Внеурочная деятельность. Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по ИЗОНИТИ.
13 EMBED Word.Document.8 \s 14151.Пояснительная записка
Создание произведений нитяной графики – одна из наиболее эмоциональных сфер деятельности детей. Работа с графическим натяжением нитей расширяет кругозор возможностей ребенка, развивает пространственное воображение.
Основной материал для работы – картон, бархатный картон, нитки различных цветов и оттенков. Основные элементы натяжения нитей – угол, круг, овал , звезда, сердечко, квадрат, треугольник, дуга и т.д. Можно смешивать изонить с другими технологиями.
Освоение техники изонити, позволяет выполнять поздравительные открытки к любому празднику. Работа не требует дорогостоящих материалов, увлекательная, проста в исполнении и оригинальна. Взрослые и дети, увидевшие изонить впервые, спрашивают – как это делается?
При выполнении работ по изонити у детей развивается наглядно-образное мышление, творческое воображение, память, точность движения пальцев рук. Дети, занимающиеся изонитью, приобретают такие качества, как усидчивость, целеустремлённость, развивают собственный творческий потенциал. В ходе работы ребёнку необходимо запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы натяжения нитей – всё это стимулирует, совершенствует трудовые умения ребёнка, формирует культуру труда. В познавательном плане: расширяется круг знаний, умений, навыков в технике изонити; расширяется кругозор, повышается интерес к культуре декоративно – прикладного искусства.
В маленьком человеке заложено стремление узнавать и создавать, все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.
Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях поиска и занятии нитяной графикой. Открытие в себе творческой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в других сферах жизни – в учебе, в общении с другими. Помочь в этих устремлениях призвана данная программа. Она рассчитана на работу с детьми 8-10 лет и состоит из следующих этапов:
- ознакомительный, 1 год обучения, 7 лет
- развивающий, 2 год обучения, 8 – 9 лет
- исследовательский, 3 год , 10-11 лет
Каждый этап ставит свои задачи и имеет определенный объем тем с дифференцированным подходом к детям внутри каждой группы.
Второй год обучения - это выполнение окружностей в технике изонити. Задания здесь постепенно усложняются за счет составления сложных композиций, сочетающих окружности, дуги, завитки и углы, моделирования, самостоятельного выбора темы.
Цель программы – создать условия для развития личности ребенка и раскрыть его творческий потенциал посредством освоения техники изонити, развивать мелкую моторику, образное и пространственное мышление.
Задачи:
привить интерес к нитяной графике и пробудить желание совершенствования в данном направлении декоративно-прикладного творчества;
формировать устойчивый интерес к художественной деятельности;
воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, поощрять доброжелательное отношение друг к другу;
воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени;
развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
развивать визуальный опыт детей через посещение выставок других направлений декоративно-прикладного творчества.
продолжать формировать осознанное выполнение правил техники безопасности, закреплять навыки работы с иглой и шилом;
продолжать формировать умение анализировать образцы, схемы;
познакомить с техникой изонити выполнения различных окружностей, дуг и завитка;
познакомить с геометрическим понятием: хорда;
показать зависимость рисунка от размера хорды;
научить детей выполнять на основе одного круга несколько окружностей с различной хордой;
формировать умение создавать композиции, используя различные комбинации: окружности и завитки, углы и овалы и т. д.;
формировать умение моделировать предмет.
2. Учебно-тематический план (68ч). Приложение к РП.
3. Общая характеристика учебного курса
Программа курса по изонити рассчитана на полный курс обучения детей 4 классов новой для них технике. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение технике, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций. Во время занятий для создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки, что способствует эмоциональному развитию детей.
Формы и методы обучения
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.); наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.); практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.). объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию; репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся. фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися; индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы; групповой – организация работы в группах; индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.
4.Описание места учебного предмета в плане.
Программа курса по изонити адресована учащимся 4-б класса, составлена из расчёта 2 часов в неделю (68 часов в год).
Дети знакомились с этой техникой во 2-3 классе, поэтому они умеют обращаться и иголками, знают, что такое разметка, могут прокалывать отверстия шилом, переводить рисунок на картон с помощью копировальной бумаги или шаблонов. Приемы вышивки в начале года еще раз все повторяются.
5. Содержание программы
Цель программы - развитие способностей ребят посредством курса нитяная графика
Введение в образовательную программу. Вводное занятие. Рабочее место. Инструменты.
Техника безопасности при работе. Что могут нитки, изобразительные свойства ниток. Различные виды ниток, Структура, качество. Виды перевода рисунка и определение количества точек (сквозных отверстий) и их нумерация. Обработка изделия после работы. Тренировочные упражнения по формированию умения вдевать нить в иглу, в сквозные отверстия.
Раздел 1. Основные приемы техники «Изонить».
Заполнение нитью окружности, угла, треугольника, овала, сердечка.
Раздел 2. Узоры с окружностями.
Заполнение нитью окружности разными способами. Показать как влияет хорда разной длины на степень заполнения окружности. Познакомить с разнообразными способами заполнения окружности6 хордовые, из центра, в центр, из одной точки.
Раздел 3. Узоры с углами.
Заполнение нитью угла. Творческие работы учащихся. Различные геометрические фигуры с углом. Закладка.
Раздел 4. Узоры с треугольниками. Знакомство с техникой заполнения треугольников из разных точек. Принципы работы. Выивка шестигранника из треугольников. Закладка. Вышивание новогодних елок разными способами. Украшение елок пайетками и бисером.
Раздел 5. Узоры с овалами.
Переплетение овальных колец. Творческие работы учащихся.
Раздел 6. узоры с сердечками.
Вышивание сердечек и композиций из них.
Раздел 7. Декоративные узоры.
Вышиваем ромашки, розы, бабочки, растительные узоры.
Раздел 8. Вышивание звезды.
Знакомство с двумя способами вышивания звезд. Один на основе заполнения угла, второй способ –наружное вышивание звезды.
Раздел 9. Изонить с квиллингом.
Узоры на бумажных тарелочках. Внутри тарелочек цветы, выполненные в технике квиллинга.
Сочетание изонити с квиллингом.
Раздел 10. Изонить с бисером и пайетками.
Вышивание вазы простым способом горизонтальных полос, различных форм. Заполнение вазы цветами из пайеток и бисера.
Выставки внутри группы один раз в четверть. Итоговая выставка один раз в год. Участие в календарных праздниках, подготовка к ним. По возможности экскурсии для развития кругозора ребят.
6.Предполагаемые результаты реализации программы
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты: - Воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. - Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. - Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. - Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. - Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтных ситуаций и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Предметные результаты: Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии. Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека. Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач, развитие индивидуальных способностей.
К концу обучения по программе «ИЗОНИТЬ» обучающиеся научатся
Соблюдать технику безопасности;
правилам работы в технике изонити;
геометрическим терминам: угол (острый, прямой, тупой), вершина угла, правая (левая) сторона угла, круг, овал, хорда;
расположению форм в пространстве;
количественному и порядковому счету;
выполнять углы, окружности, дуги и завитки в технике изонити;
находить нужное направление в сложных работах (при наложении одних фигур на другие);
ориентироваться на плоскости (вверху, внизу, слева, справа, посередине, внутри, по краю);
подбирать цвет нити к фону, сочетание или контрастные нити к своим работам, выбирать нити по толщине;
определять лицевую и изнаночную сторону изделия;
К концу обучения по программе «ИЗОНИТЬ» обучающиеся получат возможность научиться
составлять из фигур композиции, предметы;
работать с иглой, шилом и трафаретами.
7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
№
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)*
1.
Леонова О. Рисуем нитью. Санкт-Петербург, 2010г.
2.
Бурундукова Л. Волшебная изонить. Москва «Арт-Пресс»,2010 г.
3
Уроки труда в начальной школе Николкина Т.А. Волгоград 2011г.
4
Технология Учебник 3 кл. РогозинаТ.М.. Москва. Академкнига. 2012г.
5
Технология «Твори, выдумывай, пробуй». Цирулик Н.А. Технология 3 класс. Издательство «Учебная литература» Издательский дом Федоров 2012г.
2. Печатные пособия
1
Авторские работы учителя.
Образцы учителя.
3. Технические средства обучения
1
Мультимедийная установка
2
Ноутбук.
3
Доска Смарт.
4.Материально-техническое оснащение
1
Набор цветных нитей. (Ирис 10 цветов).
2
Ножницы, игольницы, иголки -10-15 шт. Шило 10-15 шт.
3
Карандаши.
4
Картон (цветной и белый), бархатный картон.
5
Папки для учащихся.
6
Скотч, пайетки, бисер.
2. Учебно-тематический план по изонити.
№
Наименование разделов,
блоков, тем
Всего
часов
Количество часов
Характеристика деятельности обучающихся
Дата
Дата
Ауди-тор
ные
Внеуади
торные
1
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
1
1
Повторить правила работы с колюще-режущими инструментами. Вспомнить с детьми понятие изонити. Находить отличия лицевой и изнаночной стороны.
1. Основные приемы техники «ИЗОНИТЬ»
2
Материалы и инструменты.
Подготовка к работе.
1
1
Повторить технику изонити, приемы заполнения окружности , угла, треугольника, овала и сердечка.
Определять необходимые материалы и инструменты.
Подбирать цвета ниток.
Применять правила работы с иглой, ножницами.
Составлять план заполнения окружности.
Контролировать и корректировать свою работу.
Оценивать качество изготовленного изделия по заданным критериям.
Использовать технику изонити для создания изделия.
Применять навыки организации рабочего места и рационального распределения времени на изготовление изделия.
Выполнять самостоятельно разметку и заполнять окружность.
Выполнять различные узоры на основе окружности. Применять полученные знания на практике.
3
Вышивание окружности.
1
1
4
Вышивание угла.
1
1
5
Вышивание треугольника.
1
1
6
Вышивание овала.
1
1
7
Вышивание сердечка.
1
1
2. Узоры с окружностями
8
Заполняем окружность разными способами. Способ 1
1
1
Продолжать осваивать технику изонити различными приемами.
Познакомить с приемом заполнения окружности с различными хордами и с окружностями, где заполняется центр окружности.
Подбирать цвета ниток.
Применять правила работы с иглой, ножницами.
Составлять план заполнения угла, спирали, дуги и треугольника.
Контролировать и корректировать свою работу.
Оценивать качество изготовленного изделия по заданным критериям.
Использовать технику изонити для создания нового изделия.
Применять навыки организации рабочего места и рационального распределения времени на изготовление изделия.
Выполнять самостоятельно разметку и заполнять угол.
Создавать своё изделие – закладку и использовать её для книг.
9
Заполняем окружность разными способами. Способ 2
1
1
10
Узоры на основе заполнения окружности.
1
1
11
Творческие работы учащихся.
1
1
12
Творческие работы учащихся.
1
1
13
Творческие работы учащихся.
1
1
3. Узоры с углами.
14
Закладка.
1
1
Продолжать осваивать технику изонити различными приемами.
Вспомнить прием заполнения угла двумя способами.
Подбирать цвета ниток.
Применять правила работы с иглой, ножницами.
Составлять план заполнения квадрата.
Контролировать и корректировать свою работу.
Оценивать качество изготовленного изделия по заданным критериям.
Использовать технику изонити для создания нового изделия.
Применять навыки организации рабочего места и рационального распределения времени на изготовление изделия.
Выполнять самостоятельно разметку и заполнять угол двумя способами.
Создавать своё изделие. Выполнять самостоятельно разметку и заполнять угол. Создавать узоры на основе угла.
15
Прямой угол
1
1
16
Творческие работы учащихся.
1
1
17
Творческие работы учащихся.
1
1
4. Узоры с треугольниками
18
Шестигранник из треугольников.
1
1
Познакомить с приемом заполнения треугольника из разных точек .
Подбирать цвета ниток.
Применять правила работы с иглой, ножницами.
Составлять план заполнения треугольника
Контролировать и корректировать свою работу.
Оценивать качество изготовленного изделия по заданным критериям.
Использовать технику изонити для создания нового изделия.
Применять навыки организации рабочего места и рационального распределения времени на изготовление изделия.
Выполнять самостоятельно разметку новогодней елки из треугольников и вышивать её.
Создавать новогодние открытки в технике « Изонить».
19
Шестигранник из треугольников.
1
1
20
Закладка с треугольниками.
1
1
21
Закладка с треугольниками.
1
1
22
Новогодняя елка. 1 способ.
1
23
Новогодняя елка. 1 способ.
1
24
Новогодняя елка. 2 способ.
1
25
Новогодняя елка. 2 способ.
1
26
Украшение елки пайетками и бисером.
1
27
Выставка работ учащихся.
1
1
5. Узоры с овалами.
28
Переплетаем овальные кольца.
1
1
Познакомиться с вышивкой овала и сердечек. Самостоятельно составлять орнамент.
Использовать технику изонити для оформления поделок.
Подбирать цвета ниток.
Применять правила работы с иглой, ножницами.
Составлять план заполнения узора.
Контролировать и корректировать свою работу.
Оценивать качество изготовленного изделия по заданным критериям.
Использовать технику изонити для создания своего изделия.
Применять навыки организации рабочего места и рационального распределения времени на изготовление изделия.
Выполнять самостоятельно разметку и заполнять узор.
Использовать знания для создания своего изделия. Соблюдать правила работы с ножницами и иголкой.
29
Переплетаем овальные кольца.
1
1
30
Творческие работы учащихся.
1
1
31
Творческие работы учащихся.
1
1
6. Узоры с сердечками
32
Вышиваем сердечки.
1
1
33
Вышиваем сердечки.
1
1
34
Композиция из сердечек.
1
1
35
Композиция из сердечек.
1
1
36
Творческие работы учащихся.
1
1
7. Декоративные узоры
37
Вышивание ромашки.
1
1
Самостоятельно составлять орнамент.
Использовать технику изонити для оформления поделок.
Подбирать цвета ниток.
Применять правила работы с иглой, ножницами.
Составлять план заполнения узора.
Контролировать и корректировать свою работу.
Оценивать качество изготовленного изделия по заданным критериям.
Использовать технику изонити для создания своего изделия.
Применять навыки организации рабочего места и рационального распределения времени на изготовление изделия.
Выполнять самостоятельно разметку и заполнять узор.
Использовать знания для создания своего изделия. Соблюдать правила работы с ножницами и иголкой.
38
Вышивание ромашки.
1
1
39
Вышивание розы.
1
1
40
Вышивание розы.
1
1
41
Вышивание розы.
1
1
42
Вышивание бабочки.
1
1
43
Вышивание бабочки.
1
1
44
Вышивание бабочки.
1
1
45
Растительные узоры.
1
1
46
Растительные узоры.
1
1
47
Творческие работы учащихся.
1
1
8.Вышивание звезды
48
Вышиваем звезду 1 способом.
1
1
Познакомиться с вышивкой звезды двумя способами. Выполнять самостоятельно разметку. Применять навыки организации рабочего места и рационального распределения времени на изготовление изделия. Соблюдать правила работы с ножницами и иголкой.
49
Вышиваем звезду 1 способом.
1
1
50
Вышиваем звезду 2 способом.
1
1
51
Вышиваем звезду 2 способом.
1
1
9. Изонить с квиллингом.
52
Узоры на тарелочках.
1
1
Познакомить с сочетанием изонити и квиллинга.
Подбирать цвета ниток и бумаги.
Применять правила работы с иглой, ножницами и инструментами для квиллинга.
Составлять план работы.
Контролировать и корректировать свою работу.
Оценивать качество изготовленного изделия по заданным критериям.
Использовать технику изонити и квиллинга для создания нового изделия.
Применять навыки организации рабочего места и рационального распределения времени на изготовление изделия.
Создавать открытки в технике « Изонить» с квиллингом.
53
Узоры на тарелочках.
1
1
54
Узоры на тарелочках.
1
1
55
Украшение из цветов в технике квиллинг.
1
1
56
Украшение из цветов в технике квиллинг.
1
1
57
Украшение из цветов в технике квиллинг.
1
1
58
Творческие работы учащихся.
1
1
59
Творческие работы учащихся.
1
1
60
Творческие работы учащихся.
1
1
10. Изонить с бисером и пайетками.
61
Вышиваем вазу.
1
1
Выполнять отделку своих работ пайетками и бисером.
Подбирать цвета ниток, бисера и пайеток.
Применять правила работы с иглой, ножницами.
Составлять план заполнения вазы.
Контролировать и корректировать свою работу.
Оценивать качество изготовленного изделия по заданным критериям.
Использовать технику изонити для создания нового изделия.
Применять навыки организации рабочего места и рационального распределения времени на изготовление изделия.
Выполнять самостоятельно вазы различной формы и цветов в вазе , использую пайетки и бисер.
Создавать открытки в технике « Изонить», используя различные материалы.
62
Вышиваем вазу.
1
1
63
Вышиваем цветы бисером и пайетками.
1
1
64
Вышиваем цветы бисером и пайетками.
1
1
65
Творческие работы учащихся.
1
1
66
Творческие работы учащихся.
1
1
67
Творческие работы учащихся.
1
1
68
Выставка работ учащихся.
1
1
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815
Root Entry
·