Презентация по русскому языку на тему: Анализ степеней сравнения на материале произведений А.П. Чехова


Степени сравнения прилагательных, наречий и слов категории состояния (на материале произведений А.П. Чехова). Овчинникова Ксения Николаевна, учитель русского языка и литературы Чистовской средней школы. Объектом исследования данной работы являются степени сравнения прилагательных, наречий и слов категории состояния, предметом исследования являются их способы образования и синтаксические функции. Степени сравнения наречий и слов категории состояния «предстают в грамматике как менее значительная проблема, чем степени сравнения прилагательных». [4, 71] Поэтому все те проблемы, которые не имеют однозначного решения на материале степеней сравнения прилагательных, являются ещё менее разработанными на материале степеней сравнения наречий и слов категории состояния.Всё вышесказанное предопределяет актуальность данной работы. Цель данной работы- определение структурно-функционального потенциала степеней сравнения- предопределяет решение следующих задач: - выявление основных способов образования степеней сравнения прилагательных, наречий и слов категории состояния;- определение функциональной роли степеней сравнения в предложении;- выявление основных способов образования степеней сравнения прилагательных, наречий и слов категории состояния, а также определение их роли в предложении в произведениях А.П. Чехова. Степени сравнения Степени сравнения – грамматическая категория качественных прилагательных и наречий, выражающая относительную разницу или превосходство в качестве, присущем предметам или действиям. [Розенталь, Теленкова] В руссом языке существует несколько форм степеней сравнения: положительная, сравнительная и превосходная (очень часто сравнительная степень называется компаративом, а превосходная суперлативом). Форма положительной степени выступает как исходная, на базе которой образуются формы сравнительной и превосходной степени, например: добр(ый) – добрее, более (менее) добрый; добрейший, самый добрый, добрее всех. Она выражает признак данного предмета вне сравнения с признаком другого предмета, по отношению степени проявления признака является нейтральной. Формы сравнительной степени обозначаютпризнак, который в одном предмете проявляется в большей степени, чем в другом или других. Формы превосходной степени выражают признак, который в данном предмете проявляется в наивысшей степени или больше, чем во всех остальных предметах. В своей работе я рассматривала творчество Антона Павловича Чехова с точки зрения словообразования и употребления степеней сравнения в различных функциях в предложении, и пришла к следующим выводам в отношении формообразования: 1) Синтетическая форма сравнительных степеней как прилагательных, наречий, так и слов категории состояния образуется при помощи суффиксов –ее, -е, -же, -че, -ше (скучнее, ближе, выше, темнее) 2) Аналитическая форма сравнительной степени прилагательных образована при помощи слова менее и прилагательных в положительной степени (менее способны). Примеров аналитической сравнительной степени наречий и слов категории состояния мною не найдено. 3) синтетическая превосходная степень прилагательных образована при помощи суффиксов –айш, -ейш (широчайшая, беспокойнейший). 4) Аналитическая превосходная степень прилагательных образована формообразуюшими словами самое, самый, самая и прилагательными в положительной степени (самый нечистоплотный, самое иезуитское, самая последняя). Аналитическая превосходная степень наречий и слов категории состояния образована при помоши формообразующих слов всех, всего и простой сравнительной степени данных частей речи (больше всех, чаще всего,тяжелее всего). Выводы в отношении синтаксической роли в предложении Сравнительная и превосходная формы степеней сравнения прилагательных выполняют функцию как определения(Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой), так и сказуемого (Николай Иванович года на два помоложе). Сравнительная и превосходная формы степеней сравнения наречий в предложении играют роль обстоятельства (Ты у меня в неделю поправишься, только вот кушай побольше) Степени сравнения слов категории состояния в предложении выполняют функцию или сказуемого (Было темно, гораздо темнее, чем час тому назад), или обстоятельства (И чем он понятнее говорил, тем легче Ольга Ивановна его понимала). По частотности употребления лидирующие позиции занимают синтетические формы сравнительных степеней прилагательных, наречий и слов категории состояния, также часто употребляются аналитические формы превосходной степени. Таким образом, подводя итог вышесказанному, я могу говорить о том, что язык художественного творчества Чехова является ярким, многогранным и многообразным и может быть предметом дальнейшего подробного изучения.