Открытый урок чтения по теме Е.Серова Подснежник 
Тема: Е.Серова «Подснежник»
Цели: 
образовательные:
а) познакомить со стихотворением Е.Серовой «Подснежник»;
б) развивать речевые умения и творческие способности;
коррекционные:
а) формировать умение анализировать произведение, с помощью интонации передавать чувства автора при чтении стихотворения;
б) развивать умение не только слушать музыку, но и понимать то, что она выражает;
воспитательные:
а) воспитывать любовь к природе и бережное отношение ко всему живому.
 
ПЛАН
I. Организационный момент.
1. – Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает?
1) Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
2) Назовите весенние месяцы.
3) Какие изменения происходят в природе весной?
II. Артикуляционная минутка.
- Шепчет солнышко листочку: «Не робей, голубчик!»
И берёт его из почки за зелёный чубчик.
1) О каком изменении в природе говорится в стихотворении?
2) Прочитайте сначала тихо (жужжащим чтением), затем громко.
III. Проверка домашнего задания.
1) Работа с сигнальными карточками: «да», «нет»:
а) автором рассказов «Март», «Весна-красна», «Грачи прилетели» является А.Толстой?
б) в стихотворении А.Толстого «Вот уж снег последний в поле тает» говорится о весне?
в) сказку про весну-красну прочитали в рассказе Г. Скребицкого «Март»?
г) день весеннего равноденствия будет 21 апреля?
д) в рассказе Г.Скребицкого «Заветный кораблик» речь идёт о затонувшем корабле?
IV. Выборочное чтение.
- В рассказе Г. Скребицкого «Весна-карсна» найдите начало сказки, которую рассказала мама автора. Читаем её по цепочке.
Новая тема.
- Сегодня мы продолжим читать произведения о весне.
-15240209552-й слайд. Закончите четверостишье:
«Самый первый, самый тонкий,
Есть цветок с названье нежным.
Как привет капели звонкой,
Называется (подснежник)».
177801073153-й слайд.
- Да, сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Е.Серовой «Подснежник», будем учиться выразительно читать стихотворение, отвечать на вопросы, познакомимся со значением непонятных слов и выражений. Но вначале я расскажу вам немного об авторе стихотворения.
- Е.В. Серова – детский поэт, автор более 40 поэтических книг. Родилась в суровом 1919 году в провинциальном городе Вологде. От постоянного чувства голода спасали только книги. Мама читала на ночь сказки и рассказы  Кате  и  её  старшей  сестре.  В  1924  году  её  семья  переехала  в  Ленинград.  Там,  вместе  с  подругой  Верой,  будущая  писательница  разыгрывала  спектакли  своего  сочинения.  Она  была  и  автором,  и  режиссёром,  и  костюмером.  В  50-е  годы  стала  посещать  кружок  для  начинающих  писателей  при  детском  издательстве.  Написала  книгу  для  детей  «Наши  цветы».  Предлагаю  послушать  стихотворение  из  этого  сборника, которое  называется  «Подснежник».
Выглянул подснежник
В полутьме лесной-
Маленький разведчик,
Посланный весной.
Пусть ещё над лесом
Властвуют снега,
Пусть лежат под снегом
Сонные луга,
Пусть на спящей речке
Неподвижен лёд-
Раз пришёл разведчик,
И весна придёт.
- Вам  понравилось  стихотворение?
17780177800- Какое  оно  по  настроению?
– Как вы понимаете выражение  «… выгланул подснежник в полутьме лесной?».
260357620- Что  значит «властвуют  снега»?
-113982598425
- Что  значит «лежат  под  снегом  сонные  луга»?
-1132205121920
- Как  вы  понимаете  «неподвижен  лёд»?
- Прочитайте, пожалуйста, стихотворение сначала про себя, а затем – вслух.
- Как вы считаете, получилось ли у вас передать при чтении всю нежность и восхищение подснежником? Почему не получилось? Чтобы красиво прочитать стихотворение, нужно проникнуться его содержанием, надо передать его настроение.                        
Я просила вас нарисовать к сегодняшнему уроку цветы, которые появляются первыми из-под снега. Я вижу, что вы с заданием справились. Прикрепите, пожалуйста, свои рисунки на любое место в кабинете.                                     
ФИЗМИНУТКА: ДЕТИ ПРИКРЕПЛЯЮТ РИСУНКИ.
- Справилась? Посмотрите, какое замечательное весеннее панно у нас получилось! Спасибо. 
- Слышали ли вы когда-нибудь о том, как появились подснежники? Есть  несколько  легенд  об  их  появлении.  Одну  из  них  нам  расскажет  Настя.
17780279408-й слайд. 
- Плакала  Снегурочка,  зиму  провожая.
Шла  за  ней  печальная,  всем  в  лесу  чужая.
Там,  где  шла  и  плакала,  трогая  берёзы,
Выросли  подснежники  -  Снегурочкины  слёзы.
- Красивая легенда? Подснежник – это  символ  надежды,  потому что  этот  цветок  символизирует  окончание  холода,  минусовой  температуры  и  ста  одёжек  на  себе.  Это  надежда  на  тепло,  на  купание  в  речке,  на  скорые  летние  каникулы!
- Вокруг  нас  ваши  рисунки  с  цветами,  очень  красивые,  а  сейчас  я  предлагаю  посмотреть  презентацию  с  фотографиями  первоцветов,  т.е.  c такими,  какими  их  создала  сама  природа.  Смотрите  и  наслаждайтесь!
ПОКАЗ  СЛАЙДОВОЙ  ПРЕЗЕНТАЦИИ
на фоне музыки Е. Дога из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»
        
       
    
- Понравилась  вам  музыка?     
- Какая  она  по  настроению?
- При  помощи  каких  средств  композитор  донёс  до  нас  состояние  природы  ранней  весной?
- Какими  средствами  доносят  до  нас  состояние  природы  поэты?
- Как  назван  подснежник?  -  Маленький  разведчик.
- Почему?
- Какими  словами  автор  описывает  состояние  природы?
- Итак,  какое  это  стихотворение  по  настроению?  Как  его  надо  читать?  
- Прочитайте  про  себя,  а  потом  -  вслух.
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ УЧЕНИКАМИ 
- Чьё чтение вам понравилось больше? Почему?
- Ребята,  это,  конечно,  не  единственное  стихотворение  о  подснежнике,  многие  поэты  обращались  к  этой  теме.  Я  просила  В.Суханова  подготовить  выразительное  чтение  стихотворения  о  подснежнике  другого  автора,  В. Михайлова. Послушайте.
В. Михайлов «Часовой»
127030480- Поставленный  на  пост  самой  весной,
По  стойке  «смирно»,  опустив  ладошки,
В  перчатках  белых,  словно  часовой,
Стоит  подснежник  на  озябшей  ножке.
- Какие  же  слова  подобрали  поэты  для  описания  подснежника?
- Давайте  попробуем  и  мы  описать  этот  прекрасный  цветок.  Какие  вы  можете  подобрать  прилагательные  к  существительному  подснежник?
177800- На  слайде  две  строчки  слов.
Первый  ряд  обоснуйте,  почему  подснежник
ЛАСКОВЫЙ, ХРУПКИЙ, НЕЖНЫЙ?
Второй ряд: 
МАЛЕНЬКИЙ, СМЕЛЫЙ, ГОРДЫЙ?
- Да,  он  самый  первый  из  цветов,  он  приносит  радость,  он  нежный,  его  ласкает  солнце.  Но  подснежник  и  смелый,  растёт  прямо  из-под  снега,  маленький,  но  не  боится  холода,  гордо  стоит  на  своей  тоненькой  ножке!  Он  приносит  весну!  Люди  очень  рады  подснежнику.
- У  нас  растут  подснежники?
- Можно  ли  их  рвать?
1778036195- Подснежники  занесены  в  Красную  книгу  разных  стран,  а  это  означает,  что  рвать  их  нельзя. 
- Послушайте  песню  в  исполнении  Ю.Антонова,  которая  так  и  называется  «Не  рвите  цветы,  не  рвите!»
- А  почему  нельзя  рвать  лесные  цветы?
1270133985
- Ребята,  если  уж  кто-то  не  знал  о  запрете  срывать  эти  весенние  цветы  и  подарил  вам  букетик,  то,  во-первых,  мягко  сообщите  ему  о  подснежниках  и  Красной  книге,  а  во-вторых,  позаботьтесь  о  них:  ставить  их  надо  вдали  от  прямых  солнечных  лучей  и  не  забывать  иногда  добавлять  в  воду  кубики  льда:  подснежники  ведь  привыкли  соседствовать  со  снегом!  Ну,  а  если  вам  всё  же  хочется  насладиться  этими  красивыми  весенними  цветами,  высадите  семена  или  луковички  в  горшочки  у  себя  дома  и  наблюдайте,  когда  зацветут  подснежники  или  любуйтесь  их  фотографиями  и  картинками  с  экранов  мониторов.
- У кого появилось желание ещё раз прочитать стихотворение Е.Серовой «Подснежник»?
НА  ФОНЕ  СЛАЙДОВ  С  ЦВЕТАМИ – ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ  ЧТЕНИЕ  СТИХОТВОРЕНИЯ  Е.СЕРОВОЙ.
- Ещё  лежат  снежные  сугробы,  а  на  проталинках  появляются  цветочки – подснежники,  маленькие,  нежно – пахнущие  и  начинает  казаться,  что  именно  их,  крохотных,  но  смелых,  испугалась  зима  и  сдалась.  Любите  цветы,  читайте  о  них  чудесные  строки  поэтов,  восхищайтесь  ими,  ибо  они  дарят  нам  свою  красоту.  А  красота  спасёт  от  плохого  и  злого  весь  мир!
17780174625                                     
Из  земли  подснежник  вышел  на  рассвете,
Глянул  боязливо:  не  сорвут  ли  дети?
Но  сказали  дети  ласково:  «Расти!
Мы  тебя  не  тронем!  Всё  должно  цвести!»
- Давайте  будем  учиться  замечать,  чувствовать  и  беречь  красоту  вокруг  нас  в  том  первозданном  виде,  какой  создала  её  природа!
Домашнее задание: предлагаю на выбор 3 варианта: 
1) наизусть;
2) очень хорошее выразительное чтение;
3) а, может, кто-то попробует составить четверостишье о подснежнике?
Всем спасибо за активную работу на уроке, за прекрасные моменты общения, за любовь к природе, которую я не могла не заметить.