Проблема профилактики школьной дезадаптации у учащихся с ОВЗ

Мухортова Е. Н.

«Проблема профилактики школьной дезадаптации у учащихся с ОВЗ»
Проблема профилактики школьной дезадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, является в настоящее время достаточно актуальной. Современный этап развития специальной педагогики и психологии характеризуется поиском новых путей социальной адаптации детей с физическими и психическими недостатками.
Особую значимость адаптивный принцип приобретает при работе с детьми, имеющими самые различные образовательные потребности. В условиях, когда инклюзивное образование как залог более успешной социализации таких детей становится приоритетом государственной образовательной политики, реализация принципа адаптивности образования усложняется, так как социальная адаптация детей, прежде всего, связана с
их академической успешностью в школе, а последняя, вероятно, весьма проблематична ввиду особенностей психофизиологического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Приоритетным направлением в решении данной задачи является профилактическая работа с детьми с ОВЗ по предупреждению социально - психологических, личностных, познавательных проблем адаптационного периода, а также их диагностика на ранних этапах.(1)
Адаптация к школе это сложный многофакторный процесс включения ребенка в новые условия жизнедеятельности, в новую систему требований и контроля, в новый коллектив. Основными показателями благоприятной адаптации ребенка к школе являются: формирование адекватного поведения, установление контакта с учащимися, учителями, овладение навыками учебной деятельности. Критерием и условием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности (как способность к восстановлению) на должном уровне психического и физического здоровья. Индикатором же трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в познавательной, личностной и социальной сфере ребенка, его психофизиологического статуса, приводящие к дезадаптации.(2)
Школьная дезадаптации не является медицинским, диагностическим понятием, и данное клиническое определение отсутствует. Анализ показывает, что в существующей системе понятие школьной дезадаптации не является ни описательным, ни диагностическим. Это понятие во многом собирательное и включает социально - средовые, психолого - педагогические, медико - биологические факторы. Изменения, фиксируемые у дезадаптированных детей, относят, прежде всего, к познавательному и социально-психологическому компонентам. К таким признакам относят неуспешность учения; негативное отношение к школе, к учителям и одноклассникам; учебную и игровую пассивность; агрессивность по отношению к людям и вещам; повышенную тревожность; частую смену настроения; страх; упрямство; капризы; повышенную конфликтность; чувство неуверенности, неполноценности, своего отличия от других; заметную уединенность в кругу одноклассников; лживость; заниженную либо завышенную самооценку; сверхчувствительность, сопровождаемую плаксивостью, чрезмерной обидчивостью и раздражительностью. В то же время у дезадаптированных детей установлены функциональные изменения в состоянии психосоматического здоровья.(6)
На физиологическом уровне проявлениями школьной дезадаптации являются повышенная утомляемость, снижение работоспособности, импульсивность, неконтролируемое двигательное беспокойство либо заторможенность, нарушения аппетита, сна, речи. Нередко наблюдаются слабость, жалобы на головные боли и боли в животе, дрожание пальцев рук, навязчивые движения и действия, энурез (5).
Дети с ОВЗ составляют группу риска, вызывающую наибольшую тревогу за оптимальное психосоциальное развитие, личностный рост и востребованность обществом их возможностей и способностей, адекватное и эффективное лечение имеющихся у них нозологических форм. В этой связи перенос акцента в решении проблемы школьной дезадаптации на нее предупреждение и раннюю диагностику является наиболее действенным путем ее преодоления.
Адаптация детей к школе проходит по универсальному механизму адаптационного процесса с доминирующей ролью в организации функциональной системы приответной реакции организма деятельности высших отделов нервной системы (3).
Адаптационный синдром обеспечивается определенными физиологическими реакциями на клеточном, органном, системном и организменном уровнях. Взаимодействуя по принципу иерархии результатов, в конечном итоге эти реакции приводят к оптимальному ответу организма на изменившиеся условия, в нашем случае, на изменения в социуме. Диапазон колебаний параметров изменений окружающей среды, при котором механизм саморегуляции функционирует без физиологического напряжения, относительно невелик и зависит от базисного уровня состояния здоровья
каждого индивидуума. При расширении этого диапазона и либо увеличении его интенсивности от оптимальных уровней в механизме адаптации происходит напряжение ее регуляции, а при продолжающемся воздействии сбой. При сбое механизма адаптации появляются внешние маркеры дезадаптации, которые из-за индивидуальности физиологического диапазона очень разнообразны. Однако на этапе напряжения механизма адаптации вследствие универсальности этого синдрома в организме происходят патогномоничные физиологические изменения, которые вкупе
с психологическими характеристиками могут выступать в качестве маркеров ранней диагностики школьной дезадаптации у детей с ОВЗ.(3)
На сегодняшний момент предложен довольно широкий арсенал психодиагностических методик для определения школьной дезадаптации у детей как дошкольного, так и младшего и среднего школьного возрастов тех периодов, когда отмечаются кризисные моменты из-за максимально выраженных колебаний социального, психологического и физиологического характера(2).
В качестве вспомогательных методов определения тонуса симпатоадреналовой системы, изменения, которого являются неотъемлемым звеном патогенеза школьной дезадаптации, могут быть использованы функциональные пробы на преобладание симпатической или парасимпатической системы клиностатическая и ортостатическая пробы, которые нашли широкое применение при оценке функционального состояния, как взрослого, так и детского и подросткового контингента (4).
Гипосимпатикотонический тип реагирования на эту пробу свидетельствует о нарушении компенсаторной реакции симпатоадреналовой системы, причиной которых могут быть нейрогенные или эндокринные нарушения, гиперсимпатикотонии о наличии очага возбуждения в центрах, регулирующих симпатическую нервную систему или повышенный выброс катехоламинов. Процессы, регистрируемые в этих функциональных пробах, отражают состояние напряжения в механизме адаптации организма преобладание возбуждения или торможения в мозговой деятельности обследуемого (5).
В корреляции с психологическими характеристиками и показателями социометрического исследования данные функциональные пробы позволят объективизировать раннюю диагностику школьной дезадаптации у детей с ОВЗ. Универсальность, простота и безопасность проведения, возможность их применения для обследования детей с ограниченными возможностями здоровья дают возможность широкого их использования в условиях общеобразовательных учреждений.

Литература

1. Агаджанян Н.А. Социальная физиология: адаптация и здоровье человека. М, 2004. С. 313.
2. Адаптация к школе. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации: методическое пособие. Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006. 46 с.
3. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина., 2005. 477 с.
4. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: ФИС, 2007. 222 с.
5. Баевский Р.М. Оценка адаптационных возможностей организма и риска заболеваний. М., 1997. 52 с.
6. Дорожевец Т.В. Диагностика школьной дезадаптации. - Витебск, 1995. 154 с.