Методическая разработка урока по русскому языку на тему: Сочинение-описание «Подснежник».


«Творческая работа. Сочинение-описание «Подснежник». 4 класс
Цели урока:
Образовательные: учить детей грамотному построению предложений, умению последовательно излагать свои мысли, обогащать словарный запас слов;
Развивающие: развивать навыки грамотного письма, творческой активности, внимания, воображения;
Воспитательные: показать детям картины пробуждения природы, созданные словами, звуками, красками; воспитывать любовь природе, к родному краю.
Дидактические средства: учебник, компьютер, видеоролик, проектор, экран, рисунки детей, корзина с подснежниками, этимологический словарь для школьника (автор О.Д. Ушакова), П.Чайковский «Времена года», памятки для проверки сочинения.Ход урока
I. Организационный момент и сообщение целей урока
Учитель. Сегодня мы будем писать сочинение с элементами описания. А вот что мы будем описывать, вы мне скажите после прослушивания стихотворения.
Учитель читает стихотворение. Звучит музыка П.Чайковского «Времена года».
У. Послушайте стихотворение
Цветут подснежники,Цветут подснежники,Такие свежие,Такие нежные.Трава сухая,Сухой валежник…Но, всё меняя,Цветёт подснежник!Он первый вестникТепла и света,Весны ровесник,Весны примета.
У. Какова же тема сегодняшнего урока? А каковы будут цели? Зачем нам это надо?
Д. Сочинение – описание «Подснежники». Мы будем учиться строить предложения, грамотно излагать свои мысли, любить природу, бережно относиться к родному краю.
II. Работа над сочинением
 У. Посмотрите на экран и найдите в стихотворении о подснежниках метафоры. Как вы понимаете слова «первый вестник», «весны ровесник», «весны примета»?
Д. Первым появляется, одновременно с приходом весны.
У. Почему у этого цветка такое название?.
Дети работают с этимологическим словарём.
Подснежник – вырастает на проталинках сразу, как только сойдут большие снега, т. е. из-под снега.
У. Какие прилагательные можно добавить, чтобы показать красоту подснежника?
Д. Голубенький, чистый, нежный, хрупкий.
У. Составьте предложение с этим словом.
Д. Расцвели нежные подснежники.
У. Придумайте название нашему сочинению.
Д. «Вестник весны»
У. А что вы знаете о подснежниках? Давайте посмотрим видеоролик о них.
Что вы узнали о подснежниках?
У. Они не боятся зимы, даже десятиградусный мороз не сломит маленького весеннего первенца. Цветок может заледенеть до корней, но тогда он становится очень ломким. Многие виды подснежников сейчас занесены в Красную книгу как исчезающие.
У. Найдите в учебнике на стр. 94, упр. 3. Прочитайте вопросы. Давайте устно ответим на них.
III. Составление плана предстоящего сочинения
У. Из каких частей должно состоять сочинение?
Д. 1. Вступление. 2.Основная часть. 3. Заключение.
IV. План
У. При обсуждении темы у нас получился план.
Лес ранней весной
Описание подснежника
Моё отношение к этому цветку.
V. Словарно-орфографическая работа
На доске записаны слова: со…нце, ран..ей, перв…цветы, п…дсне…ник, в…сна, к..л…кольч..ки, Красная книга.
Дети объясняют правописание.
VI. Самостоятельная работа учащихся
У. На уроке изобразительного искусства мы с вами рисовали подснежник. Посмотрите на выставку наших рисунков, вспомните всё то, о чём мы говорили и, следуя плану, составьте свой полный, связный рассказ о подснежнике.
VII. Проверка сочинений по памятке
Памятка 1.
Соответствует ли содержание текста теме?
Не пропущено ли главное, подтверждена ли фактами основная мысль?
Нет ли в тексте лишних факторов, предложений, слов?
Логично ли построен текст, не надо ли что-то переставить?
Хорошо ли связаны между собой части текста и соседние предложения? Выделены ли части текста красной строкой?
Те ли слова отобраны для раскрытия темы? Правильно ли построены предложения?
Интересно и понятно ли все изложение слушателю?
Памятка 2.
Проверь, не пропустил ли ты буквы.
Правильно ли написал безударные гласные?
Проверь слова с парными, непроизносимыми согласными.
Проверь знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Не уверен – спроси учителя.
VIII. Чтение готовых сочинений
Учащиеся по желанию читают готовые сочинения.
Примерное сочинение
Я очень люблю ездить с родителями в лес ранней весной, когда только-только пригреет солнышко и появятся проталины. Тогда земля в лесу кажется укрытой белым кружевным покрывалом - это расцвели подснежники, первые вестники весны. Их маленькие нежные головки похожи на колокольчики. Кажется, неслышным человеку звоном они хотят разбудить спящую природу.
Это растение не боится зимы, даже десятиградусный мороз не сломит маленького весеннего первенца. Цветок может даже заледенеть до корней, и тогда он становится очень ломким - страшно дотронуться. Однако солнышко быстро растопит ледяную корочку, и вот подснежник, как ни в чем не бывало, качает на ветру головкой.
Я никогда не рву подснежники в лесу, ведь дома они очень быстро завянут, и мне будет грустно смотреть на их поникшие головки. Многие виды подснежников сейчас занесены в Красную книгу как исчезающие, и мне очень жаль, что есть люди, которые не только не хотят заботиться о сохранении богатств нашей природы, но и активно уничтожают их.
IX. Итог урока
У. А сейчас сюрприз. Чтение стихотворения учеником.
Д. Давай пройдёмся медленно по лугу
И «здравствуй» скажем, каждому цветку.
Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать.
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
У. В память о нашем уроке Весна дарит вам вот эти подснежники.
( корзина с подснежниками)
Рефлексия:
Задание «Продолжи предложение»
На уроке я:
Узнал…;
Понял…;
Научился…
Лучше всего на уроке у меня получалось…
Основные трудности были…
У меня произошли изменения:
В знаниях по предмету;
В моих творческих способностях.
X. Домашнее задание.
Стр. 94, упр. 2