Особенности проведения профилактической работы с детьми младшего школьного возраста


Особенности проведения профилактической работы с детьми младшего школьного возраста. Необходимость. Эффективность. Особенности младшего школьного возраста Биологическое развитиеПсихическое развитиеОсобенности социальной ситуации Биологическое развитие Развитие центральнойи вегетативнойнервных систем Развитие костной и мышечной систем Изменение деятельности внутреннихорганов Биологическое развитие особенности поведения Возрастает подвижность нервных процессов, преобладание процессов возбуждения, в следствии недостаточной стабильности корково-подкорковых отношенийСозревают лобные отделы больших полушарий головного мозгаАктивно развиваются крупные мышцы Эмоциональная возбудимость, непоседливость, трудности с сосредоточением, повышенная утомляемость Развитие произвольности и контроля, возрастает мыслительная продуктивность Лучше получаются сильные, размашистые движения, чем мелкие точные Психическое развитие Формирование произвольностиКонкретное мышление преобладает над абстрактнымСовершенствование познавательных процессовФормирование высших психических функций планирование, выполнение программ действий, осуществление контроляотсутствие понимания пространства и последствий восприятия, памяти, внимания чтения, счета, речи Формирование самосознания Самосознание Потребность в признании Осознание прав и обязанностей Осознание времени Похвалы/порицания со стороны учителя, родителейШкольной успеваемостиОценки сверстников Самооценка ребенка напрямую зависит от: Личностные характеристикимладшего школьника Доверчивое, безраздельное подчинение авторитету учителей.Повышенная чувствительность, сенсетивность. Наивно-игровое отношение ко многим событиямПодражание.Сложность в различение фантазии и фактов реальности. (Вера в сказки и правильность всех поступков и суждений старших.)Любят узнавать новое.С удовольствием развивают физические и интеллектуальные качества.Нуждаются в поддержке со стороны взрослых – от этого зависит самооценка.Получают наслаждение от общества, игры. Игра – это их работа по исследованию мира. Особенности социальной ситуации Смена привычного образа жизниНеобходимость подчинения новым правилам, нормам поведенияНовые отношения с людьмиНовый социальный статус школьника Необходимость и актуальность Младший школьный возраст - это период интенсивного усвоения самых разных правил, не только учебных, но и общественной жизни. Поэтому профилактику отклоняющегося поведения и злоупотребления ПАВ необходимо проводить уже в это время, еще до того как дети приобретут дезадаптивные формы поведения и начнут употреблять алкоголь, наркотики и другие ПАВ. Особенности построения профилактической программы для детей младшего школьного возраста Принципы построения профилактических программ: Долгосрочность и непрерывностьПоследовательностьАдресность ДоступностьПрофессионализм и своевременность Долгосрочность и непрерывность Желательно:Количество занятий - не менее 15 занятийПроводить занятия не реже 1 раза в неделю.Работать над формированием социально-поддерживающей среды (работа по созданию команды). Очень важно, что бы обучение здоровому жизненному стилю проходило в игровой форме, так как именно игра для детей младшего школьного возраста игра остается ведущей деятельностью и она наиболее близка и доступна детской психике. Игра как основная форма работы А) игра приятна;Б) игра протекает спонтанно и предполагает наличие у участников внутренней мотивации;В) игра требует высокой гибкости психических процессов и ролевой пластичности;Г) игра является естественным следствием физического и интеллектуального развития ребенка. Детям важна форма преподнесения новых знаний. Если этот процесс будет навязанным и вынужденным, то новая информация не будет усвоена. Обучение должно приобрести личностный смысл, быть не простой сухой формулой, а живым источником. Главные критерии успешной программы профилактики для детей младшего школьного возраста Потребность в самореализациии развитии Потребность в уважении Потребность в любви и принадлежности к группе Потребность в безопасности Биологические и физические потребности Успех программы КонтекстБазовые потребности (удобное, теплое, светлое помещение, еда и напитки)Безопасная обстановкаХорошее взаимодействие с участникамиЧеткое планированиеПрофессиональный и уверенный ведущийЧетко определенные профессиональные и личностные границы СодержаниеИнтерактивностьРазнообразиеУчет культуральных особенностейПостоянная оценка работыПолучение знаний, выработка навыков и установок. Н З У Качества, необходимые ведущему детской группы: Иметь базовую психологическую подготовку.Любить детей.Понимать, что ребенок – личность, со своими взглядами на жизнь, достойными уважения.Знать разные способы подачи информации, разные игры. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!