Конспект интерактивного занятия «Ознакомление дошкольников с бытом русской деревни»
9652060960000Тема: «Ознакомление дошкольников с бытом русской деревни»
Цель:
Формирование представления об облике русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о жизни и труде людей.
Задачи:
Обучающая:
Развивающая: развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и игр.
Воспитательная: вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к быту и труду русского народа. Воспитывать любовь и уважение к культуре, быту и труду русского народа.
Словарная работа: домовой, частокол, прялка, веретено, кухонная утварь, саха, борона, скотник, коса, грабли, вилы.
Ход занятия:
В: дети, сегодня рано утром я пришла на работу и встретила на пороге домовёнка Кузю. Ребята, домовенок рассказал, что, когда вечером, он пошёл посмотреть всё ли в доме в порядке: сыта ли скотинка, прибран ли дом, ходил, ходил и оказался в нашем детском саду. Прогулялся по нашим коридорам и заблудился, а как вернуться домой не знает. Давайте ему поможем. У меня есть волшебное блюдце с яблочком, которое может перенести нас в любое место. Дело у нас с вами непростое, так как блюдце, во время нашего путешествия будет задавать нам разные задания! давайте присядем.
Д: садятся на ковер.
Слайд №2
-5080706120000На интерактивной доске идет видео ролик
«Блюдце с яблочком».
В: Катись, катись яблочко,
По серебряному блюдечку.
Покажи ты мне на блюдечке,
Города и поля, и леса и моря
И гор высоту.
В: домовые жили в деревне в русской избе и следили за порядком в доме. А что такое деревня?
Д: ответы.
В: ребята, а вы знаете, от куда появились деревни?
Д: ответы
Слайд №3 На интерактивной доске просмотр видео ролика
7112090170000
В:
По началу в жизни нашей
Было все не так, как надо
Много сил вложили люди
Чтобы сделать Землю садом
Не было нигде тропинок,
Чтоб подняться в горы
Без мостов речушки были,
Недоступны, словно море.
Не было нигде скамеек,
Чтоб присесть усталым.
Не найти нигде кроватей,
Ни больным ни малым
Были только у людей
Руки – только руки.
И трудился предок наш,
И не знал он скуки.
Слайд №4
71120548640000В: ребята, а вы знаете, что в давние времена, когда еще не было ни нас с вами, ни наших родителей, ни бабушек, ни дедушек, люди жили в каменных пещерах, сидели и спали на земле и пищу готовили на костре.
Слайд №5
71120723900000 В: Но людям было холодно и неуютно. И решили они построить дома из бревен, сообща, помогая друг другу. Так как одному человеку было не справиться с тяжелыми бревнами.
Слайд №6
71120894080000В: А чтоб защищаться от диких животных, и от врагов, вокруг деревни строили изгородь из высоких бревен с заостренным концом – частокол. И жили люди большими группами. Как вы думаете, для чего они это делали?
Д: ответы
Слайд №7 (скрытые картинки)
1473207747000В: ребята, древни строили рядом с лесом и рекой, что позволяло мужчинам охотиться на диких животных ради пищи и теплых шкур, из которых шили обувь, одежду и использовали в избах как ковры и постель. На реке – рыбачить удочками и сетями, которые плели из тонких нитей. Кое кто продолжал заниматься строительством домов и придомовых построек, в которых жили домашние животные и хранились запасы еды. Были в деревнях и защитники – войны, охранявшие свои земли от врагов.
Слайд №8
14732022034500
В: а вот и первое задание от волшебного блюдца. Посмотрите на доску, где в лесной чаще изображены разные дикие животные. Вам необходимо убрать лишних животных, которые не живут в лесу и на них не охотились охотники!
Д: выполняют манипуляции на интерактивной доске.
В: молодцы! вы справились с этим заданием!
Слайд №9
1473208890000 В: ну, а женщины – воспитывали детей, готовили пищу, создавали уют в избе, пряли пряжу на прялках, а из ниток вязали, шили одежду для членов семьи. Такие прялки прежде в деревнях были в каждой избе, да и сейчас у многих ещё сохранились. Женщины, пальчиками вытягивают шерсть и крутят нитку, начинают прясть, а нитки наматываются вот сюда. Это называется веретено. Чем больше наматывается ниток, тем толще становится веретено. Веретеном назвали от слова – вертится.
Слайд №10
14732014795500
В: ребята, у нашего домовенка Кузи, много друзей. И сегодня, они прислали вам видео с веселой игрой, чтоб вместе поиграть с вами.
Д: повторяют движения с видео ролика.
В: отдохнули? Продолжим наше путешествие?
Слайд №11 (скрепка)
19812015811500
В: в давние времена, избы люди строили бревенчатыми, но деревянные бревна серели, но со временем деревенские жители научились украшать свои избы, а как мы это сейчас с вами увидим!
Просмотр видео ролика.
Слайд №12
19812016129000
В: убранство тоже все время усовершенствовалось. Изначально в избе были только стены и крыша, но со временем появился потолок и пол, мебель и кухонная утварь которую тоже делали из дерева, и появилась печь, которая давала тепло и в ней готовили пищу.
Слайд №13
19812011112500
В: следующее задание от блюдца - разместить все предметы в избе на свои места.
Д: выполняют манипуляции на интерактивной доске.
Слайд №14 (потайные картинки)
1981209842500В: молодцы! Время шло, и люди начали обрабатывать землю возле своих домов и садить в нее необходимые растения. Срубали деревья. Скажите, какими инструментами пользовались лесорубы? И что делали со срубленными деревьями?
Д: ответы.
В: после вырубки леса, выкорчевывали корни.
Слайд №15 (потайные картинки)
3124208636000
В: затем землю пахали: к лошади прицепляли соху, а затем лошадь тащила борону, чтоб разравнять землю, только после этого сеяли зерно и пшеницу.
Слайд №16 (потайные картинки)
32512012827000
В: на лесных полянах косили траву на корм животным. Даже маленьких детей отцы учили этому нелегкому делу. Ребята, как вы думаете, каким из предложенных инструментов, люди косили травку?
Д: ответы
В: затем, сухую траву сгребали в волки (волок). Чем это делали?
Д: ответы.
В: а из волков собирают – стога. А каким инструментом?
Д: ответы.
Слайд №17 (потайные картинки)
32512013017500
В: молодцы! вы се правильно назвали. Но так люди делали в старину, а как вы думаете что в наше время заменило лошадь? А на смену косарей?
Д: ответы.
Слайд №18
32512019304000
В: Молодцы! Но наше путешествие продолжается. И еще одно жизненно важное занятие, которым занимаются с древних времен в деревне люди – это животноводство. А каких домашних животных и птиц, держат люди в дереве мы узнаем, отгадав загадки:
HYPERLINK "http://zagadochki.ru/zagadka-hodit-na-lug-daleko.html"
1.Ходит на луг далеко,Дает она нам молоко.А говорит она два слова,Зовут ее, дети ...
2. Я пеструшка, я хохлатка.Куд-куда! - кричу я кратко.Кричу, и слышит улица:Снесла яичко ...
HYPERLINK "http://zagadochki.ru/zagadka-speredi-pyatachok-szadi-kryuchok.html"
3. Спереди — пятачок,Сзади — крючок,Посередине — спинка,На спинке — щетинка.
4. Подкованы ноги,Бежит по дороге:Грива дугою,А хвост метлою.
5. С бородой, а не старик,С рогами, а не бык,Доят, а не корова,Лыко дерет,А лаптей не плетет.
6. Прожорлива, всеядна,
И внешне я опрятна,
А голос, как у «соловья»,
Вы только вслушайтесь кря-кря!
7. Ходят модницы за речкой –кудри белые колечком.А зимой из их кудряшекбабушка носочки вяжет.
8. Га-га-га гогочет птица,Если очень разозлится.Никого я не боюсь,Потому что это ...
9. Он пушистый и глазастый,Он ушастый и зубастый.Травку кушает, морковку,Проявив свою сноровку -В клетке сгрыз дощатый полик.И не зайчик он а…Д: ответы.
Слайд №19
1346206477000В: В древние времена, не было специальных построек для животных и они жили в доме с человеком. Но со временем, такое проживание людям стало неудобно, и они стали строить отдельные постройки для своих животных. Для коров овец – это?
Д: ответы
В: для свиней – это?
Д: ответы
В: для коней – это?
Д: ответы.
В: для птиц – это?
Д: ответы.
В: и в наше время все животные, живущие в деревне, живут рядом с человеком, но в своих отдельных помещениях.
Слайд №20
2997205524500В: Вот и последнее задание от волшебного блюдца. Обратите внимание на экран. Там изображены три здания, в которых живут домашние животные. А на поляне сами животные, их детеныши, кто за ними ухаживает и какую пользу они приносят людям. Вам нужно дать названия этим зданиям и распределить все картинки по этим постройкам.
Д: выполняют действия на интерактивной доске.
В: молодцы! и с этим заданием вы справились! А посмотрите на нашего гостя, какое у него выражение лица?
В: как вы думаете, почему?
Д: ответы.
В: правильно! Он наконец то, с вашей помощью нашел свою деревню и свой дом!
Слайд №21
2997209525000
В: давайте вспомним, кто такие домовые? Откуда они взялись?
Д: ответы.
В: в старину была легенда о том, как неверующих людей наказали и обязали на вечные времена сторожить воды, леса, дома, горы. Кто в момент наказания был дома, сделался домовым, в горах – горным духом, в лесах – лесовиком, в воде – водяным.
В: а что делает домовой, чем он занимается?
Д: ответы.
В: да, домовой – это оберег, он защищает от всего плохого: дом, людей и животных, которые там живут. Он помогает хозяйке заниматься домашней работой. Он не любит ленивых и может подшутить над нерадивыми. Домовой оберегает хозяйский дом и двор. И любит жить на печке или за печкой, в лапте или в бане.
В: ребята, давайте оставим нашего домовенка в его родной деревне, а сами вернемся в наш детский сад! Сегодня я вам предлагаю сделать куклу – оберег для вашего дома, которая будет оберегать вас и всех живущих в вашем доме.