Открытый урок чтения по теме Е.Серова Подснежник


Тема: Е.Серова «Подснежник»

Цели:
образовательные:
а) познакомить со стихотворением Е.Серовой «Подснежник»;
б) развивать речевые умения и творческие способности;
коррекционные:
а) формировать умение анализировать произведение, с помощью интонации передавать чувства автора при чтении стихотворения;
б) развивать умение не только слушать музыку, но и понимать то, что она выражает;
воспитательные:
а) воспитывать любовь к природе и бережное отношение ко всему живому.

ПЛАН
I. Организационный момент.
1. – Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает?
1) Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
2) Назовите весенние месяцы.
3) Какие изменения происходят в природе весной?
II. Артикуляционная минутка.
- Шепчет солнышко листочку: «Не робей, голубчик!»
И берёт его из почки за зелёный чубчик.
1) О каком изменении в природе говорится в стихотворении?
2) Прочитайте сначала тихо (жужжащим чтением), затем громко.
III. Проверка домашнего задания.
1) Работа с сигнальными карточками: «да», «нет»:
а) автором рассказов «Март», «Весна-красна», «Грачи прилетели» является А.Толстой?
б) в стихотворении А.Толстого «Вот уж снег последний в поле тает» говорится о весне?
в) сказку про весну-красну прочитали в рассказе Г. Скребицкого «Март»?
г) день весеннего равноденствия будет 21 апреля?
д) в рассказе Г.Скребицкого «Заветный кораблик» речь идёт о затонувшем корабле?
IV. Выборочное чтение.
- В рассказе Г. Скребицкого «Весна-карсна» найдите начало сказки, которую рассказала мама автора. Читаем её по цепочке.
Новая тема.
- Сегодня мы продолжим читать произведения о весне.
-15240209552-й слайд. Закончите четверостишье:
«Самый первый, самый тонкий,
Есть цветок с названье нежным.
Как привет капели звонкой,
Называется (подснежник)».
177801073153-й слайд.
- Да, сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Е.Серовой «Подснежник», будем учиться выразительно читать стихотворение, отвечать на вопросы, познакомимся со значением непонятных слов и выражений. Но вначале я расскажу вам немного об авторе стихотворения.
- Е.В. Серова – детский поэт, автор более 40 поэтических книг. Родилась в суровом 1919 году в провинциальном городе Вологде. От постоянного чувства голода спасали только книги. Мама читала на ночь сказки и рассказы Кате и её старшей сестре. В 1924 году её семья переехала в Ленинград. Там, вместе с подругой Верой, будущая писательница разыгрывала спектакли своего сочинения. Она была и автором, и режиссёром, и костюмером. В 50-е годы стала посещать кружок для начинающих писателей при детском издательстве. Написала книгу для детей «Наши цветы». Предлагаю послушать стихотворение из этого сборника, которое называется «Подснежник».
Выглянул подснежник
В полутьме лесной-
Маленький разведчик,
Посланный весной.
Пусть ещё над лесом
Властвуют снега,
Пусть лежат под снегом
Сонные луга,
Пусть на спящей речке
Неподвижен лёд-
Раз пришёл разведчик,
И весна придёт.
- Вам понравилось стихотворение?
17780177800- Какое оно по настроению?
– Как вы понимаете выражение «… выгланул подснежник в полутьме лесной?».
260357620- Что значит «властвуют снега»?
-113982598425
- Что значит «лежат под снегом сонные луга»?
-1132205121920
- Как вы понимаете «неподвижен лёд»?
- Прочитайте, пожалуйста, стихотворение сначала про себя, а затем – вслух.
- Как вы считаете, получилось ли у вас передать при чтении всю нежность и восхищение подснежником? Почему не получилось? Чтобы красиво прочитать стихотворение, нужно проникнуться его содержанием, надо передать его настроение.
Я просила вас нарисовать к сегодняшнему уроку цветы, которые появляются первыми из-под снега. Я вижу, что вы с заданием справились. Прикрепите, пожалуйста, свои рисунки на любое место в кабинете.
ФИЗМИНУТКА: ДЕТИ ПРИКРЕПЛЯЮТ РИСУНКИ.
- Справилась? Посмотрите, какое замечательное весеннее панно у нас получилось! Спасибо.
- Слышали ли вы когда-нибудь о том, как появились подснежники? Есть несколько легенд об их появлении. Одну из них нам расскажет Настя.
17780279408-й слайд.
- Плакала Снегурочка, зиму провожая.
Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала, трогая берёзы,
Выросли подснежники - Снегурочкины слёзы.

- Красивая легенда? Подснежник – это символ надежды, потому что этот цветок символизирует окончание холода, минусовой температуры и ста одёжек на себе. Это надежда на тепло, на купание в речке, на скорые летние каникулы!
- Вокруг нас ваши рисунки с цветами, очень красивые, а сейчас я предлагаю посмотреть презентацию с фотографиями первоцветов, т.е. c такими, какими их создала сама природа. Смотрите и наслаждайтесь!
ПОКАЗ СЛАЙДОВОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ
на фоне музыки Е. Дога из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»



- Понравилась вам музыка?
- Какая она по настроению?
- При помощи каких средств композитор донёс до нас состояние природы ранней весной?
- Какими средствами доносят до нас состояние природы поэты?
- Как назван подснежник? - Маленький разведчик.
- Почему?
- Какими словами автор описывает состояние природы?
- Итак, какое это стихотворение по настроению? Как его надо читать?
- Прочитайте про себя, а потом - вслух.
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ УЧЕНИКАМИ
- Чьё чтение вам понравилось больше? Почему?
- Ребята, это, конечно, не единственное стихотворение о подснежнике, многие поэты обращались к этой теме. Я просила В.Суханова подготовить выразительное чтение стихотворения о подснежнике другого автора, В. Михайлова. Послушайте.
В. Михайлов «Часовой»
127030480- Поставленный на пост самой весной,
По стойке «смирно», опустив ладошки,
В перчатках белых, словно часовой,
Стоит подснежник на озябшей ножке.
- Какие же слова подобрали поэты для описания подснежника?
- Давайте попробуем и мы описать этот прекрасный цветок. Какие вы можете подобрать прилагательные к существительному подснежник?
177800- На слайде две строчки слов.
Первый ряд обоснуйте, почему подснежник
ЛАСКОВЫЙ, ХРУПКИЙ, НЕЖНЫЙ?
Второй ряд:
МАЛЕНЬКИЙ, СМЕЛЫЙ, ГОРДЫЙ?
- Да, он самый первый из цветов, он приносит радость, он нежный, его ласкает солнце. Но подснежник и смелый, растёт прямо из-под снега, маленький, но не боится холода, гордо стоит на своей тоненькой ножке! Он приносит весну! Люди очень рады подснежнику.
- У нас растут подснежники?
- Можно ли их рвать?
1778036195- Подснежники занесены в Красную книгу разных стран, а это означает, что рвать их нельзя.
- Послушайте песню в исполнении Ю.Антонова, которая так и называется «Не рвите цветы, не рвите!»

- А почему нельзя рвать лесные цветы?
1270133985
- Ребята, если уж кто-то не знал о запрете срывать эти весенние цветы и подарил вам букетик, то, во-первых, мягко сообщите ему о подснежниках и Красной книге, а во-вторых, позаботьтесь о них: ставить их надо вдали от прямых солнечных лучей и не забывать иногда добавлять в воду кубики льда: подснежники ведь привыкли соседствовать со снегом! Ну, а если вам всё же хочется насладиться этими красивыми весенними цветами, высадите семена или луковички в горшочки у себя дома и наблюдайте, когда зацветут подснежники или любуйтесь их фотографиями и картинками с экранов мониторов.
- У кого появилось желание ещё раз прочитать стихотворение Е.Серовой «Подснежник»?
НА ФОНЕ СЛАЙДОВ С ЦВЕТАМИ – ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Е.СЕРОВОЙ.

- Ещё лежат снежные сугробы, а на проталинках появляются цветочки – подснежники, маленькие, нежно – пахнущие и начинает казаться, что именно их, крохотных, но смелых, испугалась зима и сдалась. Любите цветы, читайте о них чудесные строки поэтов, восхищайтесь ими, ибо они дарят нам свою красоту. А красота спасёт от плохого и злого весь мир!
17780174625
Из земли подснежник вышел на рассвете,
Глянул боязливо: не сорвут ли дети?
Но сказали дети ласково: «Расти!
Мы тебя не тронем! Всё должно цвести!»
- Давайте будем учиться замечать, чувствовать и беречь красоту вокруг нас в том первозданном виде, какой создала её природа!
Домашнее задание: предлагаю на выбор 3 варианта:
1) наизусть;
2) очень хорошее выразительное чтение;
3) а, может, кто-то попробует составить четверостишье о подснежнике?
Всем спасибо за активную работу на уроке, за прекрасные моменты общения, за любовь к природе, которую я не могла не заметить.