Открытое занятие Соединение рукава с изделием в открытую пройму

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского и юношеского творчества» Муниципального образования городской округ Красноперекопск
Республики Крым










Методическая разработка открытого занятия


«Соединение рукава с изделием в открытую пройму»

для обучающихся кружка по пошиву костюмов
художественной самодеятельности
МБОУ ДОД «Центр детского и юношеского творчества»






Подготовила  Король Марина Николаевна 
педагог дополнительного образования
руководитель кружка по пошиву костюмов
художественной самодеятельности





г.Красноперекопск
2015 г.
Цель занятия: научить обучающихся правильно соединять рукав с изделием
Задачи:
Образовательные:
Научить обучающихся выполнять соединение рукава с изделием в открытую пройму.
Способствовать формированию и развитию умений и навыков при пошиве костюмов художественной самодеятельности (соединение рукава с изделием в открытую пройму).
Способствовать осознанию основного  технологического узла при пошиве изделия (втачивание рукава в открытую пройму).
Коррекционно – развивающие:
Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности обучающихся: учить анализировать, сравнивать, определять и объяснять понятия – при обсуждении видео и презентаций, при выполнении практической работы.
Способствовать развитию двигательной сферы: овладение моторикой мелких мышц рук, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений, глазомер – при выполнении ручных и машинных работ.
Воспитательные:
Способствовать формированию и развитию нравственных, профессионально трудовых, эстетических качеств личности.
Воспитывать аккуратность и бережное отношение к изделию.
Следить за осанкой.
Методическое оснащение занятия.
Материально -  техническая база:
Мастерская швейного дела.
Оборудование: экран, видеопроектор, ноутбук, швейные машины (Brother, краеобметочная машина 51 «А» класс), утюг «Олеся».
Инструменты и приспособления: игла, ножницы, линейка, мел.
Детали изделия (спинка, полочка, рукав), специальная форма (фартук и косынка).
Инструменты и приспособления: игла, ножницы, линейка, мел.
Детали изделия (спинка, полочка, рукав), специальная форма (фартук и косынка).
Дидактическое обеспечение:
Технологическая карта «Соединение рукава с изделием в открытую пройму».
Образец поузловой обработки изделия «Соединение рукава с изделием в открытую пройму».
Образец объекта труда –блуза.
Мультимедийные инструкционно - технологические материалы – презентация, видео «Мастер – класс».
Материалы для контроля знаний учащихся: образцы, карточки, тест «проверь себя».
Методы обучения:
        Словесный метод: беседа методом постановки вопросов, рассказ – объяснение;
        Наглядно – демонстрационный метод: демонстрация наглядных пособий, личный показ учителем трудовых приемов;
        Практический метод: упражнения, работа с письменными инструкциями.
Тип занятия: занятие по выполнению комплексных работ по приобретению и закреплению знаний, умений и навыков.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

План - конспект открытого занятия
(45 минут)

1. Организационный момент.
Приветствие обучающихся.
Проверка явки обучающихся.
Проверка готовности обучающихся к занятию.
Настрой обучающихся на работу.
Доведения до обучающихся плана урока.
Вступительное слово учителя.
Сообщение темы урока (на экране тема урока и изображение домашнего халата).
Девочки, сегодня на занятии мы продолжим работу по пошиву домашнего халата. Нам с вами предстоит очень ответственная работа – соединение рукава с изделием. От того, как мы соединим рукав с изделием – будет зависеть внешний вид домашнего халата. А выполнять обработку мы будем промышленным способом, так как это делают на швейной фабрике. Здесь рукав с изделием соединяют в открытую пройму, когда передние и локтевые срезы рукава не стачены, а так же не стачены боковые срезы изделия (показываю на образце); (включается видео швейная фабрика).
Обратите внимание на экран. Мы видим сборочный цех швейной фабрики, а нам известно, что на швейной фабрике изделия изготавливаются партиями. Поэтому чтобы упростить труд работницы и ускорить процесс пошива изделия применяется такой вид обработки рукава, как соединение рукава с изделием в открытую пройму. Чем сегодня мы с вами и займемся.
2. Актуализация знаний обучающихся.
Продолжая наше занятие, давайте вспомним и повторим материал, изученный на предыдущих уроках.
1. Посмотрите на слайд и скажите, что общего у различных по назначению халатов?
     предполагаемый ответ: а) халаты обязательно должны иметь разрезы от горловины изделия до низа, б) они запахиваются или застегиваются.
2. Перед вами лежат ваши халаты, назовите, какие детали мы с вами уже обработали?
      предполагаемый ответ: спинка, полочка, карман, низ рукав, капюшон, манжета.
3. Девочки, для того чтобы правильно соединить детали халата во время пошива, нам необходимо знать названия срезов деталей. Покажите и назовите срезы на деталях спинки и рукава. К доске я приглашаю двух учениц.
Молодцы девочки, вы отлично справились с заданием!
3. Изложение, учителем материала (используя видео, инструкционные и технологические карты, образец поузловой обработки изделия).
        Так как наше занятие связано с рукавом я бы хотела вам рассказать интересные факты из истории рукава (презентация).
        Давным-давно на Руси богатые люди носили платья с длинными рукавами до пола. Не подняв рукава, нечего было, и думать о работе, отсюда появилась пословица «работать спустя рукава» - что означало работать плохо. Современное выражение «работать, засучив рукава» - означает хорошую, добросовестную  работу.
        Вот и мы с вами, девочки, мысленно «засучив рукава» - приближаемся к практической части нашего занятия: соединения рукава с изделием в открытую пройму.
        Наверное, у вас возникает вопрос, а как мы будем выполнять работу? Сейчас я постараюсь ответить на ваш вопрос. А самое главное покажу, как выполняется технологический узел по соединению рукава с изделием в открытую пройму (видео – мастер класс). Внимание н
·а экран!
        Давайте с вами еще раз повторим последовательность выполнения технологических операций  по соединению рукава с изделием в открытую пройму (проговаривание учащимися по слайдам).
4. Закрепление знаний обучающихся.
У каждой из вас на столе лежит папка – «Технологическая карта», где находятся картинки,  которые вы должны расположить в соответствии с технологическими операциями, с которыми вы сейчас познакомились.
         Я приглашаю одну из учениц к компьютеру, чтобы она восстановила последовательность технологических операций по соединению рукава с изделием в открытую пройм, используя возможности специальной программы.
Тест: восстанови последовательность (к компьютеру приглашается  ученица, остальные учащиеся работают на своих местах, используя карточки задания с картинками).
Соединить высшую точку оката рукава с плечевым швом.
Вметать рукав в пройму изделия.
Обметать припуск шва оката рукава.
Втачать рукав в пройму изделия.
Приутюжить припуск шва рукава.
Ученица успешно справилась с заданием!
А теперь давайте сверим, правильно ли вы составили технологическую карту с картинками на слайде.
5. Инструктаж по технике безопасности.
Прежде  чем мы приступим к практической части нашей работы, давайте вспомним технику безопасности на рабочих местах в швейной мастерской.  Посмотрите на экран, какие правила по технике безопасности необходимо соблюдать на ручном рабочем месте, на машинном рабочем месте и на утюжильном рабочем месте? (3 слайда – ручное рабочее место, машинное рабочее место, утюжильное рабочее место).
На выполнение данной работы не потребует много времени. Она проста в исполнении, если вы будете  внимательными и аккуратными.
6. Практическая работа.
6.1 Вводный инструктаж учителя.
Сообщение темы практической работы.
Девочки, сейчас на занятии мы соединим  левый рукав с изделием в открытую пройму.
Ознакомление с объектом труда – образцом.
Обратите внимание на манекен – вы видите домашний халат, у которого не стачены боковые срезы, а так же рукав у которого не стачены локтевой и передние срезы.
В вашем халате, который находится у вас на столе так же не стачены боковые срезы, передний и локтевой срезы рукава. Располагаем халат левой проймой к себе, лицевой стороной наверх. Берем левый рукав и вметываем его в левую пройму.
Ознакомление с учебно – технологической документацией.
Чтобы вам было проще в работе, у вас на столе лежат образцы, которыми вы можете пользоваться, имеется технологическая  карта, которую вы сами  составили на нашем занятии.
Разъяснение задач практической работы.
Берем левый рукава и определяем левую пройму.
Соединяем высшую точку оката левого рукава с плечевым швом.
Вметываем рукав со стороны рукава, равномерно распределяя посадку.
Обметываем рукав со стороны изделия (полочки и спинки).
Втачиваем рукав со стороны рукава.
Проверяем качество.
Выполняем влажно – тепловую обработку рукава.
Предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы.
Напоминаю, что рукав соединяется лицевой стороной с лицевой стороной спинки и полочки.
Помните о том что, перед тем как:
Вметывать рукав – необходимо определить правый и левый рукав.
Обязательно соединяйте высшую точку оката рукава с плечевым швом.
Рукав накладывают лицевой стороной к лицевой стороне изделия.
Срезы оката рукава и проймы уравнивают при вмётывании рукава в пройму.
Равномерно распределяйте посадку по окату рукава в правую и левую стороны.
Если в этих или других случаях возникнут затруднения необходимо обратиться за помощью к учителю.
6.2 Самостоятельная работа учащихся по УТД (под руководством учителя).
Выполнение практической работы по технологической карте. Предупреждение дефектов.
6.3 Текущий инструктаж учителя.
Проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы.
6.3.1 Формирование умений.
- проверка организованности начала работы учащихся;
- проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты и приспособления);
- соблюдение правил ТБ при выполнении задания.
6.3.2 Усвоение знаний.
- проверка правильности использования учащимися УТД;
- проверка соблюдения последовательности выполнения работы, соблюдение ТУ;
- контроль качества своего изделия.
6.3.3 Целевые обходы рабочих мест.
- инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом при обработке технологического узла – втачивание рукава в открытую пройму;
- концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций (уравнивание срезов, распределение посадки, соблюдение величин припуска, ровная машинная строчка, правильность выполнения закрепки);
- оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;
- контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;
- рациональное использование учебного времени учащимися.
6.4 Заключительный инструктаж учителя.
- анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;
- разбор типичных ошибок учащихся;
- вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;
- повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.
7. Уборка рабочих мест.
8. Подведение итогов занятия учителем (рефлексия).
- сообщение учителем о достижении цели урока;
- объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке;
Сегодня, девочки, вы все хорошо поработали на занятии, были внимательны и активно отвечали на вопросы. Аккуратно и качественно выполнили практическую работу – втачали левый рукав в открытую пройму.
Теперь вы знаете, что на швейной фабрике применяют более простой и скоростной вид соединения рукава в открытую пройму изделия.
- Что вам понравилось на занятии?
- Довольны ли вы качеством своей работы?
         - Что для вас было самым трудным при соединении рукава с изделием?
На следующем уроке мы продолжим пошив нашего домашнего халата и соединим правый рукав с изделием в открытую пройму.
Молодцы! Спасибо за занятие!

15