Внеурочная деятельность Искусство изонити
Внеурочная деятельность
для учащихся
«Искусство изонити»
Шаронова Селена Михайловна
Учитель физики
МБОУ СОШ №55
Самарская область
г. Тольятти
2014-2015
Содержание
Введение 3
История изонити 4
Применение изонити 6
Материалы и инструменты для ниточного дизайна 10
Техника исполнения 12
Кривые линии 13
Технологическая карта 15
Заключение 18
Используемые ресурсы 20
Приложение 21
Введение
Изонить или хордовая вышивка – техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путём пересечения цветных нитей на картоне. Это очень увлекательная работа, доступная людям любого возраста, начиная с самого младшего. Достоинство изонити ещё и в том, что выполняется она очень быстро и аккуратно с первого раза, да и фантазии есть, где разгуляться.
Цель
расширить и углубить знания и умения, полученные на уроках математики, изобразительного искусства;
овладение техникой изонити;
приобщить к традициям оригинального вида декоративно-прикладного искусства техники «изонить»;
изготовить изделие, используя свой дизайн,
развить абстрактное мышление.
Задачи
развить творческую и познавательную активность, художественное восприятие и вкус.
сформировать практические навыки изображения геометрических фигур с помощью нитяной графики.
развить абстрактное мышление, обучиться плоскостному моделированию, умению составлять из геометрических фигур изображения предметов и композиций.
Техника проста и доступна человеку любого возраста, ею легко может овладеть и взрослый, и ребенок. Используя, технику изонить каждый может создать красивые открытки, сувениры, упаковочные коробочки, обложки и закладки для книг, декоративные панно.
История изонити
Вышивание было известно в глубокой древности, а колыбелью его был Восток, в Азии это искусство широко процветало до того, как стало известно грекам и римлянам, хотя это изобретение они приписывают себе. Затем вышивание распространилось по другим странам.
Название «Изонить», характерно исключительно для России и означает способ рисования при помощи натянутых нитей. Термин «Изонить» в России ввел академик Геннадий Алексеевич Браницкий, заинтересовавшийся этой технологией во время своих командировок в США.
В мире рассматриваемая техника известна уже более 400 лет. Ее использовали английские ткачи. Они вбивали в деревянную поверхность гвоздики и натягивали между ними нити в различной последовательности, создавая причудливые графические узоры.
В вышивке по картону эту технику активно применяли в 19 веке. Особенность в том, что гвоздики заменены на дырочки. Однако приемы заполнения угла и окружности, которые составляют основу рассматриваемой техники, оставлены. Ввиду того, что данная техника и вид творчества имеют педагогический эффект и сравнительно малозатратна, объединения учащихся (кружки, мастерские, клубы) «Изонить» получили широкое распространение в учреждениях [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], а также в школах. Известны временные объединения (кружки) по обучению ниточному дизайну даже в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Эта техника позволяет приучать ребёнка к усидчивости, кропотливому ручному труду и активно развивать моторику. Цели занятий нитяной графикой младшими школьниками на уроках технологии:
1. Дает понятие о разных углах: величине, длине сторон, об окружности, хорде разной длины; упражняются в количественном и порядковом счете; закрепляют знание направлений: вверху, внизу, слева, справа; дает понятие о середине, центре, вершине, крае.
2. Развивает цветовое восприятие: понятия о холодных и теплых тонах, научит подбирать цвет к фону, научит различать толщину ниток, изнаночную и лицевую сторону изделия.
3. Развивает абстрактное мышление.
4. Научит детей владеть иголкой, шилом, ниткой, научит работать с трафаретом.
5. Развивает мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения, координацию движений рук под контролем глаз.
6. Воспитывает усидчивость, терпение, внимательность, старательность.
7. Познакомит с новым видом художественной деятельности, прививает умение использовать полученные знания на других видах изобразительной и трудовой деятельности.
8. Развивает активный и пассивный словарь детей; развивает объяснительную и доказательную речь.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Изонить сегодня
Современные расходные материалы позволяют получать очень эффектные изделия. Наряду с оригинальной техникой исполнения нитяной графики, существует другое направление ниточного дизайна - вышивка на картоне (изонить) теми же приемами (прием заполнения угла и окружности).
Интерес к нитяной графике то появлялся, то исчезал. Один из пиков популярности был в конце ХIХ века. Издавались книги по рукоделию, в которых описывался необычный способ вышивки на бумаге, простой и легкий, доступный детям. В работе использовались перфорированные карты (готовые шаблоны) и прием заполнения угла, стежки «крест», «стебельчатый» (для вышивания кривых). Используя минимум средств, любой человек смог бы изготовить причудливые сувениры к праздникам.
Чаще же используется картон – у него готовый цветовой фон и он обладает достаточной плотностью, нить не стягивает его при натяжении.
Картины из ниток оригинальны, красивы и эффективны. Они вызывают восторг и удивление. В разное время дня и с разных мест картины воспринимаются и смотрятся совершенно по-разному. В этом состоит одна из существенных особенностей, обусловленная своеобразным характером поглощения, отражения и рассеяния света блестящими нитками, местами пересечения ниток и фоном, на котором они сделаны. Это следует иметь в виду при выборе места, где будет висеть картина.
Разнообразие изонити Творчество изонить, как и другие виды декоративно-прикладного искусства имеет тесную связь с жизнью человека, с повседневным бытом. Это творчество распространилось в России и тесно связано с изучением народного творчества и художественных промыслов России, культурой и традициями русского народа. На данный момент пользуются большим спросом изделия эксклюзивные, оригинальные и неповторимые, выполненные индивидуально вручную, украшающие интерьер жилища. Изонить на дисках У каждого из нас накопилось огромное количество компакт дисков, и мы ищем куда бы их применить. В Интернете есть очень много примеров их применения в технике изонить. В объединении кружка мы попробовали освоить эту работу. Начали с простого рисунка, заполнение окружности, а затем составляли композиции и воплощали их в жизнь. Такими дисками мы украшали новогоднюю ёлку, стены в своих комнатах, дарили друзьям и родственникам. Диск имеет зеркальную поверхность и дополнительно можно украсить бисером, бусами, декоративными цветами. Теперь мы гордимся своими работами, которые выставляются на различных выставках и нас награждают грамотами. Для выполнения работы на дисках или тарелках, в начале составляют схему рисунка или чертят сам рисунок на тетрадном листе в клеточку. Можно составить целую композицию. Затем рисунок приклеивают или прикрепляют скотчем на изнаночную сторону. Отверстия в дисках можно просверлить дрелью, или на станке сверлом 1мм., при толстой нитке - 2мм. Можно проткнуть или проколоть отверстия раскаленной иглой, шилом. Применение программы Corel Draw при создании композиций В интернете можно много найти схем, но в основном это открытки, рисунки, сканы. Они не очень удобные для распечатки. Мы научились работать в программе Corel Draw, рисуем схемы, чтобы получилось ровно, чисто и красиво. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Изонить в декоре одежды В технике изонить можно выполнить и украшения. Получаются очень красивые и оригинальные изделия. Все девочки любят украшать себя всевозможными подвесками. А если это изделие выполнено своими руками, то оно ещё дороже. Придумать такое украшение зная технологию выполнения очень просто, нужно немного усидчивости и фантазии. Для выполнения украшения требуется рамка, которую изготавливаем из плотного картона. Край картона оформляем угловым узором, вырезаем и нити или проволоку зацепляем за углы. Затем картон убираем, а подвеску накрахмаливаем и соединяем между собой. Изонить в интерьере. Красиво выглядит изонить в интерьере. Единственное условие – требуется пространство. Можно оформить часть офисной стены. Красиво и оригинально будет смотреться холле, террасе. В основном интерьер украшают различными панно, картинами. Мы нашли единственную работу которая выполнена на стене. Надеемся, что и нам посчастливится сделать подобное.
Применение программы КОМПАС при создании композиций Для построения геометрических фигур и их разделения, мы на уроке использовали программу КОМПАС.
Объемная вышивка в технике [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – все элементы работы или какая-либо определенная их часть выполняются отдельно, после чего их собирают вместе. Такой вид изографики считается наиболее трудоемким, при необходимости можно работать коллективно. Такие работы имеют очень яркий и своеобразный вид, что нередко привлекает детей среднего и старшего возрастов. Объемную нитяную графику часто сочетают с другими видами вышивок и аппликациями. Комбинированные работы в технике изонить – работы, дополненные различными видами вышивок и аппликаций, а также бусинами, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], стеклярусом, пайетками и другими декоративными элементами.
Материалы и инструменты для ниточного дизайна
Для выполнения работ в технике ниточный дизайн необходимо иметь твердый фон, нитки и инструменты для работы. Фон. Доску, используемую в оригинальной технике ниточного дизайна, заменяют на картон - цветной или белый. Можно вышивать по коже. Сложнее вышивать по бархатной бумаге.Очень сложно для детей вышивать по плотной бумаге, но возможно. Так как бумага в отличае от ткани не обладает пластичностью и при сильном натяжении нити или рывке может порваться, необходимо контролировать свои усилия при вышивании и следить за соответствием толщины иглы, нити, расстоянием между ближайшими проколами и свойствами бумаги. Цвет фона подбирается в зависимости от замысла картины.
1. Материалы и инструменты.
Для выполнения работ в технике изонить не нужно специальных и труднодоступных материалов и инструментов. Для этого необходимо иметь твердый фон, нитки и инструменты для работы.
Фон.
Для фона используется цветной картон, бархатная бумага. Девочки старшего возраста пробовали применять ткань, натянутую на картон, работы получались достаточно интересные, но для младших и средних школьников вызывают определенные трудности. Цвет фона подбирается в зависимости от замысла картины. Проколы на картоне надо делать очень аккуратно, чтобы не испортить внешний вид, и лучше с лицевой стороны через шаблон. Если расчет рисунка идет на изнаночной стороне, то с изнанки можно наметить (слегка наколоть) точки, а основной прокол делать с лица. Детям сначала будет трудно соизмерять свои силы при прокалывании, но приобретая опыт практической работы и переходя от упражнений к выполнению своих творческих работ, они будут заинтересованы в аккуратном исполнении своих работ. К сожалению в наборах цветного картона нет достаточного количества цвета. Для некоторых работ фон можно нарисовать. Примеры работ можно увидеть в приложении.
Нитки.
Важную роль в композиции узора играет цвет ниток, поэтому они являются основным элементом картины. Для вышивания можно использовать любые нитки, но не очень толстые. Не подходят также и шерстяные нитки. Мы используем мулине, потому что у них богатая цветовая гамма и катушечные нитки из наборов. Лучше смотрятся нити с блеском, чем простые матовые. Для подбора цветовой гаммы будущей работы используем таблицы по цветоведению. Практикой установлен целый ряд правил составления цветовых гармоний, главные из них нюансные и контрастные. Часто применяются гаммы, построенные на следующих сочетаниях, отличающихся по светлоте оттенков одного цветового тона:
– трех цветов, один из которых объединяет два других и является их смешением;– двух или трех цветов, расположенных в спектре и близких по своей теплохолодности основного и дополнительного цветов (контрастная гамма);– трех цветов, расположенных на равных расстояниях в цветовом круге;– теплых тонов с черным или холодных тонов с белым.
Инструменты.
Для работы нужны: простой карандаш; иглы, ( номер иглы зависит от толщины картона и номера ниток, а так же расстояния между точками). Изящнее смотрятся работы, где расстояние между точками не большое, и нитки не толстые. Для таких работ нужны тонкие иглы; ножницы; канцелярские скрепки, с их помощью рисунок или трафарет крепится к фону; подкладка из плотного материала, чтобы не портить поверхность стола, в данный момент мы используем поролон, его можно нарезать необходимого размера и картон не скользит при прокалывания.
Техника исполнения
Техника изонити – это чистая математика:
раздел «Геометрическая форма: понятие о разных углах, величине, длине сторон, понятие об окружности, о середине, центре, хорде разной длины и её направлении;
раздел «Количество и счёт»: упражнения в количественном и порядковом счёте. Закрепляется понятие о точке отсчёта и что результат количественного счёта не зависит от начала отсчёта и направления счёта.
раздел «Ориентировка на плоскости»: знание направлений: вверх, вниз, слева, справа;
раздел «Симметрия»
раздел «Замечательные кривые» - кардиоида, нефроида, астроида, улитка Паскаля, логарифмическая спираль и другие.
изображение разных углов, окружностей, дуг, овалов, завитков, треугольников и других фигур и моделирование с их использованием образцов.
Кривые линии
В разговорном языке слова “кривой”, “кривая”, “кривое” употребляются как прилагательные, обозначающие то, что отклоняется от прямого, от правильного, от справедливого. Говорят о кривой палке, о кривой дороге, о кривом зеркале; “богат, да крив; беден, да прям”, - гласит пословица.
Математики употребляют слово “кривая” обычно в смысле существительного; они разумеют под этим словом кривую линию. Что же такое кривая линия? Как охватить в одном определении все кривые, которые рисуются на бумаге карандашом или пером, на доске мелом, вычерчиваются на ночном небе “падающей звездой” или ракетой?
Кривая или линия геометрическое понятие, определяемое в разных разделах геометрии различно.
Гипоцикло
·ида (от греческих слов
·
·
· под, внизу и
·
·
·
·
·
· круг, окружность) плоская кривая, образуемая точкой окружности, катящейся по внутренней стороне другой окружности без скольжения.
Астроида плоская кривая, описываемая точкой M окружности радиуса r, катящейся по внутренней стороне окружности радиуса R = 4r.
Гипотрохоида плоская кривая, образуемая фиксированной точкой, находящейся на фиксированной радиальной прямой окружности, катящейся по внутренней стороне другой окружности.
Кардиоида (греч.
·
·
·
·
·
· сердце, греч.
·
·
·
·
· вид) плоская линия, которая описывается фиксированной точкой окружности, катящейся по неподвижной окружности с таким же радиусом. Получила своё название из-за схожести своих очертаний со стилизованным изображением сердца.
Для освоения техники изонити достаточно знать три основных приема:
Заполнение угла;
Заполнение дуги;
Заполнение окружности.
Техника изонити: заполнение угла
Понадобятся: картон, цветные нитки (мулине, швейные, ирис) и инструменты игла с широким ушком, шило или толстая игла для прокалывания отверстий, циркуль, ножницы, линейка.
Технологическая карта
Заполнение нитью угла
Прокалывай отверстия шилом, положив под заготовку мягкий материал, например пенопласт, толстую, сложенную в несколько слоёв ткань или толстый картон.
Проколи отверстия по указанной схеме.
Проведи иголку с ниткой с изнанки на лицо в точке «1» внизу.
Проведи нитку в точку «1» на противоположной стороне угла сверху. Сделай маленький стежок на той же стороне угла и выведи иглу в точке «2». Проведи нитку по лицевой стороне на противоположную сторону в точку «2». Заполни весь угол до конца.
Посмотри, что должно получиться с изнанки:
Запомни! С изнанки игла всегда должна втыкаться в отверстие рядом на той же стороне угла. С какой стороны покажет направление стрелки.
Заполнение окружности
Запомни!
На лицевой стороне пропускай нить через одинаковое число точек. Следующий стежок делай с изнанки на лицевую сторону. Стежок выполняется рядом с местом выхода иголки. С какой стороны покажет направление стрелки.
Заполнение дуги
Начертите дугу, разделите ее на равные части, сделайте проколы в точках деления. Вденьте нитку в иголку и заполните фигуру по схеме.
Заключение
Достоинство изонити в том, что выполняется она быстро и придумать можно много интересных узоров. Этот вид творчества развивает воображение, глазомер, мелкую моторику пальцев, художественные способности и эстетический вкус. В технике нитяной графики можно изготовить не только декоративные панно, но и поздравительные открытки, сувенирные обложки, закладки для книг.
Происходит обучение плоскостному моделированию – умению составлять из окружностей и углов изображения предметов и композиций. Развивается абстрактное мышление. Происходит сенсорное развитие. Развивается цветовое восприятие: понятие о холодных и тёплых тонах, подборка цвета к фону; приходит умение различать толщину ниток, изнаночную и лицевую сторону изделия.
Что же даёт внеклассная работа изонити?
Во-первых, развитие творческой увлечённости каждого ребёнка декоративно-прикладной деятельностью, развитие его индивидуальных способностей.
Каждое занятие проводится в форме игры. Обучение осуществляется путём развития творческой активности ребёнка. Я не показываю детям образцы того, что они должны сделать.
Прежде чем приступить к работе с изонитью, необходимо заинтересовать детей этим видом прикладного искусства. С этой целью надо рассказать им о разных способах изображения предметов. Например, вы хотите, чтобы дети изобразили грибок. Как можно это сделать?
Можно просто нарисовать (показ рисунка);
Можно слепить (показ вылепленного грибка);
Можно сделать аппликацию (показ);
Можно сконструировать (показ бумажной конструкции);
И, наконец, его можно выполнить в технике изонить.
Сравнить все виды грибков, постараться заинтересовать грибком, выполненным изонитью. Рассказать, как это сделано, дать им возможность хорошо рассмотреть переплетение нитей на лицевой стороне, сравнить лицевую сторону с изнанкой, отметить особенности расположения нитей на лицевой и изнаночной стороне (на лицевой нити красиво пересекаются, а на изнанке видны только стежки, идущие друг за другом). Показать самую верхнюю и самую нижнюю нить, рассказать о взаимосвязи количества отверстий, расстояний между ними, хорды и переплетения нитей, как выбрать расстояние между отверстиями, от чего оно зависит, как должна идти нить на лицевой стороне и с изнанки.
Далее надо познакомить детей с инструментами и материалами для работы, показать, как ими пользоваться, рассказать, какой иглой лучше работать. Рассказав обо всём этом подробно, можно перейти к показу детям выполнения изонитью простейших рисунков, действуя при этом медленно и последовательно объясняя каждое действие: изображение рисунка, нанесение точек, прокол отверстий и так далее.
Определив правила работы с изонитью, можно перейти к самостоятельному выполнению детьми сначала простейших, затем более сложных рисунков. Мы начинали с детьми с самого простого: выполнения угла. Затем угол превращался в то, что увидели в нём дети: домик, зонт, грибок, бокал, ваза и так далее.
Используемые ресурсы
Любимое дело. Ру
Варианты рисунков-основ для обучения технике "изонить"
Секреты рукоделия. Статья Браницкого Г.А в журнале "Наука и жизнь"
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Берман Г.Н. Циклоида. М.: ГосТехИздат,1954
Веров С. Тайны циклоиды. \\ Квант, №8, 1975.
Васильев Н.Б., Гутенмахер В.Л. Прямые и кривые. М.: Наука, 1978.
Гиндикин С. Звездный век циклоиды.\\ Квант, №6,1985.
Маркушевич А.И. Замечательные кривые. М.: Наука,1978.
Штейнгауз Г. Математический калейдоскоп. М.: ГосТехИздат,1949.
http://rusproject.narod.ru/article/polar2.htm
The Origin of Some Interesting Curves
www.math.wisc.edu/~waleffe
Политехнический словарь /Редкол.: А.Ю. Ишлинский (гл. ред.) и др. - 3 - е изд,, перераб. и доп. - М.: Советская энциклопедия, 1989. - 656 с. с ил.
Леонова О. Рисуем нить. Ажурные картины. - С.-П.: Литеро, 2005.
Гусарова Н.Н. Техника изонити для школьников. - С.-П.: Детство-Пресс, 2007.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://nauka.relis.ru/50/0412/50412116.html
Нагибина М. И. «Чудеса из ткани своими руками» «Академия развития», 1998.- 208с.,
Сашко Л. Н. «Хордовый стежок», Златоуст 2004 г.
Работы мастера экстра-класса Сашко Людмилы Николаевны из г.Златоуста.
Приложение
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
13PAGE 15
13PAGE 142115
@
·
·°
·
·
·Щ