мережковский  «Пророк русской революции» и пр.