Доклад на тему: «Развитие творческих способностей учащихся во внеурочное время»


Человек всегда осознанно или неосознанно стремится созидать. В каждом из нас заложен огромный творческий потенциал и безграничные возможности для его реализации. Создавая что-то новое, меняя окружающий мир, человек непрерывно растёт и меняется сам. Поэтому поиск новых идей и оригинальных решений — это одно из проявлений непрерывного поиска себя, самопознания и личностного роста.
Время, в котором мы живем, требует воспитания свободной, творческой, образованной, культурной и активной  личности. Актуальной проблемой является проблема развития творческих способностей учащихся. Большая роль в этом  отводится школе, и огромный вклад в развитие творческих способностей вносит наш предмет. Ведь развивать творческие способности ребенка – это, прежде всего, воспитывать творческое отношение к труду. При  этом труд рассматривается как источник формирования познавательной деятельности.
В процессе творческого отношения к труду вырабатываются такие ценные качества, как настойчивость, любознательность, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, умение выбрать наилучший способ и метод выполнения работы, т.е. те качества, без которых невозможно творчество.
Творчество – форма самовыражения каждого человека, независимо от уровня обучаемости и его познавательных возможностей, направленная на создание какого – либо нового, оригинального продукта в сфере искусства, техники, производства.
Творческое мышление — ключ к успеху практически во всех областях жизни. Умение мыслить нестандартно открывает широкие возможности для самореализации.
Творческий процесс – это прорыв в неизвестное, которому предшествует длительное накопление знаний, умений и навыков.
Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков.
Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная активность. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.
Задача внеурочной работы в школе состоит в привлечении учащихся к общественно-полезной деятельности, в стимулирований их инициативы и самостоятельности в развитии индивидуальных интересов, склонностей и способностей.
Внеурочная работа органически связана с учебной деятельность, но в отличие от нее строится по принципу добровольности, а ее содержание должно отвечать личным интересам учащегося.
Для повышения творческого потенциала детей в школе существуют различные формы внеурочной работы: дистанционные предметные олимпиады; организация разнообразной творческой деятельности, а именно предметные недели, проведение внеклассных мероприятий, участие в конкурсах, выставках и т.д. На развитие творческих способностей направлена индивидуальная исследовательская работа с учеником. Работая самостоятельно над заранее выбранной темой, подбирая различный материал, ученики могут раскрыть свое творческое начало. В такой работе ребята учатся видеть главное, ставить цель, выбирать из дополнительной литературы наиболее интересный материал по теме. Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеет одна из форм внеурочной работы - это кружковые занятия. Вызывая интерес к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, навыки самостоятельной работы, повышают качество подготовки к учебному предмету. Осуществляется более глубокое изучение теоретических основ различных техник. Развивается интерес к творчеству мастеров прикладного искусства, реализуется принцип связи теории с практикой. Здесь ребенок имеет возможность выбрать себе дело по душе. Занимаясь с интересом и увлечением любимым делом, ученики нередко проявляют значительно больше активности и самостоятельности. Полученные на уроках знания и умения они воплощают в своих творческих работах. При этом совершенствуются не только практические навыки, ребята начинают глубже понимать красоту окружающего мира, стремятся придумать что – то новое и создавать это своими руками. Успех в работе всегда окрыляет и пробуждает желание узнать новое, выполнить более сложную работу. Перспектива быстрого выполнения работы, желание как можно скорее увидеть результат своего труда воодушевляют учащихся, заставляет поверить в свои силы, повышает самооценку, позволяет ставить перед собой определённые цели и достигать их, а именно развивает творческие способности.
Однако невозможность реализовать свой творческий потенциал, воплотить свои идеи в реальность может привести к проявлению других качеств, характерных для данного возрастного периода, например упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Поэтому так важно бережно относиться к духовному миру, проявлению чувств подростков.
Излишняя требовательность, критичность по отношению к подростку может повредить его раскрытию в творчестве, общению, так как порождает неуверенность в нем, тревожность. Учитывая особую ранимость подростка, взрослым следует осторожно высказывать критические замечания, помнить при этом, что подросток остро реагирует не только на содержание, но и на форму высказывания: для него важны и интонация речи, выражение лица собеседника, его жесты.
В процессе развития творческого потенциала желательно в максимальной степени опираться на положительные эмоции учащихся (удивления, радости, симпатии, переживания успеха и т.д.). Отрицательные эмоции подавляют проявления творческого мышления.
Однако творчество – это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции только сопровождают его, одухотворяют деятельность человека. При решении каких-либо задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь- то и требуется развитие особых качеств ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и воображать все то, что в совокупности и составляет творческие способности
Главным предназначением учителя является способность разбудить в каждом ребенке желание изучать мир, научить его способам деятельности и движению к вершинам познания. Неталантливых детей нет, нужно только помочь им раскрыть свой творческий потенциал.