Разработка занятия в школьном музее на тему «Ознакомление дошкольников с бытом и предметами утвари русской избы
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Бориспольская начальная общеобразовательная школа»
«Ознакомление дошкольников
с бытом и предметами утвари русской избы»
Автор: Сакова Валентина Ивановна
Актуальность темы очевидна, так как воспитание любви к своей Родине, желание узнать её и готовность к деятельности на благо окружающих людей, как предпосылки к деятельности на благо Родины. Особенно необходимы в наше время, когда в силу изменившейся ситуации социального развития резко увеличилось число детей с агрессивными проявлениями, а стремление к самосовершенствованию и проявлению собственной индивидуальности выражается у многих детей в форме противопоставления себя другим. Не желание вникнуть в проблему другого человека, не умение понять и принять другое мнение, другую культуру.Достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через формирование семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу – одна из главных задач ФГТ в области «Социализация».О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в «Программе обучения и воспитания в детском саду», независимо от его профиля, является патриотическое воспитание детей. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социально культурной среды. Люди с рождения инстинктивно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Но невозможно воспитывать уважение и гордость к тому, о чём дети не имеют, ни малейшего понятия. Следовательно, сама формулировка подразумевает более или менее глубокое знакомство детей-дошкольников с историей быта своего народа.Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей является тематическая непосредственно-образовательная деятельность. Важно, чтобы она повышали детскую мыслительную активность. Учёт возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приёмов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Но никакие знания не дадут положительного результата, если воспитатель сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. Человек привязан к своей родине, и эта связь определяет его мировоззрение. Патриотизм как личностное образование включает в себя привязанность, сочувствие, сопереживание, ответственность и другие качества, без которых человек не может состояться, как личность. Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.Цель непосредственно-образовательной деятельности «Ознакомление дошкольников с бытом и предметами утвари русской избы»: продолжать знакомить детей с бытом русской избы и традициями русского народа. Непосредственно-образовательная деятельность направлена на формирование представления об облике русской деревни, обобщения знания детей о предметах старинного быта. Закрепления знаний детей о русском устном и музыкальном творчестве.
Цель:
Продолжать знакомить детей с традициями русского народа. Занятие знакомит детей с бытом русской избы и традициями русского народа.
Формировать представление об облике русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о предметах старинного быта.
Закреплять знания детей о русском устном и музыкальном фольклоре.
Задачи:
Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т.д.).
Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками. Словами, которые использовались только в быту в русской избе, новыми словами: ухват, чугун, прялка, рубель, коромысло.
Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.
Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.
Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.
Систематизировать знания детей о народных традициях, поверьях, фольклоре.
Развивать творческие навыки в процессе изготовления оберегов.
Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.
Словарная работа: ухват, прялка, коромысло, чугун, самовар.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов. Чтение русских народных сказок.
Оборудование: уголок русской избы с предметами быта (печь, лавки, стол, старинная посуда, прялка и др.), блюдечко с яблочком, мультимедийная установка, слайды с изображением деревни, записи русских народных песен, атласная ленточка для игры "Вышел Ваня…", русский народный костюм для хозяйки.ХОД ЗАНЯТИЯ
(Воспитатель, в русском народном костюме – хозяйки избы, встречает детей).
Воспитатель: Представьте себе, что мы с вами оказались в русской избе. А я хозяйка этого дома. И встречу я вас, так как в старину встречали гостей. В руках у меня хлеб да соль. (Хлеб лежит на полотенце, вышитом по краям).
– Милости просим, гости дорогие! Хлеб да соль, с поклоном приглашаю вас.Знаете, как здоровались в старину? Говорили: «3драве буде».– Что означает, как вы думаете? Будьте здоровы, здравствуйте.Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога.Горница у меня небольшая. Да красивая какая! На убранство поглядите. Да про всё мне расскажите!
Воспитатель: Образ русской печки хорошо нам всем знаком. А для чего нужна печка?
Дети: В печи готовится еда, пёчётся хлеб. На печке сушат грибы, ягоды и разные полезные травы. А ещё печь нужна для обогрева жилища.
Воспитатель: Но это ещё не всё, что « делала» русская печь много-много лет назад. Печка не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев. В каждой избе была печь-матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. Были в избе и горшки, чугунки, ухваты. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей. Если переезжали в другой дом, угли из старой печки забирали с собой и помещали их в новую печь.В старину любили русские люди почаёвничать, т.е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками. Обязательно в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества ещё не было, девушки пряли и пели песни. Давайте послушаем.
Звучит русская народная песня «Пряха».
Воспитатель: А может вы, ребята, какие-нибудь пословицы или поговорки о пряхах знаете?
Дети:
У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.
Будешь хорошо прясть – хорошо оденешься.
Хорошо прядёшься – весело поёшься.
Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь, послушайте: есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку, всю Россию увидим. Катись, катись яблочко по блюдечку, покажи нам Русь-матушку.
Воспитатель обращает внимание на большой экран, на котором на слайдах показаны различные фрагменты деревенского быта.Дети садятся на лавки вокруг экрана.
По каждому слайду ведётся небольшая беседа: "Что изображено? Для чего вещь служила?" "Используются эти предметы в наше время? (Если нет, то чем они сейчас, в наше время, какими вещами, заменены)
Воспитатель (после просмотра презентации): – Ребята, побывали мы с вами в старинной деревне. Вы заметили, что не было раньше ни кинотеатров, ни телевизоров, ни музеев. Как же люди свободное время поводили, чем занимались? Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала весёлые.
Частушки в исполнении девочек (наряженных в сарафаны)
Кто сказал – частушки вроде,В наши дни уже не в моде? Да и дело разве в моде,Если любят их в народе?!
Эх, как выйду я плясать, Ножками задрыгаю –Печь, кастрюли и ухватПо полу запрыгают.
Эх, раз, полтора, Бежит печка со двора,А за нею – чашкиОт грязнули Машки.
Как у нашего ЕгораПузо стало, как пригорок –Целый день он на печи Уплетает калачи.
Мы частушки вам пропели Хорошо ли, плохо ли. А теперь мы вас попросим, Чтоб вы нам похлопали!
Воспитатель: Ох, и рассмешили, ох, и развеселили. Какие все молодцы! Посмотрите внимательно и в нашей русской избе есть предметы быта, которые служили русскому народу. Мы сейчас их будем находить с помощью загадок. А кто внимательно слушал тот и сможет их отгадать. Вот послушайте:
Стоит жилище деревянные бочища, Внутри печь да дроваэто русская… (изба).
– Молодцы правильно. А теперь зашли в избу и увидели…
Зимой нет, теплей, Летом нет, холодней (печь).
Не бык, а бодает.Не ест, а еду хватает,Что схватит – отдаёт,А сам в угол идёт (ухват).
Воду дед носил с утра,Каждый раз по два ведра, На плечах дугой повисло. Держит ведра... (коромысло).
Он как круглая кастрюля Он чумазый, не чистюля.Где там, в печке уголёкКашу сварит... (чугунок).
Выпускает жаркий пар Древний чайник... (самовар).
Эту обувь не забыли,Хоть давным-давно носили. Влезут дети на полати,У печи оставят... (лапти).
Воспитатель: Дорогие гости, любили раньше в старину на Руси обереги, почитали домового. Верили, что они приносят в дом счастье. И мы хотим принести в ваш дом кусочек счастья. Наши ребята сделают для вас счастливые подковы. Ребята, давайте сделаем для наших гостей подарки своими руками. А теперь проходите все ко мне, я расскажу, вам как мы будем лепить подковы!
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какая у меня красивая, необычная подкова. Какого она цвета?
Дети: ЖелтогоВоспитатель: Правильно! А чем она украшена?Дети: Яблоками и листиками.Воспитатель: Какого они цвета?Дети: Яблоки – красного, листики – зеленого. Воспитатель: Молодцы! Для того чтобы слепить такую подкову нам нужно тесто разного цвета: желтое – для подковы, красное – для яблок и зеленое – для листьев.Воспитатель: Подковы мы будем выкладывать на основу из картона. Посмотрите, как их у меня много! Какие геометрические формы вы знаете?Дети: Овал, круг, ромб, квадрат.Воспитатель: Ой, какие молодцы! Все уже знаете.Воспитатель: На каждой основе нарисована изогнутая линия, на которую вы будете выкладывать свои подковы (показ линии).Воспитатель: Ну, а теперь я вам расскажу и покажу, как мы будем лепить: Сначала берем тесто желтого цвета (показ). И раскатываем из него колбаску. (Показ способа раскатывания). Затем выкладываем колбаску на основу, строго по линии. Если колбаска получится очень длинной, то вам нужно будет отрезать лишнюю часть стекой. А если, наоборот, короткой – то раскатать и сделать длиннее.Воспитатель: После этого прижимаем колбаску пальцами к основе (показ). Воспитатель: Правильно! Молодцы!Воспитатель: Как вы думаете, что мы будем лепить дальше?Дети: Яблоки.Воспитатель: Какого цвета тесто нам для этого нужно?Дети: Красное.Воспитатель: А как мы будем лепить яблочки?Дети: Скатывать шарики.Воспитатель: Правильно! Посмотрите и сосчитайте, сколько яблок на моей подкове? Дети: Три!Воспитатель: А вы на своей подкове можете сделать больше яблочек.Воспитатель: Начинаем лепить. Свою подкову вы можете украсить не только яблоками, а придумать свои фрукты или ягоды.Воспитатель: Готова наша подкова? Дети: Нет.Воспитатель: А чего еще не хватает?Дети: Не хватает листьев.Воспитатель: Какого цвета тесто нам нужно?Дети: Зеленое.Воспитатель: Я беру зеленое тесто и отщипываю от него небольшой кусочек. Затем скатываю из него овал и прищипываю один конец листика большим и указательным пальцами.Воспитатель: А для того, чтобы наши яблочки и листочки крепко держались на подкове, мы должны приложить их к влажной тряпочке. (Показ педагога)Воспитатель: Готова наша подкова?Дети: Да!Воспитатель: Вы запомнили, последовательность нашей работы? Дети: Сначала лепим подкову, потом яблоки, затем листики. Правильно. Но я просила вас пофантазировать и придумать свои украшения для подковы.Воспитатель: Молодцы!Воспитатель: Теперь проходите на свои места и начинайте работать (дети рассаживаются за столы, педагог оказывают индивидуальную помощь детям, по ходу лепки педагог обращает внимание детей на последовательность действий).
Воспитатель: Ой, какие красивые подковы у вас получились! Давайте посчитаем, сколько же яблок и ягод получилось на ваших подковах. Педагог задаёт вопросы каждому ребёнку. Сколько яблок или ягод и сколько листочков получилось у каждого. Опрашивает всех детей. Такие подковы обязательно привлекут в дом счастье. Подарите их нашим гостям.
Дети дарят подковы.
Воспитатель: Ну, что, ребятки, понравилось вам у меня в гостях? А что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей)
– Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас баранки испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила. Сами покушаете и друзей угостите.
– Ну, а теперь до свидания, гости дорогие! Приходите ещё ко мне в гости!