Авторская программа дополнительного образования детей младшего школьного возраста Компьютерный мир


МБОУ «Новоаксубаевская начальная общеобразовательная школа» Аксубаевского муниципального района РТ
.
Авторская программа
дополнительного образования детей младшего школьного возраста
«Компьютерный мир»
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации программы:
2 года
Автор программы:
Гурьянова Татьяна Николаевна
2013 год
Пояснительная записка
Компьютер – неотъемлемая часть современной жизни, однако не каждый ребенок знает, как с помощью компьютера решить некоторые учебные задачи: написать реферат, подготовить иллюстративный материал, найти информацию в Интернет, подготовить компьютерную презентацию.
Часто говорят, что в современных условиях развитого прикладного программного обеспечения (компьютерных игр) использование компьютера как помощника в обучении потеряло свое значение. С одной стороны, это действительно так, но, с другой стороны, использование компьютера в учебных целях связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, планирование ее и т.д.), которые по праву носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых - одна из приоритетных задач современной школы.
Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах.
Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.
Данный курс носит пропедевтический характер. К пропедевтическим элементам компьютерной грамотности относится умение работать с прикладным программным обеспечением. Программа курса состоит из четырех ступеней, фактически продолжающих друг друга, но между тем каждая является самостоятельной частью усвоения информатики. Дети, приходя в школу в 1 класс и занимаясь в компьютерном кружке все 2 года, смогут освоить работу в основных прикладных программах, но между тем, если ребенок начнет заниматься позже, со 2 или 3 класса, он свободно сможет влиться в коллектив кружка.
Программа курса состоит из разделов:
1 год обучения - 128 часов:
- «Юный компьютерный художник»,
- «Мастер печатных дел»
2 год обучения - 128 часов:
- «Мастер презентации»,
- «Школьная газета»
Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями и планировать свою деятельность, и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, и строить информационную модель исследуемого объекта или процесса, и эффективно использовать новые технологии.
Такие умения необходимы сегодня каждому молодому человеку. Поэтому первой и важнейшей задачей школьного курса информатики является формирование у учащихся соответствующего стиля мышления, и начинать это следует в младших классах.
Развитие детей младшего школьного возраста с помощью работы на компьютерах, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики. В этой связи актуальными становятся вопросы о формах и методах обучения детей с первого класса.
Концепция обучения ориентирована на развитие мышления и творческих способностей младших школьников. Сложность поставленной задачи определяется тем, что, с одной стороны необходимо стремиться к развитию мышления и творческих способностей детей, а с другой стороны - давать им знания о мире современных компьютеров в увлекательной, интересной форме.
Поэтому очень важна роль курса информатики в начальных классах.
Во-первых, для формирования различных видов мышления, в том числе операционного (алгоритмического). Процесс обучения сочетает развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря использованию графических и звуковых средств.
Во-вторых, для выполнения практической работы с информацией, для приобретения навыков работы с современным программным обеспечением. Освоение компьютера в начальных классах поможет детям использовать его как инструмент своей деятельности на уроках с применением компьютера.
В-третьих, для представления об универсальных возможностях использования компьютера как средства обучения, вычисления, изображения, редактирования, развлечения и др.
В-четвертых, для формирования интереса и для создания положительных эмоциональных отношений детей к вычислительной технике. Компьютер позволяет превратить урок информатики в интересную игру.
Программа курса ориентирована на большой объем практических, творческих работ с использованием компьютера. Работы с компьютером могут проводиться в следующих формах. Это:
ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ - работу на компьютере выполняет учитель, а учащиеся наблюдают.
ФРОНТАЛЬНАЯ - недлительная, но синхронная работа учащихся по освоению или закреплению материала под руководством учителя.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ- выполнение самостоятельной работы с компьютером в пределах одного, двух или части урока. Учитель обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся.
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ – выполнение работы в микро группах на протяжении нескольких занятийРАБОТА КОНСУЛЬТАНТОВ – Ученик контролирует работу всей группы кружка.Занятия кружка информатики, их непохожесть на другие уроки несут детям не только приятные минуты совместной творческой игры, но и служат ключом для собственного творчества.
При построении курса поставлены следующие задачи:
знание возможностей и ограничений использования компьютера как инструмента для практической деятельности;
умение использовать компьютер на практике только в тех случаях, когда это эффективно;
формирование операционного стиля мышления;
умение формализовать задачу, выделить в ней логически самостоятельные части;
формирование конструкторских и исследовательских навыков активного творчества с использованием современных технологий, которые обеспечивает компьютер;
Программное обеспечение:
Операционная система Windows 2007
Графический редактор Paint
Текстовый редактор Word 2010
Компьютерная программа МИР ИНФОРМАТИКИ
Редактор Power Point 2010
Прогнозируемые результаты:
По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни. Ожидается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией учащиеся будут уметь:
•знать правила поведения в компьютерном классе;
•уметь осуществлять элементарные действия с компьютером (включать, выключать, сохранять информацию на диске, выводить информации на печать);
•называть составные части компьютера (монитор, клавиатура мышь, системный блок и пр.);
•уметь представлять текстовую, числовую и графическую информацию на экране компьютера с помощью клавиатуры и мыши: печатать заданный простой текст (в текстовом редакторе), изображать заданные геометрические фигуры в цвете в графическом редакторе);
•уметь самостоятельно использовать в учебной деятельности информационные источники, в том числе ресурсы школьной библиотеки и медиатеки;
•иметь элементарные навыки работы на компьютере.
Тематическое планирование раздела кружка«Юный компьютерный художник»(64 часа)
ВВЕДЕНИЕПроцесс создания компьютерного рисунка значительно отличается от традиционного понятия "рисование". С помощью графического редактора на экране компьютера можно создавать сложные многоцветные композиции, редактировать их, меняя и улучшая, вводить в рисунок различные шрифтовые элементы, получать на основе созданных композиций готовую печатную продукцию. За счет автоматизации выполнения операций создания элементарных форм — эллипсов, прямоугольников, треугольников, а также операций заполнения созданных форм цветом и других средств создания и редактирования рисунка становится возможным создание достаточно сложных изобразительных композиций детьми.
Цели программыЦелью создания настоящего курса является формирования художественной культуры младшего школьника, привития навыков работы с компьютерной графикой и осознания связей и взаимодействия искусства с жизнью (на примере рекламы, телевидения, книжной графики, промграфики и т.п.).
Задачи программыЭстетическое воспитание учащихся.
Развитие художественного вкуса, творческого воображения и мышления учащихся средствами графических изображений.
Привитие любви к искусству, развитие стремления к познанию посредством компьютерного рисунка.
Первый год обучения (128 часов)
Правила поведения и техники безопасности в компьютерном кабинете (1 час)
Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете. Демонстрация возможностей компьютера и непосредственно того, что они будут делать на кружке.
Компьютер и его устройства (8 часов )
Знакомство с компьютером и его основными устройствами, работа в компьютерной программе «Компьютерный мир »
Графический редактор Paint (55 часов)
Знакомство с графическим редактором, его основными возможностями, инструментарием программы. Составление рисунков на заданные темы. Меню программы.
№ ппТема Часы
1 Правила техники безопасности. 1
2 Компьютер и его составляющие. Программы. 8
3 Графический редактор Paint. Первое знакомство. Вызов программы 2
4 Инструментарий программы Paint. Меню и палитра инструментов, сохранение выполненной работы в файле, открытие файла для продолжения работы 4
5 Функция раскрашивания в графическом редакторе. 2
6 Раскрашивание готовых рисунков. 4
7 Декоративное рисование. (Линии, прорисовка геометрических тел, узоры орнамент, цвет) 4
8 Проба пера. Проект. Тематическая композиция (Создание композиций на тему: «Моя дом», «Моя школа»)6
9 Функция копирования. Составление рисунков. 2
10 Шрифт. Виды шрифтов (начертания, размеры), выбор шрифта, создание надписи, корректировка надписи 6
11 Проект. Книжная графика (книжная обложка, календарь, поздравительная открытка) 8
12 Театральная графика (Создание образца занавеса, эскизов костюмов и головных уборов) 4
13 Пейзаж. Понятие пейзажа, примеры, понятия (пространство, ближе, дальше, за, около, ритм, размер)2
14 Промышленная графика Создание образца упаковки (фантика) конфеты, шоколадки, мороженного, работа с библиотекой символов 4
15 Декоративное рисование. Упражнения, повторение и закрепление пройденного материала. Создание коллекции рисунков. 7
Тематическое планирование раздела кружка«Мастер печатных дел»ВВЕДЕНИЕВведение нового средства построения текста на ранних этапах школьного обучения может помочь создать более благоприятные условия для развития самостоятельной письменной речи и коррекции ее недостатков у детей. Однако возникает вполне закономерный вопрос: можно ли научить пользоваться текстовым редактором детей младшего школьного возраста. Использование компьютерной технологии дает ребенку уникальное преимущество: он может редактировать целостный текст, а не вырванные из него фрагменты, постоянно анализируя, насколько улучшается его сочинение под влиянием каждого внесенного изменения. Традиционно используемые в обучении средства редактирования текста (переписывание и работа над ошибками) не дают ребенку такой возможности. Таким образом, третий аргумент состоит в том, что благодаря компьютерной технологии открывается столь необходимая детям возможность редактировать целостный текст в любом аспекте (по смыслу, структуре, лексико-грамматическому оформлению, стилю и др.). Особенно важно, что применение компьютерной технологии позволяет совершенствовать необходимые для построения текста действия и операции, подчиняя их смысловой работе над текстом.
Цели программыСодействовать развитию умения редактированию, набору текстов на компьютере и последующее использование этого умения в процессе развития письменной речи, а так же составление рисунков, грамот, похвальных листов, буклетов.
Задачи программыРазвитие навыков работы в текстовом редакторе
Овладение навыков набора компьютерного текста
Вызывать, развивать и поддерживать мотивацию маленьких школьников к совершенствованию своей письменной речи;
Приучать ребенка редактировать текст многократно, но при этом последовательно, выбирая порядок действий с учетом индивидуальных потребностей ученика;
Научить ребят использовать полученные знания, умения, навыки в жизни.
В конце изученного курса текстовый редактор учащиеся уже имеют навыки набора текста, его редактирования, могут изменить шрифт, его размер, начертание; применяют различные типы выравнивания абзацев (по правому краю, по левому краю, по центру, по ширине); могут использовать в своей работе объект WordArt а также простейшие автофигуры. Для определения готовности деятельности учащихся в нестандартных (новых) условиях предлагается задача, на реализацию которой детям отводится два урока: оформить поздравительную открытку к произвольному празднику (Новому Году, 23 февраля, 8 марта, Дню Святого Валентина, Дню рождения и др.).
Содержание:
Демонстрация возможностей компьютера и непосредственно того, что они будут делать на кружке.
Компьютер и его устройства (4 часа)
Знакомство с компьютером и его основными устройствами, работа в компьютерной программе «Мир информатики» (4 часа).
Текстовый редактор Word (56 часов).
Знакомство с текстовым редактором Word. Меню программы, основные возможности. Составление рефератов, поздравительных открыток, буклетов, брошюр, схем и компьютерных рисунков – схем.
№ ппТема Часы
1 Правила техники безопасности 1
2 Компьютер и его составляющие. Первое знакомство. Программы. 4
3 Текстовый редактор Word . Первое знакомство. Вызов программы. 4
4 Клавиатура. Основные клавиши
Работа с клавиатурным тренажёром 10
5 Инструментарий программы.
Меню «Файл» 2
6 Редактирование текста. Меню «Главная» 2
7 Набор текста. 6
8 Меню «Вставка». Создание грамоты. 4
9 Меню «Вставка». Составляем поздравительную открытку. 4
10 Оформление сочинения. 8
11 Меню «Ссылки». Реферат, правила оформления рефератов. 4
12 Оформление буклетов 5
13 Создание компьютерного рисунка в текстовом редакторе. Схемы. 2
14 Брошюра. Оформление. 2
15 Творческий проект. Оформить брошюру 6
Второй год обучения (128 часов)
Тематическое планирование раздела кружка«Мастер презентации»ВведениеВ современном мире очень часто требуется навык свободно говорить, представлять себя или что-то. Этому нас учит презентации . Презентация – это представление готового продукта. А человек это тоже продукт и от того как мы представим себя нас возьмут на хорошую работу, к нам будут относиться на должном уровне. А компьютерная презентация позволяет подкрепить наше выступление смотрибельной информацией. Она является твердой опорой, на которую всегда можно опереться. Младших школьников компьютерная презентация учит структурировать знания, работать с большими объемами информации, не бояться говорить о своих мыслях, защищать свои проекты, но при этом она повышает интерес к предмету, развивает эстетические чувства.
Цели программыЦелью создания курса является формирование эстетического чувства, привития навыков работы на компьютере, использование полученных знаний на других предметах
Задачи программыпомощь детям в изучении использования компьютера как инструмента для работы в дальнейшем в различных отраслях деятельности
помощь в преодолении боязни работы с техникой в т.ч. решение элементарных технических вопросов;
изучение принципов работы наиболее распространенных операционных систем;
помощь в изучении принципов работы с основными прикладными программами;
Начальное формирование навыков работы на компьютере в редакторе PowerPoint (мастер составления презентаций);
Начальное формирование работы в сети Internet
творческий подход к работе за компьютером (более глубокое и полное изучение инструментов некоторых прикладных программ);
Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;
Расширение кругозора, развитие памяти, внимания, творческого воображения, образного мышления;
обучение детей младшего школьного возраста работе за компьютером, а также подготовка их к старшему звену
Правила поведения и техники безопасности в компьютерном кабинете (1 час)
Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете. Демонстрация возможностей компьютера и непосредственно того, что они будут делать на кружке.
Компьютер и его устройства (2 часа)
Знакомство с компьютером и его основными устройствами, работа в компьютерной программе «Мир информатики » (1 час).
Редактор Power Point (60 часов)
Знакомство с редактором Power Point, меню программы, создание презентации на заданные темы, использование эффектов анимации, гиперссылки.
№ ппТема Часы
1 Техника безопасности 1
2 Компьютер и его составляющие. Программы. 1
3 Знакомство с программой PowerPoint 4
4 Основные возможности программы PowerPoint 4
5 Составление простейшей презентации 6
6 Творческий Проект. «Это я» 6
7 Добавление в презентацию картинок, арт текстов. 6
8 Творческий проект. «Мой класс» 8
9 Добавление эффектов анимации в презентацию 6
10 Творческий Проект. «Моя семья» 8
11 Составление презентации с вложениями. Гиперссылки. 2
12 Поиск информации для презентации в Интернет 6
13 Творческий проект «Мое село» 6
Тематическое планирование раздела кружка«Школьная газета»
Цели: оградить ребят от влияния улицы; воспитать творческую личность, умеющую общаться с людьми разного возраста и социального положения, умеющую излагать свою точку зрения; дать возможность реализовать свои способности; может быть, даже дать некоторую профориентацию; воспитать патриота.
Задачи:
        научиться каждому работе на компьютере, уметь делать необходимую для создания газеты работу: правильно набирать текст, уметь правильно фотографировать, сканировать рисунки и фотографии, делать верстку;
        повысить орфографические и пунктуационные навыки;
        уметь корректировать и редактировать тексты;
        распределять материал в номере;
        повысить навыки речевой культуры и общий культурный уровень учащихся;
        научиться видеть и уметь выбирать главное, значимое, из множества событий;
        уметь анализировать и делать выводы.
 
№ Тема Часы
1 Техника безопасности 1
2 Обсуждение статей номера 3
3 Подбор материала 4
4 Набор материала (Работа в текстовом редакторе). 6
5 Составление газеты 6
6 Выпуск номера 6
7 Обсуждение статей номера 2
8 Подбор материала 4
9 Набор материала (Работа в текстовом редакторе) 4
10 Составление газеты 6
11 Выпуск номера 2
12 Обсуждение статей номера 2
13 Подбор материала 4
14 Набор материала (Работа в текстовом редакторе) 4
15 Составление газеты 4
16 Выпуск номера 4
17 Обсуждение статей номера 2
После изучения всего курса учащиесядолжны знать:
правила поведения в компьютерном классе;
как работать в редакторах PowerPoint, Paint, Word;
основные функции редакторов;
основы работы в сети Internet
должны уметь:
работать в редакторах PowerPoint, Paint, Word;
составлять рисунки с применением всех изученных функций графического редактора;
составлять поздравительные открытки;
составлять презентации с использованием арт текстов, картинок, эффектов анимации, гиперссылок ;
составлять газетные статьи с добавлением картинок, арт. текстов;
сканировать изображения;
работать в сети Internet т. д.
Список литературы
Горячев А.В. Информатика и ИКТ», 2-4 кл.
Я познаю мир. Детская энциклопедия. - М.: АСТ, 2006
Тесты для детей. Сборник тестов и развивающих упражнений / Составители М.Н.Ильина, Н.Я. Головнёва. - СП, Дельта
«Компьютер для детей», Москва, АСТ-Пресс, 2003 год
В.П. Леонтьев «Первые шаги в Word.-М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.
В.П. Леонтьев «Первые шаги в PowerPoint».-М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.
В.П. Леонтьев «Интернет».-М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.