Сократовский развивающе-вопросительный метод обучения.

СОКРАТОВСКИЙ РАЗВИВАЮЩЕ-ВОПРОСНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Сократ (469-399 г до н.э.) - древнегреческий ученый. Разработал ряд основополагающих методов и принципов логики и философии. Автор развивающе-вопросного метода обучения (сократических бесед), который он сам называл "майевтикой", т.е. искусством "повивальной бабки", помогающей рождению мыслей. Сократическая беседа это метод установления истины в каком-либо конкретном вопросе. Основной принцип этого метода состоит в том, что учитель ставит перед собеседником ряд проблемно-ориентированных вопросов, терпеливо выслушивает его ответы, логически доказывает их ошибочность и абсурдность, подводя тем самым собеседника к истинному знанию.
Сам Сократ никогда и ничего не писал. Его ученик Платон (427-347 г до н.э.) - выдающийся философ, прародитель математики и художественного диалога, в отличие от этой привычки своего учителя написал большое число работ Благодаря его многотомным письменным "Диалогам" человечество и наука знают Сократа, его творческие деяния и, в частности, сократовский метод обучения. Из запасников ретропедагогики этот метод возвращается в педагогику нынешнего дня, как один из выверенных тысячелетним опытом путей интенсификации познавательной активности учащихся.
СУТЬ РАЗВИВАЮЩЕ-ВОПРОСНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ СОКРАТА
Передовая педагогическая наука всегда видела главную задачу обучения не в простой передаче знаний учеником, а в развитии их самостоятельного творческого мышления. Ныне, когда перед педагогической практикой ставится задача поиска и применения наиболее эффективных методов обучения ученые-дидакты и учителя-новаторы вновь обращаются к наследию Сократа, заимствуя его метод развивающе-вопросного обучения.
Следует отметить, что уже давно крупнейшие педагоги мира, начиная с Я.А.Коменского (1592-1670 г.г.) и Ж.-Ж.Руссо (1712-1778 г.г.) и кончая учеными нашего века К.А.Тимирязевым (1843-1920 г.г.), Л.С.Выготским (1896-1934 г.г.), В.И.Вернадским (1863-1945 г.г.), исключительно высоко оценивали сократовский метод достижения истины в споре путем преодоления противоречий в суждениях собеседников. Так, Я.А.Коменский настойчиво призывал к использованию сократовского "духовного повивального искусства" И вот как образно и эмоционально оценивал этот метод "учитель немецких учителей" А.Дистервег "Истинные последователи Сократа не настолько редки, потому что методика народной школы указала на вопросно-развивающий
способ обучения как на венец учительского искусства, и выдающиеся школьные учителя поэтому усердно стремились овладеть этим удивительным искусством. Какое глубокое волнение оно имеет на умы учеников - не приходится доказывать тому, кто умеет его применять, хотя бы несовершенным образом. Он испытал и, к своей радости, мог наглядно убедиться, как юные души расправляют свои крылышки и способность летать усиливается. Это - высшее достижение жизни, потому что душа здесь соприкасается с душой".
Из платоновских "Диалогов" известно, что Сократ традиционной лекции противопоставлял живой диалог, предполагающий непосредственный контакт с собеседниками, совместный с ним поиск истины по принципу "Истина рождается в споре",
Важнейшей особенностью сократовского метода обучения было стремление вызвать к жизни лучшие духовные качества личности и развить их, дать им "второе дыхание". Сократ видел свою главную задачу в том, чтобы "помочь мысли родиться", отчего и назвал свой метод "повивальным искусством". А одним из главнейших дидактических приемов метода Сократа была его знаменитая ирония - шутливое притворство, будто бы он сам, не зная решения той или иной проблемы, выстраивал мнение собеседника и незаметно подводил его самого к правильному ответу на поставленные вопросы.
"Я знаю, что ничего не знаю, - говорил Сократ, - но хочу вместе с тобой поразмышлять по тому или иному вопросу; я буду задавать вопросы и возражать на твои ответы, чтобы ты меня получше научил". В одном из платоновских "Диалогов" Сократ в разговоре с собеседником Меноном раскрывает "секрет" своего метода обучения: "Видишь, Менон, я ничего ему (ученику) не внушаю, а только спрашиваю. И вот теперь он думает, будто знает... Так разве мы нанесем ему хоть какой-то вред, запутав его и поразив оцепенением, словно скаты ?... При этом он все узнает, хотя его будут не учить, а только спрашивать, а знания он найдет в самом себе".
Исключительное место в сократовской педагогике принадлежит постановке вопросов учителем, являющихся логическим выражением проблемы. В отличие от привычных нам стереотипных вопросов они специально рассчитаны на размышление, приобретение нового знания, на уточнение и углубление проблемы, на выявление ошибочности обыденных представлений. Вопросы эти могут быть неожиданными, парадоксальными, провоцирующими, обостряющими внимание, побуждающими к напряженному логическому осмыслению задачи. В свою очередь, учащиеся должны учиться не только отвечать на поставленные вопросы, но и задавать их, что само по себе является признаком ума и проницательности.

15